2-859/2011 по иску Даниловой Л. Н. к ГУ УПФ РФ о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и понуждении к назначению пенсии



Дело № 2-859/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Веремьевой О.А., с участием истца Даниловой Л.Н., представителя истца по доверенности Мигай Г.А., представителя ответчика ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области по доверенности Финашиной Н.И., представителя третьего лица – ЦМСЧ-21 ФМБА России по доверенности Саркисян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Людмилы Николаевны к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и понуждении к назначению пенсии,

у с т а н о в и л:

Данилова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области и просила включить периоды работы с 01 февраля 1990 года по 22 июня 1994 года и с 24 июня 1994 года по 31 декабря 1999 года в должности <данные изъяты> промышленно - санитар­ной лаборатории санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) Центральной медико-санитар­ной части (ЦМСЧ) № 21 г. Электросталь на территории ГПО "Неорганика" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 2 как работника предприятий химической и нефтехимической промышленности, занятого контролем воздушной среды, и понудить ответчика назначить досрочную пенсию по старости с 28.10.2010 года.

Исковые требования мотивировала тем, что её трудовая деятельность протекала на территории «ЭНПО «Неорганика» в условиях химической вредности. Она исполняла обязанности по контролю за состоянием воздушной среды рабочих помещений «ЭНПО «Неорганика» и занималась лабораторными исследованиями проб на содержание высокотоксичных химических спецвеществ 1 и 2 класса опасности. Её общий стаж превысил 31 год. В соответствии с подп. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон), женщинам, проработавшим не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия женщинам назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы. Следовательно, при наличии более 8 лет стажа на работах с тяжелыми условиями труда истица полагает, что приобрела право на досрочную трудовую пенсию по достижении 28.10.2010 г. 51-летнего возраста. 20.10.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии с учетом указанных обстоя­тельств. Однако, Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.10.2010 г. ей было отказано назначении досрочной трудовой пенсии по мо­тивам отсутствия у неё требуемого специального (льготного) стажа, в который не был включен оспариваемый период. Истица полагает, что её специальный стаж подтверждается документами, представленными работодателем ответчику. Полагала, что отказ ответчика в назначении досрочной пенсии не основан на за­коне и создает препятствия для осуществления гарантированного ей статьей 39 Конститу­ции РФ права на социальное обеспечение по возрасту в размере, установленном Федераль­ным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

В судебном заседании истица и её представитель по доверенности Мигай Г.А. исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные установочной части решения суда. Кроме того, пояснили, что истица работала под непосредственным начальством и в одной группе с врачом-лаборантом ПСЛ СЭС ЦМСЧ М., которой была назначена пенсия в соответствии с пунктом 3 подраздела А раздела X «Химическое производство» Списка №2, как работнику, осуществляющему контроль за состоянием воздушной среды рабочих помещений подразделений ОАО «ЭНПО «Неорганика».

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 19 по г.Москве и Московской области по доверенности Финашина Н.И. иск не признала, суду представила письменный отзыв на иск, доводы которого поддержала в ходе судебного разбирательства, пояснив, что истцом не доказана занятость по забору проб воздуха в течение всего рабочего дня.

Представитель третьего лица ЦМСЧ-21 по доверенности Саркисян С.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что необходимые документы работодателем ответчику для назначения досрочной пенсии по старости истцу были предоставлены.

Представитель третьего лица ОАО НПО "Неорганика", будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В судебном заседании от 25 мая 2011 года также поддержала исковые требования Даниловой Л.Н. и просила их удовлетворить, поддержала письменные пояснения по делу, приобщенные к материалам дела, также показав, что документы, связанные с деятельностью ПСЛ СЭС ЦМСЧ №21 г. Электросталь, на ОАО «ЭНПО «Неорганика» отсутствуют, т.к. в соответствии с заключением рабочей группы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и запросом Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (уч. от 01.03.2006 г.) в целях недопущения утечки сведений о работе по специальным проблемам и программам дело за инвентарным «Документы, относящиеся к деятельности ЦМСЧ-21 за 1990, 1991 гг., 17.04.2006 г. было отправлено в адрес в/ч . Рабочие журналы ПСЛ- с результатами лабораторных исследований (инв. ) были уничтожены по акту от 2005 г., утвержденному генеральным директором ОАО «ЭНПО «Неорганика» Ч. , как утратившие практическое значение и не имеющие исторической и научной ценности (акты находятся в I отделе предприятия).

Выслушав истца и её представителя, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон), женщинам, проработавшим не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия женщинам назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

Согласно Федеральному Закону 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение досрочной пенсии законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. В частности, устанавливается право на получение пенсии в связи с длительной работой с вредными и тяжелыми условиями труда.

Подпунктом а п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" …» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 239) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, применяется Список № 1, а на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 1, указанным в абзаце втором вышеуказанного подпункта.

Суд считает, что ответчиком неправомерно не включены периоды работы истицы работы с 01 февраля 1990 года по 22 июня 1994 года и с 24 июня 1994 года по 31 декабря 1999 года в должности <данные изъяты> ПСЛ СЭС ЦМСЧ № 21 г. Электросталь на территории НПО "Неорганика" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 2

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в котором поименована должность работника предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятому контролем воздушной среды (раздел X, подраздел А, пункт 3, по­зиция 2110А030 – 1754 б).

