2-859/2012 по иску Зацепиной О.М. к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью



Дело № 2-859/2012 Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

27 июня 2012 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,

при секретаре Коршуновой А. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зацепиной Ольги Михайловны к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,

у с т а н о в и л :

18.04.2012 г. Зацепина О. М. обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

В обоснование своих требований указала, что 06.07.2009 г. она, имея в середине 2009 года льготный стаж с учетом его исчисления в кратном размере за периоды ее работы в соответствующих должностях и отделениях различных медицинских учреждений, превышающий, по ее расчетам, необходимую величину для выхода на досрочную пенсию, обратилась в ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (ст. 27 п. 1 пп. 20 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до 2009 г. – ст. 28 п. 1 пп. 11 Закона).

Ей направлен протокол <номер> от 14.08.2009 г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области, в котором, по мнению пенсионного органа, продолжительность специального стажа ее работы составляет 23 года 08 месяцев 21 день.

Истица указала, что в нарушение действующего пенсионного законодательства в ее специальный стаж ответчиком не были засчитаны следующие периоды работы:

- с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. – работа в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ г. Электростали;

- с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г. – периоды отпуска по уходу за ребенком <дата> г. рождения;

- с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г. – военная служба в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ (в/ч <номер>);

- с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г. – курсы повышения квалификации во время работы в должности <должность> терапевтического отделения МУЗ ЦГБ г. Реутов.

Кроме того, истец указала, что ответчик «традиционно» считает, что работа в медсанотделе № 21 (правопредшественнике медсанчасти № 21 г. Электросталь) не подлежит включению в спецстаж, поскольку тождественность наименований этих учреждений установлена с 15.12.2002 г.

Истец указала на неправомерность позиции ответчика, сослалась на п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 и указала, что работа среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности засчитывалась в медицинский стаж независимо от наименования должности. На должность <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники назначалась медсестра с законченным средним медицинским образованием, прошедшая специальную подготовку по лечебной физкультуре. Кроме того, в период 1980-1981 г.г. она по совместительству работала на полставки <должность>, что ответчиком вследствие непроведения проверки этого периода не было обнаружено. Совместительство подтверждает правомерность включения периода работы с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. в ее медицинский стаж.

Истица указала на действовавшую в период 1985-1992 г.г. ст. 167 КЗоТ, регулировавшую порядок предоставления дополнительных отпусков по уходу за ребенком, сослалась на разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ (в частности, на п. 15 упомянутого выше Постановления Пленума), на обзор судебной практики за 1 квартал 2006 г. и указала, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, на курсах повышения квалификации подлежат включения в специальный стаж.

Истица указала также, что медико-санитарная часть № 21, находясь в номенклатуре учреждений здравоохранения, неоднократно переименовалась (в 1971 г., в 1987 г., в 2005 г.), при этом изменяя наименование, все время оставалась государственным учреждением здравоохранения.

Относительно включения в специальный стаж периода военной службы с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г. истица сослалась на Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".

Истица указала, что с учетом засчитанных периодов ее специальный стаж как лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с учетом его льготного исчисления (1 год за 1 год и 3 месяца за периоды работы <должность> Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ), на 1 мая 2009 г. составил 30 лет.

Истица просила обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области зачесть в стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию период работы в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ г. Электросталь с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г.; периоды отпуска по уходу за ребенком с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г.; период военной службы в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г., период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г., и назначить с 06 июля 2009 года досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

06.06.2012 г. истцом требования уточнены в части включения в специальный стаж периода военной службы, о чем суду представлено заявление. В соответствии с уточненными требованиями истица просила обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области зачесть в стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию период работы в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ г. Электросталь с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г.; периоды отпуска по уходу за ребенком с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г.; период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г.; а период военной службы в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г. – как один год и 3 месяца за один год работы, и назначить с 06 июля 2009 года досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании истец Зацепина О. М. и ее представитель Мигай Г. А., поддержали указанные выше требования истца, уточнив требования в части включения в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г.; просили исковые требования удовлетворить в полном объеме и обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области зачесть в стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию период работы в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ г. Электросталь с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г.; периоды отпусков по уходу за детьми с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г., с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г.; период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г.; а период военной службы в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г. – как один год и 3 месяца за один год работы, и назначить с 06 июля 2009 года досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Дали объяснения, текст которых в письменной форме приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Степакова О. В., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 г., просила в иске отказать, требований истца не признала по основаниям представленного суду отзыва на иск и основаниям приобщенного к материалам дела текста объяснений в письменной форме.

