2-940/2012 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Электростали Московской области к Сазыкину В.В. о взыскании транспортного налога за 2010 год и пени



Дело № 2-940/2012 Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,

при секретаре Коршуновой А. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Электростали Московской области к Сазыкину Виктору Васильевичу о взыскании транспортного налога за 2010 год и пени,

у с т а н о в и л :

02.05.2012 г. Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Электростали Московской области обратилась в суд с иском к Сазыкину В. В. о взыскании транспортного налога за 2010 год в сумме <сумма> и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <сумма>.

Иск мотивирован тем, что в 2010 г. ответчик являлся владельцем двух транспортных средств: легкового автомобиля <марка1>, право собственности на который возникло 26.12.2003 г., грузового автомобиля <марка2>, право собственности на который возникло 27.02.1992 г. и который снят с регистрации 02.04.2010 г.

В нарушение требований Налогового кодекса РФ и ст. 2 Закона Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» (в ред. Закона от 30.11.2009 № 139/2009-ОЗ) за 2010 год ответчиком в установленный срок – до 31.03.2011 г. по направленному ему налоговому уведомлению – не уплачена исчисленная налоговым органом сумма транспортного налога в размере <сумма> (за автомобиль <марка1><сумма>, за автомобиль <марка2><сумма>), в связи с чем налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ были исчислены пени в сумме <сумма>.

Требование налогового органа в добровольном порядке уплатить в установленный срок сумму налога – <сумма> и пени – <сумма> ответчиком в добровольном порядке по сроку уплаты до 07.06.2011 г. не исполнено.

09.09.2011 г. ИФНС по г. Электростали направило заявление на выдачу судебного приказа в судебный участок № 292 Электростальского судебного района Московской области.

02.11.2011 г. мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа № 2-1498/2011 от 02.11.2011 г. в связи с поступившими возражениями Сазыкина В. В.

Истец сослался на п. 3 ст. 48 НК РФ, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Истец также указал, что с учетом Приказа Федеральной налоговой службы от 14.12.2011 N ММВ-7-8/923@ "Об утверждении Порядка списания признанных безнадежными к взысканию недоимки по налогам (сборам)…" произведен перерасчет пени в отношении Сазыкина В. В. Размер пени после перерасчета 24.04.2012 г. составил <сумма>.

Сазыкиным В. В. в добровольном порядке транспортный налог и пени не уплачены.

Истец просит взыскать с налогоплательщика Сазыкина В. В., <дата> г. рождения, транспортный налог за 2010 год в сумме <сумма> и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <сумма>.

В судебном заседании представитель истца ИФНС по г. Электростали Осипова А. В., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 г., требования и обоснование иска поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Сазыкин В. В. требований истца не признал, просил в иске отказать; поддержал доводы представленного суду отзыва на иск, указал также, что квитанций из налоговой инспекции на уплату налога не получал; полагает, что пени начисляются неправомерно; автомобиль <марка2> был снят с учета и налог за него не уплачивается; в июне 2011 г. и в мае 2012 г. им оплачен налог и задолженности он не имеет.

Выслушав представителя истца Осипову А. В., ответчика Сазыкина В. В., исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

При этом в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ); налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в предусмотренных данной нормой размерах. При этом налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (п. 2).

В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (в редакции Закона Московской области от 30.11.2009 N 139/2009-ОЗ) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Указанной нормой в 2010 году установлены налоговые ставки: за легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 7 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 29 руб.; за грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 22 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 29 руб.

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 1, в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ); налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3).

Статьей 2 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (в редакции Закона Московской области от 30.11.2009 N 139/2009-ОЗ) установлено, что уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится по месту нахождения транспортных средств, не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом.

Из представленных суду УМВД РФ по городскому округу Электросталь карточек учета транспортных средств видно, что в 2010 году ответчику Сазыкину В. В. на праве собственности принадлежали транспортные средства: легковой автомобиль <марка1>, 1993 года выпуска, госномер <номер>, двигатель <номер>, право собственности на который возникло 26.12.2003 г. (поставлен на учет); грузовой автомобиль <марка2>, 1990 года выпуска, госномер <номер>, двигатель <номер>, право собственности на который возникло 27.02.1992 г. (поставлен на учет) и прекращено 02.04.2010 г., когда автомобиль снят с учета в связи с утилизацией.

Из материалов дела видно, что Инспекцией ФНС России по г. Электростали на основании представленных органом ГИБДД зарегистрированных на имя ответчика указанных выше транспортных средств был исчислен транспортный налог за 2010 год (налоговый период): за легковой автомобиль <марка1> – в размере <сумма>: при налоговой базе 75 л. с., налоговой ставке 7 руб. и за 12 месяцев владения транспортным средством в 2010 году; за грузовой автомобиль <марка2> – в размере <сумма>: при налоговой базе 82 л. с., налоговой ставке <сумма> и за 4 месяца владения транспортным средством в 2010 году (месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц – п. 3 ст. 362 НК РФ), - что в общей сумме составило <сумма>.

Налогоплательщику выставлено налоговое уведомление <номер> на уплату транспортного налога за 2010 год в размере <сумма> по сроку уплаты до 31.03.2011 г.

Согласно списку <номер> об отправлении заказных писем 03.11.2010 г. налогоплательщику Сазыкину В. В. на адрес его регистрации по месту жительства (г. Электросталь, <адрес>, где он зарегистрирован с 21.07.1981 г., что подтверждено развернутой выпиской из домовой книги от 22.05.2012 г. и сообщением отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь от 28.05.2012 г.) направлено указанное выше налоговое уведомление на уплату транспортного налога физическим лицом за 2010 год в названном выше размере – <сумма> по сроку уплату до 31.03.2011 г.

