2-1980/2011 по иску Мериоя В.Л. к ГУ- УПФ РФ о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии



Дело № 2-1980/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Хоменко Л. Я., при секретаре судебного заседания Королевой В.В., с участием адвоката Веремеева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мериоя Валерия Лембитовича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

09.06.2011 года Мериоя В.Л, дата рождения, обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ-УПФ РФ №19 в г.Москве и Московской области о включении периода работы с (дата) по (дата) в должности <данные изъяты> « Кристалл-Восток-Центр» в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и о назначении досрочной пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью с (дата).

(Дата) решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Мериоя В.Л отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого требуемого специального стажа 25 лет (протокол ). Не согласившись с данным решением Комиссии, Мериоя В.Л. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области. В обоснование требований указал, что ответчик признал его специальный стаж только 16 лет 07 месяцев и 16 дней. Незаконно не был включен в специальный стаж период его работы с (дата) по (дата) в должности <данные изъяты> « Кристалл-Восток-Центр». Считает, что ему должна быть назначена досрочная пенсия по старости с (дата).

Обосновывая свои исковые требования, истец суду пояснил, что в соответствии со Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, профессия <данные изъяты> входит в перечень должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости, при этом перечень учреждений дополнительного образования для детей предусматривает спортивные школы всех наименований и видов независимо от форм собственности. Ранее действовавший Закон РФ от 29.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школ и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Решением Электростальского горсуда от 10 декабря 2009 года периоды его работы с (дата) по (дата); с (дата) по (дата); с (дата) по (дата); с (дата) по (дата); с (дата) по (дата) были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Период его работы с (дата) по (дата) в должности <данные изъяты> « Кристалл-Восток-Центр» не оспаривался, так как он был включен в специальный стаж самим ответчиком.

В настоящее время ответчик отказывается включать данный период в специальный стаж, как и дальнейший его период работы в этой же должности и в этой же организации по (дата), указывая на то, что не выполнено одно из условий п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим <данные изъяты> деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002г. № 781, то есть на 01.01. 2001 год не имеется стажа работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев. В указанном Списке в разделе « Наименование должностей» предусмотрена должность «<данные изъяты>», а в разделе « Наименование учреждений»-«детские юношеские спортивные школы всех наименований, специализированные детско- юношеские спортивные школы олимпийского резерва".

С самого начала осуществления трудовой деятельности <данные изъяты> в данной организации он - истец работал только с детьми до17 лет; в его должностные обязанности входило <данные изъяты>. Ссылаясь на постановление ВС РФ от 20.12.2005г. №25, определение КС РФ от 18.06.2004г. №197-О, просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, периоды его работы: с (дата) по (дата) в должности <данные изъяты>

В судебном заседании истец Мериоя В.Л, его представитель адвокат Веремеев И.В., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенному выше, пояснили, что характер работы истца в должности <данные изъяты> не изменялся в течение всего спорного периода работы и на (дата) у истца имеется <данные изъяты> стаж 25 лет, который дает право на назначение досрочной пенсии по старости.

Представитель ГУ-УПРФ № 19 по г. Москве и Московской области Финашина Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Истец такого стажа не имеет, поскольку специальный стаж истца на дату обращения составлял 16 лет 07 месяцев.16 дней, установленный в соответствии с решением Электростальского горсуда от 10.12. 2009 года.

Применяемые при определении права на досрочную пенсию в связи с <данные изъяты> деятельностью за соответствующие периоды работы Списки (Список профессий и должностей работников образования, <данные изъяты> деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ СССР №463 от 06.09.1991г.; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с <данные изъяты> деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии…, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей…», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781) содержат исчерпывающие перечни должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж для определения права на досрочную пенсию по старости; и орган пенсионного фонда не наделен правом их расширительного толкования. Период, за включением которого в специальный стаж в связи с <данные изъяты> деятельностью обратился в суд истец, не может быть включен в его специальный стаж, поскольку не выполнено одно из условий п.12 « Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим <данные изъяты> деятельность…«, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29. 10. 2002 года № 781, то есть у истца на (дата) не имеется стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев. Просит суд в иске истцу отказать.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области Финашину Н.И., исследовав материалы дела и представленные документы, оценив доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Мериоя В.Л. подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Подпунктом 10 п.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с <данные изъяты> (<данные изъяты> деятельности).