Выслушав истицу Зацепину О. М., ее представителя Мигай Г. А. представителя ответчика ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Степакову О. В., исследовав материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело истицы, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 9 Постановления Пленума от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и подп. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из представленной в подтверждение трудового стажа заполненной 01.08.1978 г. трудовой книжки Зацепиной О. М. (ранее – ФИО1, ФИО2), <дата> г. рождения, имеющей <образование> и <специальность>, видно, что истица 15.07.1978 г. принята на должность <должность> гастроэнтерологического отделения Электростальской центральной городской больницы (запись 1); 01.10.1980 г. – переведена на должность <должность> физиотерапевтического отделения (запись 2); 17.07.1981 г. – освобождена от занимаемой должности по собственному желанию; 15.06.1982 г. – принята на должность <должность> гастроэнтерологического отделения медсанотдела № 21, который 20.10.1987 г. реорганизован в центральную медико-санитарную часть № 21, откуда 31.12.1997 г. истица уволена по собственному желанию (записи 5-9); 08.01.1998 г. – принята в войсковую часть <номер> на должность <должность> терапевтического отделения медицинского отряда специального назначения и уволена 24.05.1998 г. в связи с поступлением на военную службу (записи 10-12); с 25.05.1998 г. по 11.10.2002 г. – состояла на военной службе в Главном военном клиническом госпитале ВВ МВД РФ в должности <должность> гастроэнтерологического отделения 04 года 4 месяца 16 дней (записи 13-14); 11.10.2002 г. принята на должность <должность> в терапевтическое отделение городской больницы г. Реутов и 10.10.2006 г. уволена по собственному желанию (записи 15-17); 11.10.2006 г. – принята на должность <должность> городской клинической больницы № 60 г. Москвы, 23.11.2011 г. трудовой договор был прекращен по собственному желанию (записи 18-21); 25.11.2011 г. – принята на должность <должность> 02-го хирургического отделения городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова, где работает и в настоящее время (запись 22).

Из имеющейся в отказном пенсионном деле истицы копии военного билета <номер>, выданного истице Электростальским городским военным комиссариатом 26.03.1979 г., видно, что истица имеет <специальность>, окончив в <дата> <учебное заведение>; в Советской Армии не служила; 25.05.1998 г. принята на военную службу по контракту в/ч <номер> на должность <должность> и исключена из части 11.10.2002 г.; военную присягу приняла 25.05.1998 г. при войсковой части <номер>; в период военной службы имела звания: <наименование званий>.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

В протоколе <номер> заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.08.2009 г. при рассмотрении заявления от 06.07.2009 года Зацепиной О. М., обратившейся за назначением досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ответчиком отражено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам названного выше Закона, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление стажа на соответствующих видах работ по оптимальному варианту: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, соответствующими списками и правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, либо в соответствии с Постановлением КС РФ от 29.01.2004 N 2-П, с учетом ранее действующих нормативных правовых актов.

