2-1568/2011 по иску прокурора г. Электростали к ОАО «Торг Юнион» об обязании проведения аттестации рабочих мест



Дело № 2-1568/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., с участием помощника прокурора Щепятковой О.В., представителя ответчика ООО «Торг Юнион» по доверенности Харитоновой А.А., представителя третьего лица Государственного инспектора труда в Московской области Черниченкиной Н.В., при секретаре Смирновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Электростали в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Торг Юнион» об обязании проведения аттестации рабочих мест,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Электростали в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Торг Юнион» и просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии со штатным расписанием с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Свои требования мотивировал тем, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является одной из гарантий работникам на обеспечение безопасности условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям подлежат все имеющиеся в организациях рабочие места. При проведении прокурорской проверки установлено, что ответчиком аттестация рабочих мест не проведена.

Помощник прокурора Щепяткова О.В. судебном заседании уточнила исковые требования, просила обязать ООО «Торг Юнион» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии со штатным расписанием.

Представитель ответчика ООО «Торг Юнион» по доверенности Харитонова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что проведение аттестации рабочих мест в соответствии со штатным расписанием, действующим на данный момент в ООО «Торг Юнион», невозможно в связи с тем, что истек срок действия договора субаренды производственного комплекса по <адрес>, в котором находилось предприятие ООО «Торг Юнион». В настоящее время производится демонтаж оборудования и подготовка к переезду на новое место, которое запланировано на 2012 год. При переезде на новое место изменится и штатное расписание, и условия рабочих мест. По окончании переезда и ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест ООО «Торг Юнион», учитывая п.8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 года № 342н, проведет аттестацию рабочих мест не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию в соответствии с указанным порядком. Просила в иске прокурору отказать.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда Московской области государственный инспектор Черниченкина Н.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора и настаивала на их удовлетворении.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, Государственного инспектора по труду, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 41).

В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, среди прочего: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утратил силу с 01.09.2011 г.), в соответствии с положениями которого порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (п. 1). Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5). Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7). После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте РФ (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) (п. 46).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, введенный в действие с 01.09.2011 г.

Пунктом 1 действующего с 01.09.2011 г. Порядка определено, что таковой устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Кроме того, названным Порядком установлено, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п. 4); обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (п. 6); сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8). Согласно пункту 45 Порядка после проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.09.2011 г., свидетельствами о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельством о государственной регистрации юридического лица, сообщением отдела государственной статистики в <адрес> подтверждена регистрация ООО «Торг Юнион» в Едином государственном реестре юридических лиц; лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, обозначена генеральный директор Т.

18 августа 2011 г. прокурором г. Электростали вынесено постановление об организации проверки соблюдения трудового законодательства в области охраны труда в ООО «Торг Юнион» (<адрес>).

18.08.2011 г. в соответствии с указанным выше постановлением прокурора была проведена проверка соблюдения действующего законодательства в области охраны труда, аттестации рабочих мест в ООО «Торг Юнион», о чем составлен акт по результатам мероприятий по надзору.

В ходе проверки установлено, что ООО «Торг Юнион» осуществляет деятельность по производству мебели. Согласно штатному расписанию от 30.06.2011 года ООО «Торг Юнион» имеет 34 рабочих места. Обязанность по охране труда возложена на С.

В ходе прокурорской проверки выявлено нарушение, которое отражено в акте: аттестация рабочих мест, имеющихся в ООО «Торг Юнион» не производилась.

С актом ознакомлены начальник производства С. и гл. юрист Харитонова А.А., который дали объяснения подтвердив, что на момент проверки аттестация рабочих мест не проведена, запланирована на ближайшее время.

Из сообщения от 22.08.2011 года генерального директора ООО «Торг Юнион» Т. прокурору г.о. Электросталь, на момент проверки аттестация не завершена в связи с предстоящим переездом в новое помещение по окончании срока действия договора аренды помещения по <адрес>.

Согласно введенному в действие с 01.09.2011 г. штатному расписанию ответчика в ООО «Торг Юнион» в наличии 64,25 штатных единицы по 30 наименованиям должностей.

Представителем ответчика ООО «Торг Юнион» суду не представлено доказательств тому, что юридическим лицом, работодателем-ООО «Торг Юнион» после имевшей место 18.08.2011 г. прокурорской проверки проведена аттестация рабочих мест. Аттестационная комиссия для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не создавалась, договоров на выполнение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда со специальной аттестующей организацией, имеющей лицензию и аттестат аккредитации не заключалось.

Доводы представителя ответчика ООО «Торг Юнион» о том, что проведение аттестации рабочих мест не представляется возможным в связи с истечением срока действия договора субаренды производственного комплекса в котором находится предприятие, суд находит несостоятельными. Законодатель возлагает на работодателя обязанность обеспечить работнику безопасные условия труда, определить рабочее место. Вместе с тем, ООО «Торг Юнион» как работодатель с момента создания организации не проводил аттестацию рабочих мест по штатному расписанию; после заключения договора субаренды нежилых помещений от 01.10.2010 года, по вводу их в эксплуатацию рабочих мест также не проводил аттестацию рабочих мест и как установлено, что на момент прокурорской проверки работники выполняли свои обязанности на не аттестованных рабочих местах, находясь в производственных помещениях по <адрес>, несмотря на то, что окончился срок договора аренды помещения. Поскольку работодателю было известно о дате окончания срока указанного договора (01.05.2011 г.) в его обязанность входило решение вопроса создания рабочих мест.

Таким образом, подтверждены доводы прокурора о том, что в нарушение положений законодательства РФ аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиком не проведена.

В силу ст. ст. 1, 21, 22, 26, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными органами, в т. ч. и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; для осуществления надзора прокурор наделен соответствующими полномочиями.

Прокурор просит об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии со штатным расписанием.

Учитывая, что вопросы регулирования численности штата, внесения изменений в штатное расписание в соответствии с трудовым законодательством являются прерогативой работодателя, а аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, поскольку направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом и признана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, суд находит требования прокурора об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии со штатным расписанием обоснованными.

В соответствии с ч. 2 ст. 45, ст. ст. 88, 89 ГПК РФ, подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор при подаче в суд заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, исчисленная в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, т. е. с учетом субъектного состава неопределенного круга лиц– граждан, в интересах которых предъявлен иск прокурором, - в размере 200 руб., подлежит взысканию в доход бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты таковой.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Электростали Московской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО «Торг Юнион» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии со штатным расписанием.

Взыскать с ООО «Торг Юнион» в доход бюджета государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись.

Решение суда в окончательном виде

изготовлено 21 октября 2011 года

Судья: подпись.

Копия верна: Решение не вступило в законную силу.

Судья