2-1129/2012 по иску Швецовой Л.Е. к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-1129/2012

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

10 июля 2012 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,

при секретаре Коршуновой А. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецовой Любови Евгеньевны к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью,

у с т а н о в и л :

07.06.2012 г. Швецова Л. Е., <дата> г. рождения, обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Указала, что 29.04.2010 г. обратилась в ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

28.05.2010 г. комиссия ответчика в назначении указанной пенсии ей отказала (протокол <номер>). По расчету ответчика стаж ее педагогической деятельности составил 11 лет 5 месяцев 28 дней. В специальный стаж, среди прочих периодов, не были зачтены периоды ее работы: с 21.11.1995 г. по 08.02.1999 г. в должности <должность> ТОО «Детский центр «Леток»; с 08.02.1999 г. по 12.01.2010 г. в должности <должность> НОУ «Атон», в связи с тем, что указанные учреждения не поименованы Списками должностей…, утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463, Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, от 29.10.2002 № 781; период с 01.01.1999 г. по 07.02.1999 г. не засчитан в специальный стаж, т. к. сведения о работе отсутствуют в выписке из индивидуального лицевого счета.

Не соглашаясь с решением комиссии ответчика, ссылалаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, на записи трудовой книжки о ее работе <должность> и на обозначенные в Уставах ее работодателей цели деятельности, и, указывая, что несоответствие наименования учреждения, в котором она работала, не должно влиять на ее пенсионные права, истица просила обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в ее специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы: с 21.11.1995 г. по 08.02.1999 г. в должности <должность> ТОО «Детский центр «Леток»; с 09.02.1999 г. по 12.01.2010 г. в должности <должность> НОУ «Атон», за исключением отпусков без оплаты; и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 29.04.2010 г.

В судебном заседании истица требования уточнила и просила обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности <должность>: с 21.11.1995 года по 31.12.1998 года в ТОО «Детский центр «Леток» и с 08.02.1998 года по 12.01.2010 года в НОУ «Атон» (за исключением периодов отпусков без оплаты) и назначить ей пенсию с 29 апреля 2010 года. Пояснила, что не настаивает на включении в специальный стаж периода с 01.01.1999 г. по 07.02.1999 г., сведения о котором отсутствуют в выписке из ее индивидуального лицевого счета. Пояснила также, что в незасчитанные ответчиком в специальный стаж и оспариваемые ею периоды она имела педагогическую нагрузку и занималась исключительно педагогической деятельностью.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Степакова О. В., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 г., требований истицы не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на отсутствие у истицы требуемого специального стажа и на то, что утверждаемые Постановлениями Правительства Списки соответствующих работ, профессий, должностей (от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 № 1067 и от 29.10.2002 № 781) являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат; поддержала доводы представленного суду письменного отзыва на иск.

Выслушав истицу и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, обозрев отказное пенсионное дело истицы, суд приходит к следующему.

Как видно из решения от 28 мая 2010 г. (протокол <номер>), Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, исчислив стаж педагогической деятельности истицы в размере 11 лет 05 месяцев 28 дней, не включила в стаж педагогической деятельности периоды ее работы в должности <должность> с 21.11.1995 года по 31.12.1998 года в ТОО «Детский центр «Леток» и с 08.02.1998 года по 12.01.2010 года в НОУ «Атон», поскольку соответствующими Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 и от 29.10.2002 № 781 указанные учреждения не поименованы; период с 01.01.1999 г. по 07.02.1999 г. не зачтен в спецстаж, т. к. сведения о работе отсутствуют в выписке из индивидуального лицевого счета. В назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

Не засчитанные в спецстаж истицы периоды: с 06.10.1992 г. по 20.11.1995 г. – нахождение в отпусках по уходу за детьми, отсутствующий в выписке из лицевого счета период с 01.01.1999 г. по 07.02.1999 г. и периоды отпусков без сохранения заработной платы: 2002 г. – 8 дней, 2003 г. – 20 дней, 2005 г. – 14 дней, 2006 г. – 17 дней, 2007 г. – 26 дней, 2009 г. – 1 месяц 1 день, 2010 г. – 1 день (04.01.2010 г.) истица не оспаривает.

Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

При этом право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Имеющимися в осмотренном судом отказном пенсионном деле истицы дипломом от 08.07.1981 г., свидетельством о заключении брака от 03.11.1984 г. подтверждено, что истица в период с 1977 г. по 1981 г. обучалась в <наименование высшего учебного заведения>, который окончила по <специальность> с присвоением <квалификация>.

Из представленной в подтверждение трудового стажа трудовой книжки, заполненной 15.08.1981 г. видно, что Швецова (до изменения фамилии – ФИО1) Л. В., <дата> г. рождения, имеющая высшее образование и специальность учителя начальных классов, 21.11.1995 г. назначена на должность <должность> школы «Леток» ТОО «Детский центр «Леток»; 28.04.1997 г. ей присвоена вторая квалификационная категория; 08.02.1999 г. – уволена в порядке перевода в НОУ «Атон» (записи 6-8); 08.02.1999 г. – принята на должность <должность> в НОУ «Атон»; 10.01.2007 г. – подтверждена 2 квалификационная категория по должности <должность>; 13.01.2010 г. негосударственное общеобразовательное учреждение «Атон» с 13.01.2010 г. переименовано в Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Атон» (записи 9-11).

Из представленной суду истицей в дело выданной архивным отделом Управления бухгалтерского учета и контроля Администрации г. о. Электросталь архивной ксерокопии <номер> от 24.04.2012 года Устава товарищества с ограниченной ответственностью «Детский центр «Леток», утвержденного собранием учредителей 19.06.1992 г., протокол № 1, и зарегистрированного Постановлением администрации г. Электросталь Московской области за № 301 от 07.07.1992 г., видно, что целью его создания и основными видами деятельности являются: организация системного воспитания и образования, включающего подготовку детей дошкольного возраста и обучение до окончания полной средней школы; помощь ребенку развиться в самостоятельную личность, готовую к уверенной деятельности в человеческом обществе; системное образование направлено на индивидуальную работу с каждым ребенком, дающую возможность передавать ему знания и умения по мере индивидуальной готовности их воспринять без ущерба для физического и психического здоровья. В Уставе отражено, что из задач товарищества вытекает требование малокомплектности классов (10-12 человек) и небольшие размеры школы (до 150 человек); для достижения целей своей деятельности товарищество, среди прочего, имеет право организации детских садов, школ и проч. Из Устава также видно, что товарищество имеет и Педагогический Совет, состоящий из всех педагогических, психологических и медицинских работников, который, среди прочего, решает вопросы воспитания и обучения детей; вправе поставить перед администрацией вопрос об отстранении от преподавания определенного педагога.

Из Устава негосударственного общеобразовательного учреждения «Атон», утвержденного собранием учредителей, протокол № 1 от 13.01.1999 г., зарегистрированного Московской областной регистрационной палатой, следует, что основными целями создания Школы является организация системного воспитания и образования детей, начиная с дошкольного возраста и вплоть до окончания ими полной средней школы. Задача образования в Школе – формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. Системное образование направлено на индивидуальную работу с каждым обучающимся, создание условий для самоопределения и самореализации его личности. Для достижения этих целей Школа реализует образовательные программы, отвечающие государственным образовательным стандартам с введением дополнительных предметов естественно-гуманитарного и эстетического цикла. Для реализации индивидуального подхода к обучающимся организуется медицинская и психологическая служба с ранней коррекцией отклонений в развитии личности ребенка. Из этих задач вытекает требование малокомплектности классов – до 12 человек (в старших классах до 15). Кроме того, в разделе «Образовательный процесс» Устава раскрыто содержание трех ступеней, составляющих общее образование (начальное, основное /базовое/ и среднее образование), указано на сроки прохождения обучения по каждой ступени; на наличие учебного плана, продолжительность учебного года, каникул, академического часа. Кроме того, в Уставе обозначено, что Педагогический Совет, состоящий из всех педагогических, психологических и медицинских работников, который, среди прочего, решает вопросы воспитания и обучения детей в соответствии с учебными планами и программой.

Из Устава Негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Атон», утвержденного общим собранием учредителей 01.09.2009 г., зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Московской области 13.01.2010 г., видно, что указанная Школа имеет право на ведение образовательной деятельности согласно выданной в установленном законодательством РФ порядке лицензии. Деятельность Школы основывается на принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступность образования; автономность и светский характер образования; демократический, государственно-общественный характер управления. Основными целями деятельности Школы являются: предоставление образовательных услуг; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни. В разделе «Организация деятельности общеобразовательного учреждения» Устава раскрыты основные характеристики организации образовательного процесса; типы и виды реализуемых образовательных программ; правила приема обучающихся; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; итоговая аттестация; режим занятий обучающихся; порядок регламентации и оформления отношения образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, в Уставе отражено, что к органам управления Школы относится и педагогический Совет, объединяющий всех педагогических работников Школы, и имеющий свои цели, задачи и функции, обозначенные в Уставе.