Согласно указанному протоколу <номер> от 14.08.2009 г., ответчиком исчислен специальный стаж Зацепиной О. В. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 – 23 года 08 месяцев 21 день:

- с 15.07.1978 г. по 30.09.1980 г. – в должности <должность> гастроэнтерологического отделения ЭЦГБ;

- с 15.06.1982 г. по 14.10.1982 г., с 16.10.1982 г. по 27.12.1982 г., с 01.01.1983 г. по 21.02.1985 г., с 27.02.1985 г. по 24.10.1987 г., с 28.10.1987 г. по 28.11.1988 г., с 05.10.1989 г. по 15.10.1989 г., с 01.10.1989 г. по 12.01.1990 г., с 16.01.1990 г. по 20.01.1991 г., с 26.01.1991 г. по 27.01.1991 г., с 30.01.1991 г. по 31.12.1997 г. – в должности <должность> гастроэнтерологического отделения медсанотдела № 21 и ЦМСЧ № 21;

- с 08.01.1998 г. по 25.05.198 г. – в должности <должность> терапевтического отделения Главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД РФ (войсковая часть) в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца;

- с 01.10.2002 г. по 14.05.2006 г., с 17.05.2006 г. по 10.10.2006 г. – в должности <должность> терапевтического отделения МУЗ «Городской больницы» г. Реутова;

- с 11.10.2006 г. по 06.07.2009 г. в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Городской клинической больницы № 60.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью согласно ст. 27 п. 1 пп. 20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, ответчиком не засчитаны периоды:

- с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. – в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ, т. к. Списком должностей…, утв. Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781, должность <должность> не поименована;

- с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г., с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г. – периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми до полутора лет, т. к. в Правилах исчисления периодов работы…, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, норма о включении в спецстаж периодов нахождении в отпуске по уходу за детьми не содержится;

- с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г., т. к. военная служба по специальности Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. не предусмотрена, в выписке из лицевого счета застрахованного лица данный период отсутствует.

Кроме того, имели место отпуска по медицинским справкам, отпуска без сохранения зарплаты, донорские дни, курсы повышения квалификации: 15.10.1982 г., с 28.12.1982 г. по 31.12.1982 г., с 22.02.1985 г. по 26.02.1985 г., с 25.10.1987 г. по 27.10.1987 г., с 13.01.1990 г. по 15.01.1990 г., с 21.01.1991 г. по 25.01.1991 г., с 28.01.1991 г. по 29.01.1991 г., с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г.

Согласно указанному протоколу <номер> от 14.08.2009 г., ответчиком исчислен и специальный стаж Зацепиной О. В. в рамках Постановления КС РФ от 29.01.2004 № 2-П – 20 лет 11 месяцев 16 дней:

- с 15.07.1978 г. по 30.09.1980 г. – в должности <должность> гастроэнтерологического отделения ЭЦГБ;

- с 20.10.1987 г. по 24.10.1987 г., с 28.10.1987 г. по 12.01.1990 г., с 16.01.1990 г. по 20.01.1991 г., с 26.01.1991 г. по 27.01.1991 г., с 30.01.1991 г. по 31.12.1997 г. – в должности <должность> гастроэнтерологического отделения ЦМСЧ <номер>;

- с 08.01.1998 г. по 25.05.1998 г. – в должности <должность> терапевтического отделения Главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД РФ (войсковая часть) в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца;

- с 26.05.1998 г. по 31.10.1999 г. – период службы по медицинской специальности в должности <должность> терапевтического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ,

- с 01.10.2002 г. по 14.05.2006 г., с 17.05.2006 г. по 10.10.2006 г. – в должности <должность> терапевтического отделения МУЗ «Городской больницы» г. Реутова;

- с 11.10.2006 г. по 06.07.2009 г. в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Городской клинической больницы № 60.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью согласно ст. 27 п. 1 пп. 20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», исчисленный в рамках Постановления КС от 29.01.2004 № 2-П, ответчиком не засчитаны периоды:

- с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. – в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ, т. к. Списками должностей…, утв. Постановлением СМ РСФСР № 464 от 06.09.1991, Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, должность <должность> не поименована;

- с 15.06.1982 г. по 19.10.1987 г. – в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Медсанотдела № 21, т. к. Списком должностей…, утв. Постановлением СМ РСФСР № 464 от 06.09.1991, Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 учреждение «медико-санитарный отдел» не поименовано; тождество наименований «медсанотдел» и «Медсанчасть» вступил в действие 15.11.2002 и может быть применимо для определения права на досрочное назначение пенсии по Постановлению Правительства от 29.10.2002 № 781;

- с 01.11.1999 г. по 30.09.2002 г., т. к. военная служба по специальности Постановлениями Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. и № 781 от 29.10.2002 г. не предусмотрена.

Кроме того, имели место отпуска по медицинским справкам, отпуска без сохранения зарплаты, донорские дни, курсы повышения квалификации: 15.10.1982 г., с 28.12.1982 г. по 31.12.1982 г., с 22.02.1985 г. по 26.02.1985 г., с 25.10.1987 г. по 27.10.1987 г., с 13.01.1990 г. по 15.01.1990 г., с 21.01.1991 г. по 25.01.1991 г., с 28.01.1991 г. по 29.01.1991 г., с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г.

Из заявленных истицей требований и обоснования иска видно, что истица не согласна с размером специального стажа – 23 года 08 месяцев 21 день, исчисленного ответчиком в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

С учетом правовой позиции, изложенной в п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", к периоду работы истицы с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники «ЭЦГБ» подлежит применению Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Наличие у истицы <образование> по <специальность> не оспаривается ответчиком и подтверждено записями трудовой книжки истицы и ее военного билета.

В трудовой книжке истицы в период ее работы в Электростальской центральной городской больнице с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. обозначена ее должность – «<должность> физиотерапевтического отделения».

Из отказного пенсионного дела истицы видно, что ответчиком период работы истицы в ЭЦГБ не проверялся, что в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

Из имеющейся в отказном пенсионном деле справки МУЗ «ЭЦГБ» от 06.04.2009 <номер>, выданной на основании книги приказов за 1978 г., 1980-1981 г.г., лицевых счетов, штатного расписания, следует, что в период с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. (оспариваемый истицей период) истица работала в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники.

Из имеющихся в отказном пенсионном деле истицы архивных ксерокопий <номер> от 13.04.2009 – штатных расписаний медицинского, фармацевтического и педагогического персонала центральной городской больницы г. Электростали на 1980 г. и на 1981 г. видно, что в штате физиотерапевтического отделения поликлиники имелись 3 единицы <должность> и 2 единицы <должность>.

Из представленной в дело копии должностной инструкции инструктора по лечебной физкультуре, утвержденной зам. гл. врача указанного медицинского учреждения, видно, что на указанную должность назначается м/с со средним законченным медицинским образованием, прошедшая специальную подготовку по лечебной физкультуре.

Из представленных в дело карточек-справок в отношении истицы за 1980 г. («мет ЛФК 80») и 1981 г. («м/с 80») видно, что ей в указанный период производилась оплата труда, как «<должность>» по должностному окладу <сумма> (что соответствует приказу <номер> от 23.09.80 г. о переводе, копия которого представлена в дело), а в период с января по апрель 1981 г. ей производилась доплата за совмещение по должности <должность> (0,5 ставки).

Представленные суду документы в совокупности подтверждают работу истицы в период с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ (а в январе-апреле 1981 г. и <должность>), т. е., ее работу в качестве среднего медицинского персонала, - а при таких обстоятельствах доводы ответчика о невозможности зачета спорного периода работы истицы в специальный стаж суд находит несостоятельными; период работы истицы с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники ЭЦГБ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Представленными суду свидетельствами о рождении подтверждено, что истица имеет дочь ФИО3, <дата> г. рождения, и дочь ФИО4, <дата> г. рождения.

Согласно записям трудовой книжки, упомянутой выше справке МУЗ «ЭЦГБ» о 06.04.2009, архивной справке ЦМСЧ № 21 ФМБА России от 12.05.2009 <номер> и акту документальной проверки сведений от 13.07.2009 <номер>, истица в период работы с 15.07.1978 г. по 30.09.1980 г. в должности <должность> терапевтического отделения ЭЦГБ с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г. находилась в отпуске по уходу за грудным ребенком до года; в период работы с 15.06.1986 г. по 31.12.1997 г. в ЦМСЧ № 21 (до 20.10.1987 г. – медсанотделе № 21) в должности <должность> гастроэнтерологического отделения с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1 года; с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г. – в отпуске без оплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (1971 г.) кроме отпуска по беременности и родам женщине предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста 1 года. На время отпуска сохранялось место работы, должность. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работа, а также в стаж работы по специальности. В пункте 2 разъяснения от 30.03.1970 года Госкомтруд СССР и ВЦСПС указал, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Статьей 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Указа ПВС РСФСР от 19.11.1982 г.) было определено право женщины на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности без ограничений.

Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (вступил в силу 06.10.1992) изменил ст. 167 КЗоТ и установил, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). В Трудовом кодексе РФ это положение сохранено (ч. 5 ст. 256).

Таким образом, периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 06.10.1992 г. (то есть до вступления в действие Закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г., с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Относительно доводов истицы о ее работе в медсанотделе № 21 суд принимает во внимание, что согласно записям трудовой книжки истицы, архивной справки о подтверждении стажа ФГУЗ ЦМСЧ № 21 ФМБА России от 12.05.2009, акту документальной проверки от 13.07.2009 <номер>, истица работала в указанном учреждении здравоохранения в период с 15.06.1982 г. по 31.12.1997 г. <должность> гастроэнтерологического отделения; медико-санитарный отдел № 21 с 20.10.1987 г. реорганизован в Центральную медико-санитарную часть № 21 на основании приказа Министерства здравоохранения СССР от 05.10.1987 № 1096; Центральная медико-санитарная часть № 21 с 18.04.2005 года Приказом ФМБА России от 18.04.2005 <номер> переименована в Федеральное государственное учреждение здравоохранения Центральную медико-санитарную часть № 21 Федерального медико-биологического агентства, что свидетельствует о том, во всех случаях реорганизации медицинского учреждения имело место сохранение функций учреждения здравоохранения.

Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 02.10.2002 № 69 установлено тождество наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию «медико-санитарная часть».

Таким образом, истица в период с 15.06.1982 г. по 31.12.1997 г. работала в одном и том же медицинском учреждении, в отношении которого имели место реорганизация и переименования, и которое, однако, не изменяло своего функционального назначения. Этот период работы истицы относятся к периоду до 01.11.1999 г., в связи с чем засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

Суд обращает внимание при этом на то, что ответчиком период работы истицы с 15.06.1982 г. по 31.12.1997 г. в должности <должность> гастроэнтерологического отделения медсанотдела № 21 и ЦМСЧ № 21 включен в исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в размере 23 лет 08 месяцев 21 дня специальный стаж работы истицы (за исключением периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, который, как указано выше, подлежит зачету в специальный стаж; и не оспариваемых истицей отпусков по медицинским справкам, отпусков без сохранения заработной платы, донорских дней).

Согласно записям трудовой книжки истицы и архивной справке отдела городского архива Администрации г. Реутов Московской области от 04.05.2009 <номер>, в период работы с 01.10.2002 г. по 10.10.2006 г. в должности <должность> терапевтического отделения МУЗ «Городской больницы» г. Реутова Зацепина О. М. с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г. находилась на курсах повышения квалификации на основании приказа работодателя <номер> от 15.05.2006 г.

Из объяснений истицы в судебном заседании следует, что курсы повышения квалификации для медицинских работников обязательны в течение каждых пяти лет, в период с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г. она находилась на таких курсах в МОНИКИ, после чего ей был выдан соответствующий сертификат.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации, специализации и усовершенствования на основании приказов руководителей является обязательной частью трудовой деятельности истицы; в период командировок оплата истице производилась из среднего заработка и, соответственно, производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С учетом вышеизложенного период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г. (в период ее работы с 01.10.2002 г. по 10.10.2006 г. в должности <должность> терапевтического отделения городской больницы г. Реутова) подлежит включению в специальный стаж Зацепиной О. М., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Относительно требований истицы о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода ее военной службы в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г., и в льготном исчислении (как 1 год и 3 месяца за 1 год работы), суд не находит оснований для их удовлетворения и исходит при этом из следующего.