Постановлением Правительства РФ то 29.10.2002г. №781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как видно из решения комиссии от (дата), Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол №23) не включила в специальный стаж периоды работы Мериоя В.Л с (дата) по (дата) в должности <данные изъяты> « Кристалл-Восток-Центр» , т.к. не выполнено одно из условий п. 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим <данные изъяты> деятельность…», утвержденных постанолвлением Правительства РФ от 29.10. 2002г. № 781, то есть на 01.01. 2001 год не имеется стажа работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев.

В пункте 9 постановления от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

В пункте 10 названного постановления Пленума Верховным Судом РФ изложена правовая позиция, в соответствии с которой при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж <данные изъяты> деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года №340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы <данные изъяты> деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Учитывая это, а также принимая во внимание, что сохраняя для лиц, осуществлявших <данные изъяты> деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма <данные изъяты> деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

На момент обращения истца в ГУ-УПФ РФ №19 по г.Москве и Московской области за назначением пенсии (дата) и в настоящее время действует Постановление Правительств РФ от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По мнению суда, период работы истца подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, в т. ч. и с учетом названных выше пунктов 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25.

Пунктом 2 раздела “Наименование должностей” и п. 2 раздела “наименование учреждений”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 Списка… должность “<данные изъяты>” предусмотрена.

Из объяснений истца следует, что в период его работы в должности <данные изъяты>.

Основным условием на пенсионное обеспечение по выслуге лет гражданам, работающим в сфере образования, является осуществление <данные изъяты> деятельности. Согласно разъяснениям Конституционного и Верховного Судов РФ в 2001-2004 годах пенсия за выслугу лет <данные изъяты> работникам назначается не в зависимости, в частности от наименования учреждения, а от вида деятельности. Категории <данные изъяты> работников не должны ставится в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах в зависимости от принадлежности учебного заведения или наименования должности.

Согласно Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от дата ( протокол ) стаж работы истца с (дата) по (дата) ( 6 лет.02 мес. и 11 дней) в должности <данные изъяты> « Кристалл-Восток-Центр» был включен как специальный дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Из трудовой книжки истца, представленной суду, следует, что истец продолжает до настоящего времени работать в той же должности <данные изъяты> и в той же организации <данные изъяты> « Кристалл-Восток-Центр», то есть на момент обращения истца с повторным заявлением к ответчику о включении периода работы в специальный стаж и о назначении пенсии с дата, его специальный стаж, учтенный и принятый ответчиком 6 лет 02 мес. и 11 дней увеличился и стал составлять 08 лет 05 месяцев и 8 дней.

Таким образом, суд находит доказанным, что истец имеет требуемый <данные изъяты> стаж для назначения досрочной пенсии, а потому решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области от 17.06.2011г. (протокол ) об отказе Мериоя В.Л. во включении в его специальный стаж периода его работы и об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью нельзя признать законным и обоснованным

Учитывая, что решением Электростальского горсуда от 10 декабря 2009 года по делу № 2- 1077\2009г. истцу были включены периоды работы с (дата) по (дата) в специальный стаж, дающий право на досрочную назначения пенсии, учитывая включенные ответчиком 6 лет 02 мес. и 11 дней на 11. 03. 2009 и установленный судом по данному делу ( всего 8 лет. 05 мес. 08 дней в должности <данные изъяты> «Кристалл-Восток -Центр»), специальный <данные изъяты> стаж истца на 09 июня 2011г. составляет 25 лет 00 мес. 24 дня.

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела видно, что с заявлением о назначении пенсии Мериоя В.Л. обратился (дата). На день обращения за назначением пенсии необходимый 25-летний педагогический стаж истцом выработан. Таким образом, требования истца об обязании ответчика к назначению ему пенсии с (дата) подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мериоя Валерия Лембитовича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ № 19 по городу Москве и Московской области от 17 июня 2011года об отказе Мериоя Валерию Лембитовичу в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г.

Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, периоды работы Мериоя Валерия Лембитовича:

с (дата) по (дата) ( 8 лет.05 мес. и 08 дней) в должности <данные изъяты> « Кристалл-Восток-Центр»

и назначить ему досрочную пенсию по старости с (дата).

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л. Я. Хоменко

В окончательной форме решение суда изготовлено 15 декабря 2011 года.

Судья: Л. Я. Хоменко