Доводы ответчика о том, что он не получал налогового уведомления суд находит несостоятельными, поскольку в силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1); сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3, в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ); пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46-48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (п. 6).

Налоговым органом в связи с неуплатой ответчиком транспортного налога за 2010 год были исчислены пени в размере <сумма>.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, оформленное в соответствии со ст. 69 НК РФ.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2); требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком; во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог; требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ) (п. 4); требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5). Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ, в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

В связи с неисполнением налогоплательщиком Сазыкиным В. В. обязанности по уплате транспортного налога за 2010 год в установленный законом срок, Инспекцией ФНС России по г. Электростали налогоплательщику Сазыкину В. В. было направлено требование <номер> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.05.2011 г., в котором обозначена недоимка по транспортному налогу в сумме <сумма> и пени в сумме <сумма>, - с указанием выполнения требования в срок до 07.06.2011 г.

Направление налогоплательщику требования подтверждено списком <номер> заказных писем от 18.05.2011 г. В силу п. 6 ст. 69 НК РФ, требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что он требование не получал, суд находит несостоятельными.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То обстоятельство, что налоговый орган в установленный законом срок обратился за взысканием с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу за 2010 год в размере <сумма> и пени в размере <сумма>, подтверждено представленной суду копией определения от 02.11.2011 г. мирового судьи 292 судебного участка Электростальского судебного района по делу № 2-1498/2011, из которого следует, что 02.11.2011 г. судебный приказ о взыскании с Сазыкина В. В. названных выше сумм налога и пени был отменен в связи с поступившими возражениями Сазыкина В. В. относительно исполнения судебного приказа.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Истцом указанный в п. 3 ст. 48 НК РФ срок не нарушен: определение об отмене судебного приказа состоялось 02.11.2011 г., а исковое заявление о взыскании транспортного налога за 2010 год и пени предъявлено в суд 02.05.2012 г.

Расчет транспортного налога за 2010 год в сумме <сумма> налоговым органом произведен в точном соответствии с приведенными выше положениями Налогового кодекса РФ и Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (в редакции Закона Московской области от 30.11.2009 N 139/2009-ОЗ) и ответчиком не оспорен.

Доводы ответчика о том, что транспортный налог за 2010 г. за грузовой автомобиль <марка2> он уплачивать не должен, т. к. автомобиль снят с учета, суд не принимает, поскольку в силу п. 3 ст. 362 НК РФ в случае снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде; при этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц; в случае снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц, а, как указано выше, карточкой учета транспортного средства подтверждено, что грузовой автомобиль ответчиком в органе ГИБДД снят с учета в связи с утилизацией 02.04.2010 г. (т. е., 4 месяца в 2010 году ответчик являлся собственником грузового автомобиля).

Ссылки ответчика Сазыкина В. В. на то, что им 29.06.2011 г. уплачен налог в размере <сумма> и 05.04.2012 г. уплачен налог в размере <сумма> и он не имеет задолженности по налогам, суд не принимает, по следующим основаниям. Так, лицевым счетом налогоплательщика по состоянию на 26.04.2012 г. и скрин-шотом подтверждено, что налогоплательщик Сазыкин В. В. имеет отрицательное сальдо по налогу за 2006 г. (<сумма>), 2008 г. (<сумма>) и 2010 г.(<сумма>). Представленные ответчиком чеки-ордеры от 29.06.2011 г. на сумму <сумма> и от 05.04.2012 г. на сумму <сумма> не содержат указания на налоговый период, за который уплачен налог, - в связи с чем платежи зачислены налоговым органом в погашение задолженности за предыдущие годы, а не за 2010 г.

При таких обстоятельствах транспортный налог за 2010 год в сумме <сумма> подлежит взысканию в доход государства.

Поскольку транспортный налог за 2010 год ответчиком Сазыкиным В. В. своевременно не уплачен, налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ были исчислены пени за период 11.01.2010 г. по 11.05.2011 г. в размере <сумма>.

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 14.12.2011 N ММВ-7-8/923@ "Об утверждении Порядка списания признанных безнадежными к взысканию недоимки по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании недоимки по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, безнадежными к взысканию и об их списании" налоговым органом произведен перерасчет пени в отношении Сазыкина В. В.

По приведенному в исковом заявлении расчету истца размер пени (после перерасчета 24.04.2012 г.) за несвоевременную уплату транспортного налога за 2010 г. составляет <сумма>. Судом проверен расчет истца, суд находит его верным, произведенным в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ: пени исчислены за 2010 г., но с образовавшейся в результате неуплаты за предыдущие годы недоимки, за период с 01.04.2010 г. по 11.05.2011 г., с учетом конкретных периодов действия недоимки (дней просрочки) и размера ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.

При таких обстоятельствах сумма пени в размере <сумма> подлежит взысканию с ответчика в доход государства.

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств и приведенных выше норм права, требования истца подлежат удовлетворению и с ответчика в доход государства подлежит взысканию транспортный налог за 2010 год в размере <сумма> и пени за несвоевременную уплату налога в размере <сумма>, а всего – <сумма>.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы, как государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных интересов, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет.

С учетом изложенного и с учетом подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающего размеры госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Электростали Московской области удовлетворить.

Взыскать с Сазыкина Виктора Васильевича в доход государства транспортный налог за 2010 год в размере <сумма> и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере <сумма>, а всего <сумма>.

Взыскать с Сазыкина Виктора Васильевича в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судов в окончательной форме.

Судья: Рыжова Г. А.

В окончательной форме решение судом принято 18 июня 2012 года.

Судья: Рыжова Г. А.