С 25.05.1998 г. по 11.10.2002 г. истица, имеющая <образование> и <специальность>, состояла на военной службе в Главном военном клиническом госпитале ВВ МВД РФ в должности <должность> гастроэнтерологического отделения 04 года 4 месяца 16 дней.

При этом 25.05.1998 г. истица принята на военную службу по контракту в/ч <номер> на должность <должность> (приказ командира войсковой части <номер> от 25.05.1998 г. <номер>) и исключена из части 11.10.2002 г. (приказ от 11.10.2002 г. <номер>); военную присягу приняла 25.05.1998 г. при войсковой части <номер>; в период военной службы имела звания: <наименование званий>. Из объяснений истицы в судебном заседании следует, что ее поступление на военную службу по контракту было вызвано тем, что денежное содержание военнослужащего по контракту – <должность> больше, чем зарплата <должность>, не состоящей на военной службе.

Приказом МВД России от 15.07.1996 <номер> утвержден новый штат Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ (войсковая часть <номер>) /в период утверждения штата военного госпиталя приказом от 17.01.1963 г. и до приказа от 15.07.1996 госпиталь имел различные наименования и место дислокации: в 1963 г. – дислокация в г. Реутово-1 Московской области, в 1969 г. – место дислокации – Реутово-3 Московской области/. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица <номер> от 19.05.2000, некоммерческая организация Государственное учреждение «Главный военный клинический госпиталь внутренних войск МВД России» внесена в реестр под <номер>, зарегистрирована Администрацией Балашихинского района 05.11.1995 г. Место нахождения юридического лица: Московская область, Балашихинский район, <адрес>, Отдельная дивизия особого назначения, <адрес>. Распоряжением Главы Балашихинского района Московской области от 29.12.2005 <номер> ГУ Главный военный клинический госпиталь внутренних войск МВД России присвоен почтовый адрес: Московская область, гор. Балашиха, <адрес>. С января 1963 г. госпиталь место дислокации не изменял.

Указанные обстоятельства подтверждены записями трудовой книжки истицы и ее военного билета, а также представленными суду архивной справкой Центрального архива внутренних войск МВД РФ от 24.07.2009 <номер>, справкой начальника госпиталя-начальника отдела организационно-мобилизационного и кадров Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД России от 28.12.2005 г., и имеющимися в отказном пенсионном деле истицы справкой начальника госпиталя-начальника отдела организационно-мобилизационного и кадров Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД России от 09.04.2009, копиями постановления от 19.09.2003 <номер> Главы Балашихинского района Московской области «О наименовании территориальных единиц объединенных с городом Балашихой поселений Балашихинского района», сообщения от 08.02.1999 <номер> территориальной администрации поселка Никольско-Архангельский и сообщения Администрации Балашихинского района Московской области от 14.01.1999 <номер>.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; к военнослужащим относятся, в том числе: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.

В силу ст. 3 упомянутого Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы (ч. 1); время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы; время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с абз. 14 п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 N 1040-О-О, военная служба является особым видом государственной службы.

Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом (Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (пп. 1 п. 1 и п. 2. ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Исходя из изложенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что период прохождения истицы военной службы по контракту включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы при определении права на пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях предусмотренных Списком, однако период прохождения военной службы и приравненной к ней службы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии не включается, так как военная служба является особым видом государственной службы, а правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Кроме того, следует учитывать, что пенсия гражданам, которым назначается досрочно, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, то есть по одинаковым тарифам за всех застрахованных и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным лицам.

Суд учитывает также, что до 01.10.1993 г. на территории Российской Федерации действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым была предусмотрена возможность включения периода службы медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции (в том числе если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть - в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца). Однако названное постановление от 17.12.1959 N 1397 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" утратило силу и, кроме того, период военной службы истицы с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г. к периоду действия Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 не относится.

Сторона истца в обоснование требований о включении периода военной службы истицы в специальный стаж лечебной деятельности ссылается на Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и полагает, что названный закон урегулировал включение в стаж работы по специальности отдельных периодов военной службы по контракту, приравняв эти периоды к трудовым отношениям.