Судом установлено, что фактически истица работала в должности <данные изъяты> ПСЛ СЭС ЦМСЧ № 21 г. Электросталь на территории НПО "Неорганика", что подтверждается записями в трудовой книжке, личной карточкой формы Т-2, штатными расписаниями ЦМСЧ-21 на 1990,1997 г., списками отделений, профессий и должностей с вредными, опасными условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в ЦМСЧ-21, перечными подразделений ЦГСЭН ЦМСЧ № 21 и должностей, работа в которых дает право на повышение окладов (ставок), бесплатное получение молока, бесплатное получение спецпитания, льготное пенсионное обеспечение выпиской из лицевого счета, индивидуальными сведениями о стаже и заработке Даниловой Л.Н. за 1996-1999 гг., должностными инструкциями <данные изъяты> ПСЛ- ЦГСЭН ЦМСЧ-21 за 1990 и 1998 гг., списком комнат, контролируемых группой ПСЛ ЦГСЭН в ЦМСЧ-21 в период с 1990 по 1999 гг., перечнем количества рабочих дней, отработанных <данные изъяты> Даниловой Л.Н. на работах, связанных со спецвеществами с 1990 по 1999 гг., копиями трудового договора и приказом о переводе на работу, справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по Спискам №№ 1 и 2 и уточняющей справкой о характере работы <данные изъяты> ПСЛ ЦГСЭН в ЦМСЧ № 21 на территории ГУП НПО "Неорганика", согласно которым ПСЛ на территории Электростальского научно-исследовательского технологического института (ЭНИТИ, ГУП ЭНПО "Неорганика", ныне ОАО НПО "Неорганика) была организована в 1985 году на основании решения Минздрава СССР в составе СЭС МСО-21 (ныне ЦМСЧ-21), с 01.02.1990 года на должность <данные изъяты> ПСЛ была принята Данилова Л.Н., которая в соответствии с должностной инструкцией <данные изъяты> ПСЛ осуществляла отбор проб, доставку проб в лабораторию и их лабораторное исследование под руководством <данные изъяты> на содержание высокотоксичных химических веществ 1 и 2 класса опасности: в воздухе рабочей зоны лабораторных и производственных помещений, на складе спец.веществ, в воздухе приточных и вытяжных систем вентиляции производственных корпусов НПО "Неорганика"; на приборах, рабочих поверхностях установок со спец.веществами, спец.одежде работающих, инструментах в производственных помещениях и на складе спец.веществ НПО "Неорганика", в производственных сточных водах в системе химической канализации на территории предприятия. Занятость <данные изъяты> Даниловой Л.Н. в течение полного рабочего дня с высокотоксичными химическими спец.веществами 1 и 2 класса опасности подтверждается объемами выполненных лабораторных и инструментальных исследований в соответствии с ежемесячными планами-графиками, в которых указаны даты, названия спец.веществ и характер выполняемых работ.

Согласно письменным пояснениям по делу ОАО НПО "Неорганика" на 11.05.2011 г. документы, связанные с деятельностью ПСЛ СЭС ЦМСЧ №21 г. Электростальна ОАО «ЭНПО «Неорганика» отсутствуют, т.к. в соответствии с заключением рабочей группы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и запросом Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (уч. от 01.03.2006 г.) в целях недопущения утечки сведений о работе по специальным проблемам и программам дело за инвентарным номером «Документы, относящиеся к деятельности ЦМСЧ-21 за 1990, 1991 гг., 17.04.2006 г. было отправлено в адрес в/ч .

Рабочие журналы ПСЛ с результатами лабораторных исследований (инв. №) были уничтожены по акту от 2005 г., утвержденному генеральным директором ОАО «ЭНПО «Неорганика» Ч. как утратившие практическое значение и не имеющие исторической и научной ценности (акты находятся в I отделе предприятия).

В соответствии с правоприменительной практикой Верховного суда РФ, если подтверждающие документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, то указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает его права на назначение льготной пенсии (Бюлл. ВС РФ № 8 за 2005 г., извлечение из определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14 июня 2005 г. № 9-г04-35).

Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды работы Даниловой Л.Н. в тяжелых условиях труда с 01 февраля 1990 года по 22 июня 1994 года и с 24 июня 1994 года по 31 декабря 1999 года в должности <данные изъяты> ПСЛ СЭС ЦМСЧ № 21 на территории «ЭНПО «Неорганика» подлежит включению в её специальный стаж по Списку № 2 как работника предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятого контролем воздушной среды.

Стаж работы истца Даниловой Л.Н. в оспариваемый период составляет <период>, следовательно, при наличии более 8 лет стажа на работах с тяжелыми условиями труда истица приобрела право на досрочную трудовую пенсию по достижении 28 октября 2010 г. 51-летнего возраста.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Даниловой Людмилы Николаевны удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить Даниловой Людмиле Николаевне в специальный страж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 2 периоды работы с 01 февраля 1990 года по 22 июня 1994 года и с 24 июня 1994 года по 31 декабря 1999 года в должности <данные изъяты> промсанлаборатории СЭС ЦМСЧ № 21 на территории «ЭНПО «Неорганика».

Обязать ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить Даниловой Людмиле Николаевне досрочную трудовую пенсию в порядке, установленном законом РФ "О трудовых пенсиях в РФ" для лиц, работавших на работах с тяжелыми условиями труда, с 28 октября 2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение

суда изготовлено 17 июня 2011 года.

Судья: