Р Е Ш Е Н И Е С У Д А Именем Российской Федерации 6 декабря 2011 года г. Электросталь Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самойловой О.С., при секретаре судебного заседания Тимофеевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ёдгоровой Е.С. в интересах несовершеннолетней Ё.С. об оспаривании бездействия отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области в г.о. Электросталь, у с т а н о в и л: Ёдгорова Е.С. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней Ё.С.. с заявлением, в котором просила суд обязать УФМС России по Московской области г.о. Электросталь зарегистрировать по месту жительства несовершеннолетнюю Ё.С.., <число месяц год > года рождения. Заявление Ёдгоровой Е.С. мотивировано тем, что она с <число месяц год >. зарегистрирована и имеет постоянное место жительства в квартире <адрес>. Членами её семьи являются Ё.А.., <число месяц год > года рождения, Ё.Ш.., <число месяц год > года рождения, которые зарегистрированы и проживали в указанном жилом помещении с рождения. В <месяц год >. в <адрес> произошел пожар, в результате которого дом стал непригодным для проживания. <число месяц год > родилась Ё.С.. <число месяц год > Ёдгорова Е.С. обратилась в УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь с целью регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, несовершеннолетней Ё.С.., <число месяц год >.р. <число месяц год > за номером № был получен отказ в регистрации несовершеннолетней. При этом УФМС РФ по Московской области в г.о. Электросталь указало о необходимости предоставления истицей следующих документов: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства №; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственника на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающая наличие права пользования жилым помещением. При этом в выше указанном письме указано, что после предоставления данных документов вопрос о регистрации несовершеннолетней Ё.С.. будет рассмотрен. Считает, что отказ УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь в регистрации по месту жительства несовершеннолетней Ё.С.. является незаконным и необоснованным. Основывается на положениях ст.20 ГК РФ и пункта 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995 года №713, из которых следует, что несовершеннолетние дети регистрируются по месту жительства своих родителей, при этом достаточно представить свидетельство о рождении ребенка и удостоверение личности родителя. Предоставление иных документов, в том числе запрашиваемых УФМС РФ по Московской области г.о. Электросталь для регистрации несовершеннолетней Ё.С.. Отсутствие регистрации по месту жительства несовершеннолетней Ё.С.. нарушает её права, так как без регистрации по месту жительства не представляется возможным оформить полис медицинского страхования, в результате чего невозможно получить бесплатно медицинские услуги, услуги молочной кухни и т.п.. Заявитель Ёдгорова Е.С. в судебное заседание не явилась. Представитель заявителя по доверенности Чернова Ю.В. в судебном заседании поддержала заявление, просила признать бездействие отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь, выразившееся в отказе регистрации новорожденного ребенка Ё.С., <число месяц год > года рождения по месту жительства по адресу: <адрес>, незаконным и обязать Отдел УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес> – Ё.С., <число месяц год > года рождения. Пояснила также, что до настоящего времени Ёдгорова Е.С. не обеспечена жилым помещением после пожара <адрес> пожара она проживает в квартире, которую занимает по договору коммерческого найма. Представитель УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь Гаврилова А.Б. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления Ёдгоровой Е.С., представила письменные возражения на заявление Ёдгоровой Е.С., в которых указано со ссылкой на п.3, 17 Постановления Правительства РФ №713 от 17.07.1995 и п.17 Приказа ФМС России №208 от 20.09.2007 на то, что вселение по указанному заявителем адресу невозможно и регистрация по месту жительства не может быть произведена, поскольку помещение по адресу: <адрес> муниципальное, признано аварийным и подлежащим сносу на основании Постановления Администрации г.о. Электросталь Московской области от <число месяц год > №, а также не производится техническое обслуживание, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение. Мать несовершеннолетней Ё.С.. в своем заявлении о регистрации по месту жительства указала, что по данному адресу она вместе с детьми не проживает, так как квартира непригодна для жилья из-за пожара. Также пояснила, что Ёдгорова Е.С. может обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания несовершеннолетней. Медицинская помощь будет оказана и при регистрации по месту пребывания. Поскольку фактическое вселение в <адрес> из-за признания его аварийным невозможно, невозможна и регистрация ребенка по месту жительства по указанному адресу. Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Администрации г.о. Электросталь по доверенности Чурилова О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Ёдгоровой Е.С., полагая, что в случае регистрации ребенка по указанному адресу по месту жительства, регистрация будет иметь формальный характер, не будет соответствовать фактическому месту жительства, так как дом после пожара признан аварийным. Исследовав представленные доказательства, выслушав заявителя, представителя УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь по доверенности, представителя заинтересованного лица- Администрации г.