Р Е Ш Е Н И Е С У Д А Именем Российской Федерации 18 января 2012 года город Электросталь Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шебашовой Е.С., при секретаре Резяповой Э.Ф., с участием помощника прокурора г.Электростали Булдаковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Электростали к Администрации г.о.Электросталь об обязании увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, у с т а н о в и л: 24.10.2011 Прокурор г.Электростали обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Электросталь об обязании увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Иск мотивирован тем, что прокуратурой города Электросталь проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений. Установлено, что по состоянию на 1992 год на территории города Электросталь располагалось 72 дошкольных образовательных учреждения. В настоящее время на территории города функционирует только 42 дошкольных образовательных учреждения и 4 дошкольные группы в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №», их проектная предельная наполняемость составляет 5090 мест, фактическая наполняемость - 5315. Число детей, находящихся в очереди в дошкольные учреждения, – 3110 человек. В муниципальную собственность городского округа Электросталь в период с 1991 по 2011 г.г. передано 66 зданий детских садов, из них 20 зданий используется не по назначению. Всего с 1990 года на территории города из системы образования выведен 31 детский сад, в зданиях которых в настоящее время располагаются различные государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации. В Электростали сохраняется тенденция к улучшению демографической ситуации. В 2007-2008 г.г. Администрацией г.о. Электросталь предпринимались меры по развитию сети дошкольных образовательных учреждений, но их явно недостаточно. На территории города ведется активное строительство новых жилых домов. Так, за период времени с 1998 по 2010 г.г. построено 26 многоквартирных домов, предназначенных для проживания более чем 17700 человек. Несмотря на то, что строительство жилья требует и расширения сети дошкольных образовательных учреждений, в период с 1992 по 2011 в г. Электросталь новых дошкольных образовательных учреждений построено не было. В настоящее время только планируется строительство 3 детских садов на 380 мест. Вместе с тем уже на 2011-2012 учебный год не обеспечены местом в детском саду 685 человек. Подобная ситуация свидетельствует о том, что Администрацией г.о. Электросталь не осуществляется достаточных мероприятий по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования. Государство и муниципальные образования, исходя из международного и конституционного требования общедоступности дошкольного образования, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и, при необходимости, расширять их сеть. Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений – ч. 3 ст. 18 данного закона. Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с положениями ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» является осуществление их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, содействие интеллектуальному, физическому, психическому и нравственному развитию ребенка. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержание муниципальных учреждений является расходными обязательствами муниципальных образований. Государственная политика в данной сфере является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни. В данном случае неисполнение Администрацией г.о. Электросталь предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами обязательств по обеспечению прав всех нуждающихся малолетних жителей города на получение доступного дошкольного образования существенно нарушает их конституционное право, не позволяет соответствующим образом воспитывать несовершеннолетних, является препятствием в воспитании их в достойных граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Электросталь в части непринятия мер по обеспечению нуждающихся детей, состоящих в очереди на зачисление в дошкольные образовательные учреждения, местами в указанных учреждениях; обязать Администрацию г.о. Электросталь увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.о. Электросталь для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении, в соответствии с правилами приема в дошкольные образовательные учреждения. В судебном заседании помощник прокурора Булдакова Т.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, поддержала доводы, изложенные в иске. Пояснила суду, что Администрацией г.о.Электростали предпринимаются меры к увеличению числа дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования, в связи с чем прокурор 16.11.2011 уточнил исковые требования. Но принимаемые Администрацией г.о.Электростали меры являются недостаточными. 685 детей не обеспечены местами в детских садах. На основании изложенного, прокурор просит суд обязать Администрацию г.о. Электросталь увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.о. Электросталь для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении, в соответствии с правилами приема в дошкольные образовательные учреждения. Представитель ответчика Администрации г.о.Электросталь по доверенности №2-3130 исх. от 22.12.2011 Федутинова Т.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований прокурора отказать, поддержала доводы третьего лица Управления образования г.о.Электросталь, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила также, что требования прокурора считает не обоснованным, так как Администрация г.о.Электросталь не является надлежащим ответчиком по иску, требования следовало предъявлять к Управлению образования Администрации г.о.Электростали; отсутствует вина Администрации г.о.Электросталь и нарушения, так как принимаются необходимые меры к обеспечению нуждающихся местами в детских дошкольных образовательных учреждениях, с чем прокурор согласился, уточнив иск в этой части; отсутствует предмет спора, поскольку до обращения в суд прокурор с какими-либо требованиями к ответчику не обращался. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Управления образования Администрации г.о.Электросталь, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, по его просьбе, изложенной в отзыве на исковое заявление №1715-исх. от 18.01.2012. В предварительном судебном заседании 16.11.2011 представитель третьего лица Управления образования Администрации г.о.Электросталь по доверенности №2915-исх. от 08.08.2011 Митькина Е.И. дала суду пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. В частности, было обращено внимание, что Управление образования Администрации г.о.Электросталь МО выполняет функции и полномочия учредителя муниципальных дошкольных образовательных учреждений на основании Положения об Управлении образования, утвержденного решением Совета депутатов г.о.Электросталь МО от 23.12.2010 №35/5. В полномочия Управления образования входит организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. В настоящее время в городе функционирует 42 дошкольных образовательных учреждения и 4 дошкольные группы. На 16.11.2011 очередь детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет, стоящих на учете для зачисления их в дошкольные учреждения, составляет 650 человек, из них 140 детей из семей с временной регистрацией в г.о.Электросталь. Охват детей дошкольным образованием составляет 83% для детей от 1,5 до 6,5 лет, что значительно выше среднего показателя в Московской области (68%). В соответствии с нормативной потребностью муниципальных образований МО в объектах социальной инфраструктуры на основании Постановления Правительства Московской области от 17.12.2009 № 1115/53 «Об утверждении нормативной потребности муниципальных образований Московской области в объектах социальной инфраструктуры» нормативная потребность в г.о. Электросталь рассчитывается, исходя из расчета 60 мест на 100 детей и составляет 6141 место. Уровень фактической обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях – 82,23%. Данный показатель выше среднего по Московской области. С 2006 года по 2011 количество групп в дошкольных учреждениях увеличилось с 251 до 275 за счет рационального использования помещений. Для увеличения доли детей, получающих бесплатное дошкольное образование, в 41 муниципальном детском саду функционируют группы кратковременного пребывания. Регулярно проводятся текущие ремонты. За период с 2009 по 2011 на текущий и капитальный ремонт было израсходовано <сумма> из бюджета Московской области и бюджета г.о.Электросталь. Согласно независимому Анализу расходов на дошкольное и общее образование г.о. Электросталь, по ряду позиций в сфере образования в г. Электросталь положение лучше, чем в других городах Московской области. В Анализе отмечается, что управление ДОУ городе эффективно, наблюдается снижение очереди в детские сады, нет переполненных учреждений. На основании обращений Администрации г.о. Электросталь и Управления образования г.о. Электросталь был включен в долгосрочную целевую программу Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы», по которой выделено 34 млн.руб. на обеспечение дополнительными местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. На выделенные средства в 2011 года вводятся в эксплуатацию 9 групп в муниципальных дошкольных учреждениях, наполняемостью 180 мест. В 2012 году планируется расширение сети дошкольных образовательных учреждений, а именно реконструкция МДОУ № и №. В 2013 году планируется расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства муниципального дошкольного учреждения на 140 мест в микрорайоне Северный. Также предусмотрено размещение двух детских садов по 220 мест в микрорайоне №5 по ул. Ялагина до 2015 и 2020 года соответственно. Таким образом, Управление образования Администрации г.о. Электросталь совместно с Администрацией г.о. Электросталь, осуществляет все возможные в данной ситуации действия для обеспечения нуждающихся детей, состоящих в очереди на зачисление в дошкольные образовательные учреждения, местами в указанных учреждениях, и для увеличения числа дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования. Управление образования считает, что Администрацией г.о. Электросталь осуществляются все мероприятия по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования. Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Государство и муниципальные образования, исходя из международного и конституционного требования общедоступности дошкольного образования, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и, при необходимости, расширять их сеть. В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предусматривает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности. Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, в связи с этим – распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий. В силу ст. ст. 7, 71, 75, 114, 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией РФ, в частности ее статьями 43 (часть 2) и 38 (часть 1). В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений – ч. 3 ст. 18 данного закона. Из п. 5 ст. 13 Закона следует, что порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и другое имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказание им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретение, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей. Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с положениями ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» является осуществление их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, содействие интеллектуальному, физическому, психическому и нравственному развитию ребенка. Как следует из представленных документов, по состоянию на 1992 год на территории города Электросталь располагалось 72 дошкольных образовательных учреждения. В настоящее время на территории города функционирует только 42 дошкольных образовательных учреждения и 4 дошкольные группы в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 40», их проектная предельная наполняемость составляет 5090 мест, фактическая наполняемость - 5315. Число детей, находящихся в очереди в дошкольные учреждения, – 3110 человек. В муниципальную собственность городского округа Электросталь в период с 1991 по 2011 г.г. передано 66 зданий детских садов, из них 20 зданий в настоящее время используется не по назначению. Всего с 1990 года на территории города из системы образования выведен 31 детский сад, в зданиях которых в настоящее время располагаются различные государственные и муниципальные учреждения , образовательные учреждения , коммерческие организации . Вместе с тем, в Электростали сохраняется тенденция к улучшению демографической ситуации. Так, в 2007 году количество детей в возрасте до 1 года в Электростали составило 1308 человек, а в 2010 году – уже 1471. Наблюдается увеличение численности жителей в возрасте от 0 до 6 лет с 8298 в 2007 году до 9521 человека в 2010 году, то есть на 1223 человека за четыре года. В 2007-2008 г.г. Администрацией г.о. Электросталь предпринимались меры по развитию сети дошкольных образовательных учреждений, но их было явно недостаточно. На территории города ведется активное строительство новых жилых домов. Так, за период времени с 1998 по 2010 г.г. построено 26 многоквартирных домов, предназначенных для проживания более чем 17700 человек. Несмотря на то, что строительство жилья требует и расширения сети дошкольных образовательных учреждений, в период с 1992 по 2011 в г. Электросталь новых дошкольных образовательных учреждений построено не было. В настоящее время только планируется строительство 3 детских садов на 380 мест. Вместе с тем уже на 2011-2012 учебный год не обеспечены местом в детском саду 685 человек. Подобная ситуация свидетельствует о том, что Администрацией г.о. Электросталь не осуществляется достаточных мероприятий по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования. Довод представителя ответчика о том, что Администрация г.о.Электросталь является не надлежащим ответчиком, суд считает не обоснованным. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержание муниципальных учреждений является расходными обязательствами муниципальных образований. Государственная политика в данной сфере является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Как следует из пояснений сторон, отзыва третьего лица – Управления образования, Администрацией г.о.Электросталь осуществляются мероприятия по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования. Так, на основании обращений Администрации г.о. Электросталь и Управления образования г.о. Электросталь был включен в долгосрочную целевую программу Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы», по которой выделено <сумма> на обеспечение дополнительными местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в том числе на проведение текущего, капитального ремонта, ремонта ограждений, приобретение оборудования, мебели, мягкого инвентаря, что подтве6рждается письмом Министерства финансов Московской области от 11.07.2011 №08-05-21/47670. На выделенные средства в 2011 года вводятся в эксплуатацию 9 групп в муниципальных дошкольных учреждениях, наполняемостью 180 мест (МДОУ №). В 2012 году планируется расширение сети дошкольных образовательных учреждений, а именно реконструкция МДОУ № – 40 мест/2 группы, реконструкция МДОУ № – 40 мест/2 группы. В 2013 году планируется расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства муниципального дошкольного учреждения на 140 мест в микрорайоне с плотной жилищной застройкой «Северный-1». Размещение детского сада в микрорайоне «Северный-1» предусмотрено проектом планировки территории микрорайона «Северный-1» г.о.Электросталь, утвержденным распоряжением Главы г.о.Электросталь Московской области от 25.12.2006 и согласованным в Главархитектуре Московской области (протокол от 08.11.2006 №42). Также согласно проекту планировки территории микрорайона №5 г.о.Электросталь, утвержденного распоряжением Главы г.о.Электросталь от 07.09.2007 №534-р и согласованным на Градостроительном Совете при главном архитекторе Московской области (протокол №32 от 14.08.2007) предусмотрено размещение двух детских садов по 220 мест в микрорайоне №5 по ул. Ялагина до 2015 и 2020 года соответственно. Вместе с тем, как следует из искового заявления прокурора, представленных документов, отзыва на иск Управления образования Администрации г.о. Электросталь на 2011-2012 учебный год не обеспечены местом в детском саду более 600 человек, что свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых ответчиком по развитию сети дошкольных образовательных учреждений. Довод представителя ответчика об отсутствии предмета спора, поскольку прокурором не принимались меры прокурорского реагирования, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, направленного на понуждение ответчика к осуществлению мероприятий по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором г.Электростали исковые требования об обязании Администрации г.о.Электросталь увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.о.Электросталь для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении, в соответствии с правилами приема в дошкольные образовательные учреждения, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора города Электросталь в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Электросталь об обязании увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях удовлетворить. Обязать Администрацию г.о.Электросталь увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.о.Электросталь для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении, в соответствии с правилами приема в дошкольные образовательные учреждения. Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. В окончательной форме решение судом принято 23 января 2012 года. Судья: Е.С.Шебашова