Как указано выше, в трудовой книжке истицы указано на ее трудовую деятельность <должность> с 08.02.1999 г. в НОУ «Атон» и НОУ СОШ «Атон» и отражено, что 13.01.2010 г. имело место переименование негосударственного общеобразовательного учреждения «Атон» в Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Атон», что отражено в акте проведенной специалистом ответчика документальной проверки о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, от 20.05.2010 г. <номер>. При этом, согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.05.2010 г. <номер>, - период работы истицы в должности <должность> НОУ «СОШ «Атон» с 13.01.2010 г. принят ответчиком к зачету в специальный стаж работы истицы.

В п. 9 Постановления от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Кроме того, суд учитывает правовую позицию, изложенную в п. 10 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в соответствии с которой при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон РФ от 29.11.1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

Основным условием на пенсионное обеспечение по выслуге лет гражданам, работающим в сфере образования, является осуществление педагогической деятельности.

То обстоятельство, что в спорные периоды работы в должности <должность>: с 21.11.1995 года по 31.12.1998 года в ТОО «Детский центр «Леток» и с 08.02.1998 года по 12.01.2010 года в НОУ «Атон» (за исключением периодов отпусков без оплаты: 2002 г. – 8 дней, 2003 г. – 20 дней, 2005 г. – 14 дней, 2006 г. – 17 дней, 2007 г. – 26 дней, 2009 г. – 1 месяц 1 день, 2010 г. – 1 день (04.01.2010 г.)) истица, выполняя должностные обязанности <должность>, занималась связанной с воспитанием детей, их обучением и прививанием необходимых навыков педагогической деятельностью независимо от наименования образовательного учреждения и его принадлежности, подтверждено объяснениями истицы и документально: записями трудовой книжки истицы, упомянутыми выше Уставами образовательных учреждений, представленными суду штанными расписания НОУ «Атон» на 2007-2008 и 2008-2009 учебные годы, в которых, среди прочего обозначена и педагогическая нагрузка истицы; кроме того, указанное обстоятельство представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что периоды работы Швецовой Л. Е. в должности <должность>: с 21.11.1995 года по 31.12.1998 года в ТОО «Детский центр «Леток» и с 08.02.1998 года по 12.01.2010 года в НОУ «Атон» (за исключением периодов отпусков без оплаты: 2002 г. – 8 дней, 2003 г. – 20 дней, 2005 г. – 14 дней, 2006 г. – 17 дней, 2007 г. – 26 дней, 2009 г. – 1 месяц 1 день, 2010 г. – 1 день (04.01.2010 г.)) подлежат включению в ее специальный стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из отказного пенсионного дела истца видно, что с заявлением о назначении пенсии Швецова Л. Е. обратилась в ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области 29 апреля 2010 года.

С учетом исчисленного ответчиком специального стажа истицы в размере 11 лет 05 месяцев 28 дней и подлежащих включению в таковой указанных выше периодов работы истицы требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности на 29.04.2010 года истицей выработан.

Следовательно, пенсия Швецовой Л. Е. должна быть назначена с 29 апреля 2010 года.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

иск Швецовой Любови Евгеньевны удовлетворить.

Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж работы Швецовой Любови Евгеньевны, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности <должность>: с 21.11.1995 года по 31.12.1998 года в ТОО «Детский центр «Леток» и с 08.02.1998 года по 12.01.2010 года в НОУ «Атон» (за исключением периодов отпусков без оплаты: 2002 г. – 8 дней, 2003 г. – 20 дней, 2005 г. – 14 дней, 2006 г. – 17 дней, 2007 г. – 26 дней, 2009 г. – 1 месяц 1 день, 2010 г. – 1 день (04.01.2010 г.)) и назначить ей пенсию с 29 апреля 2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Рыжова Г. А.

В окончательной форме решение судом принято 16 июля 2012 года.

Судья: Рыжова Г. А.