о. Электросталь по доверенности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Ёдгоровой Е.С. Ёдгорова Е.С. с <число месяц год > зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> по настоящее время. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из домовой книги (л.д.5), не оспаривалось представителем УФМС РФ по Московской области в г. Электросталь и представителем Администрации г.о. Электросталь. Малолетняя Ё.С. родилась <число месяц год >, о чем <число месяц год > составлена запись акта о рождении №. <число месяц год > выдано свидетельство о рождении серии № (л.д.6), в котором в графе «мать» указано- Ёдгорова Е.С., в графе «отец»- прочерк. В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительство. Заявитель Ёдгорова Е.С. в заявлении о регистрации несовершеннолетней дочери изъявила желание вселить её в занимаемое ею жилое помещение. Закон Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не содержит ограничений в части регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства родителей или одного из них. Оспоренное положение Правил согласуется с требованиями Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В соответствии с п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Отказывая в регистрации новорожденного ребенка Ёдгоровой С.К. по адресу: <адрес>, по заявлению Ёдгоровой Е.С., начальник Отдела УФМС РФ по Московской области в г.о. Электросталь <И.>. указывает в ответе от <число месяц год > № о необходимости предоставления ряда документов (л.д.7-8). Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, определено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220). Представление иных документов, требуемых в данном случае Отделом УФМС РФ по Московской области в г.о. Электросталь не предусмотрено действующим законодательством. Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище. Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" возложил на Правительство Российской Федерации обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть четвертая статьи 3). Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации разработать только порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 8). Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Данная позиция Конституционного Суда РФ отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года №4-П. Данное требование закона не было соблюдено сотрудниками Отдела УФМС РФ по Московской области в г.о. Электросталь. Доводы представителя Отдела УФМС РФ по Московской области в г. Электросталь о том, что жилой дом, в который заявитель желает зарегистрировать новорожденного ребенка, признан аварийным, в нем невозможно проживать, в связи с чем фактическое проживание и место регистрации по месту жительства не будут совпадать, суд находит не основанным на законе. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не возлагает проверку подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности выдачи ордера, соответствия заключенного договора нормативным актам, и т.д. на органы, производящие регистрацию, и она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Заявитель настаивает на регистрации новорожденного ребенка по месту жительства, а не по месту пребывания. При этом представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что заявитель занимает в настоящее время жилое помещение на условиях коммерческого найма и для регистрации ребенка по адресу фактического проживания требуется согласие собственника жилого помещения. Представитель Администрации г.о. Электросталь в судебном заседании не отрицала, что до настоящего времени заявителю не предоставлено жилое помещение в связи с аварийным состояние дома <адрес> из-за пожара, где она сохраняет регистрацию по месту жительства. В силу статьи 4 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. При этом осуществление регистрационного учета граждан по месту пребывания и жительства не ставится в зависимость от нуждаемости дома в капитальном ремонте, реконструкции, либо отселении. При указанных обстоятельствах, поскольку заявитель Ёдгорова Е.С. обратилась в Отдел УФМС РФ по МО в г.о. Электросталь с заявлением о регистрации новорожденной дочери- Ё.С.., <число месяц год > рождения, по месту своего жительства, предоставив при этом все необходимые, определенные законом документы, суд полагает, что отказ Отдела УФМС РФ по МО в г.о. Электросталь в регистрации несовершеннолетнего ребенка Ё.С.. совместно с матерью по указному ею в заявлении адресу, является необоснованным и незаконным. В связи с вышеизложенным, суд полагает возможным вынести решение об удовлетворении жалобы заявителя Ёдгоровой Е.С. Руководствуясь Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 12, 56, 194- 198, 255-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Ёдгоровой Е.С.- удовлетворить. Признать бездействие отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь, выразившееся в отказе регистрации новорожденного ребенка Ё.С., <число месяц год > года рождения по месту жительства по адресу: <адрес> – незаконным. Обязать Отдел УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес> – Ё.С., <число месяц год > года рождения. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решения судом принято 12 декабря 2011 года. Судья: подпись Самойлова О.С.