Указанные доводы стороны истца суд не принимает по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (опубликован: "Российская газета", N 120, 06.06.2011, "Собрание законодательства РФ", 06.06.2011, N 23, ст. 3266, "Парламентская газета", N 28-29, 10-16.06.2011; вступил в силу 17.06.2011 по истечении десяти дней после дня его официального опубликования - в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"), гражданам РФ, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

В свою очередь, в силу ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии; а в силу с. 3 названого закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с вступившим в силу с 01.01.2002 года Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Имеющейся в отказном пенсионном деле Зацепиной О. М. выпиской из лицевого счета застрахованного лица, копия извлечения которой представлена в дело, подтверждено, что страховые взносы в период прохождения истицей военной службы не уплачивались.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" определение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) лицам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, производится с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета за периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.

Таким образом, Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" устанавливает механизм определения размера трудовой пенсии с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета за периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, и преобразования пенсионных прав до 01.01.2002 г. в расчетный пенсионный капитал, и не регламентирует зачета периодов военной службы в специальный стаж.

Кроме того, суд учитывает, что ответчиком при исчислении специального стажа истицы в соответствии с Постановлением КС РФ от 29.01.2004 № 2-П в размере 20 лет 11 месяцев 16 дней, в специальный стаж истицы в бесспорном порядке на основании действовавшего до 01.11.1999 г. законодательства, включен период прохождения ею военной службы с 26.05.1998 г. по 31.10.1999 г.

При этом законодателем ни в ранее действовавших нормативных актах, позволявших засчитывать в специальный стаж периоды военной службы, ни в действующих в настоящее время нормативных актах возможность льготного порядка исчисления периода военной службы не установлена.

С учетом вышеизложенного требования истца подлежат удовлетворению в части возложения на ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области обязанности включить в специальный стаж Зацепиной О. М., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды (в календарном исчислении): с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. – работы в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники «ЭЦГБ»; с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г., с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г. – отпуска по уходу за детьми; с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г. – период нахождения на курсах повышения квалификации; в удовлетворении требований истицы в части обязания ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода военной службы в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г., и в льготном исчислении (как 1 год и 3 месяца за 1 год работы) надлежит отказать.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом исчисленного ответчиком специального стажа истицы в размере 23 лет 08 месяцев 21 дня и подлежащих включению в таковой периодов с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. (работа в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники «ЭЦГБ»); с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г., с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г. (отпуска по уходу за детьми); с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г. (период нахождения на курсах повышения квалификации) необходимый тридцатилетний стаж истицей на 06.07.2009 г. - дату обращения к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью не выработан, а при таких обстоятельствах оснований для назначения истице досрочной пенсии с 06.07.2009 г. не имеется и в удовлетворении требований истицы об обязании ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с даты обращения к ответчику – с 06.07.2009 г. надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Зацепиной Ольги Михайловны удовлетворить частично.

Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Зацепиной Ольги Михайловны, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды (в календарном исчислении):

с 01.10.1980 г. по 17.07.1981 г. – работы в должности <должность> физиотерапевтического отделения поликлиники «ЭЦГБ»;

с 07.02.1980 г. по 01.05.1980 г., с 29.11.1988 г. по 04.10.1989 г. и с 16.10.1989 г. по 31.10.1989 г. – отпуска по уходу за детьми;

с 15.05.2006 г. по 16.06.2006 г. – период нахождения на курсах повышения квалификации.

Зацепиной Ольге Михайловне в удовлетворении исковых требований в части обязания ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода военной службы в должности <должность> гастроэнтерологического отделения Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД РФ с 26.05.1998 г. по 30.09.2002 г., и в льготном исчислении (как 1 год и 3 месяца за 1 год работы); и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с 06 июля 2009 года – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Рыжова Г. А.

В окончательной форме решение судом принято 04 июля 2012 года.

Судья: Рыжова Г. А.