2-1102/2011 по иску Павловой М.Л. к ГУ –УПФ РФ № 19 о включении периода работы в льготный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии ранее достижения пенсионного возраста и назначении пенсии



Дело № 2- 1102/11г.

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

31 августа 2011 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Хоменко Л. Я., адвоката Борисовой Е.Ю., при секретаре Королевой В. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Маргариты Леонидовны к ГУ –УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в льготный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии ранее достижения пенсионного возраста и назначении пенсии ,

у с т а н о в и л :

Павлова М.Л. обратилась в суд с иском к ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по г. Москве и Московской области и просила суд признать неправомерным решение ГУ - УПФ РФ г. Электростали от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной пенсии, и просила суд включить период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> завода «Экситон» ( ныне ОАО«Экситон») в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 2, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную пенсию по старости с даты исполнения ей 52 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований истец указала, что она более 6 лет работала во вредных условиях труда и при наличии данного специального стажа имеет право при достижении ею возраста 52 года уйти на пенсию ранее достижения пенсионного возраста для женщин. ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Считает данный отказ неправомерным. Просила удовлетворить ее исковые требования в полном объеме, поскольку она работала с вредными препаратами, <данные изъяты>. В данный период она получала молоко, имела дополнительный отпуск.

Представитель истицы адвокат Борисова Е.Ю. суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ истица работала на заводе « Экситон» <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ стала работать <данные изъяты> завода «Экситон» <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ ей был установлен 3 разряд, с ДД.ММ.ГГГГ она уволилась с данного предприятия.

Выполнявшаяся истицей работа во вредных условиях труда в указанный период давала ей право на досрочную трудовую пенсию по старости на льготных условиях по Списку № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26. 01. 1991г. за № 10 <данные изъяты>, касающихся оператора прецизионной фотолитографии.

Пенсионная комиссия выдала ей справку, уточняющую особый характер работы или условий труда, необходимый для назначения льготной пенсии по старости, которая была представлена ответчику.

Требования представителя ответчика предоставить другие первичные документы не могут быть выполнены. Так как они в спорный период не являлись правоустанавливающими для назначения досрочных пенсий и имели ограниченные сроки хранения 3-5 лет, после истечения которых уничтожались. В настоящее время изменилось как правовое регулирование назначения досрочных пенсий, так и источник их выплат. В соответствии с новыми требованиями действующего пенсионного законодательства ведется учет и хрнение всех первичных документов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, где срок хранения уже составляет 75 лет. Несохранение первичных документов не может вменяться истице в вину.

В личной карточке истицы по месту работы и в приказе об увольнении указана должность истицы - <данные изъяты>. Истица не могла быть уволена с должности на которой не работала. В течение спорного периода истица вступала в брак и меняла фамилию, имеется приказ о смене ее фамилии ( данный факт отражен и в трудовой книжке истицы), где указана должность истицы – <данные изъяты>. Работники отдела кадров завода некорректно оформили переход и назначение истицы на новую должность <данные изъяты>, не издали приказ о переводе или назначении на данную должность, а указали, что с ДД.ММ.ГГГГ ее должность квалифицируется как <данные изъяты>. Просит суд удовлетворить исковые требования истицы как законные и обоснованные.

В судебном заседании представитель ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Финашина Н.И. пояснила, что истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием у нее требуемого льготного стажа. Специальный стаж истицы по Списку № 2, который может быть принят к зачету по представленным документам составляет <данные изъяты>. Управлением пенсионного фонда была проведена документальная проверка обоснованности выдачи истице льготной справки. В ходе данной документальной проверки было установлено, что в специальный стаж истицы в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 2 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17. 12. 2001г. № 173-ФЗ не может быть засчитан период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на заводе «Экситон», так как по документам нельзя установить, в какой конкретно должности работала истица в данный спорный период. В трудовой книжке истицы имеются записи только о зачислении истицы ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> и о дальнейших присвоениях квалификации <данные изъяты>. Приказ о переводе ее на данную должность, предусмотренную Списком № 2, для проверки не представлен, то есть отсутствует. Согласно карточке с лицевыми счетами за данный период Павлова М.Л. значится <данные изъяты>. Кроме того, отсутствуют подтверждения занятости истицы в особых условиях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11. 02 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными актами. Основное количество документов первичного учета, истицей не представлено в связи с их отсутствием.

Просит суд отказать истице в назначении досрочной пенсии по старости.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области истцу было отказано в назначении досрочной пенсии, в виду отсутствия требуемого специального стажа по состоянию на момент обращения ее с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 2 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17. 12. 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.

Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 вышеуказанного закона назначается женщинам по достижению возраста 52 года при наличии 6 лет специального стажа.

Специальный стаж работы истца Павловой М. Л., который был учтен ответчиком, для назначения досрочной пенсии составляет <данные изъяты> по Списку № 2.

Суд считает, что ответчик в качестве основания для отказа неправомерно сослался на постановление Правительства РФ от 11. 07. 2002 года № 516. При этом ответчик подменил безосновательно термин «систематическая занятость» в период работы истицы во вредных условиях, на термин «постоянная занятость», применяющийся с 1992 года.

Судом установлено, что работа Павловой М.Л. во вредных и тяжелых условиях труда до ДД.ММ.ГГГГ. протекала в период действия Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Согласно ФЗ № 173 –ФЗ от 17 декабря 2001 года « О трудовых пенсиях в РФ" право на назначение досрочной пенсии законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. В частности, устанавливается право на досрочное получение трудовой пенсии в связи с длительной работой с вредными и тяжелыми условиями труда.

Пунктом 2 ст. 27 Закона РФ № 173-ФЗ Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст. 27 Закона, а также Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.

Подпунктом «а» п. 1 Постановления правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 « О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003г. № 239) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом время выполнявшихся до ДД.ММ.ГГГГ работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей…, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Правительства СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими изменениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2, указанным в абзаце втором вышеуказанного подпункта.

Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, обусловливалось тем, что длительная занятость на таких видах работ сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что своим решением комиссия отказала о назначении досрочной пенсии по старости по Списку № 2 Павловой М.Л. в виду отсутствия требуемого льготного стажа и то, что истица в условиях вредности была занята непостоянно, то есть ее занятость составляла менее 80% рабочего времени.

Из представленных суду документов следует, что Павлова М.Л. работала на заводе « Экситон» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и была уволена с завода по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной льготной справке ОАО « Экситон» от ДД.ММ.ГГГГ. работа истца проводились ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по профессии <данные изъяты>, работала полный рабочий день без совмещения профессий и ее должность предусмотрена по Списку № 2 <данные изъяты>. Обоснованность выдачи справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии подтверждается : <данные изъяты>, где указано, что истица квалифицируется <данные изъяты>.

То обстоятельство, что специальный стаж (спорный), дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2, выработан истицей до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается дополнительно и записями в ее трудовой книжке.

Списком № 2 от 1956 года (с последующими дополнениями) было предусмотрено условие систематической занятости во вредных условиях.

В спорный период, когда Павлова М.Л. вырабатывал специальный трудовой стаж необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, условием ее назначения была именно систематическая занятость во вредных условиях

Пенсионный фонд, отказывая истице в досрочном назначении пенсии, мотивировал свой отказ тем, что отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости истца во вредных и тяжелых условиях в течение полного рабочего дня в производствах, предусмотренных Списком № 2, утв. КМ СССР от 16. 01. 1991г., то есть ответчик приравнял понятия «систематическая занятость» и «постоянная занятость», понимая занятость постоянную - работу в течение каждого рабочего дня.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24. 04. 2003 года № 239 время выполнявшихся до 01. 01. 1992 года работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР № 134-49 от 12. 02. 1964г., засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками № 1 и № 2, утв. ПКМ СССР № 10 от 26. 01. 1991 года.

Распространение нового порядка подтверждения сведений о льготном стаже работы как условии приобретении прав на назначение пенсии на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы в указанных условиях не менее 10 лет и которые до вступления нового правового регулирования в силу уже прекратили работу в тяжелых условиях труда, означающее по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и тем самым отмену для этих лиц прав, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях.

Специальный трудовой стаж должен подтверждаться с применением того порядка подсчета стажа, которые действовал в период выполнения данной работы (деятельности), а не тогда, когда, застрахованное лицо обратилось за назначением пенсии.

Таким образом, попытка ответчика применить к правоотношениям по приобретению специального трудового стажа, закончившимися в ДД.ММ.ГГГГ положения, принятые после вступления в силу закона № 340-1 (то есть после ДД.ММ.ГГГГ) и новый порядок подтверждения сведений о льготном стаже, вступивший в действие после ДД.ММ.ГГГГ нормативно не обоснована. Согласно пункту 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Первичные документы, подтверждающие занятость истца в производственных помещениях <данные изъяты> в период до ДД.ММ.ГГГГ имелись, согласно справке ОАО « Экситон " срок хранения 3 года, к настоящему времени не сохранились и были уничтожены в установленном порядке, однако данное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает его права на назначение льготной пенсии.

Таким образом, суд находит доказанным, что истец имеет требуемый льготный стаж для назначения пенсии; за Павловой М.Л. надлежит признать право на досрочную трудовую пенсию, в порядке подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Закона с ДД.ММ.ГГГГ и включить данный период ее работы в должности <данные изъяты> в специальный (льготный) стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 19 закона трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Из материалов дела видно, что с заявлением о назначении пенсии Павлова М.Л., дата рождения, обратилась ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. достигла возраста 52 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Павловой М.Л. удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в льготный стаж по Списку № 2 период работы Павловой Маргариты Леонидовны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Хоменко Л.Я.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2011 года

Судья :