2-1211/2012 по иску Заложных В.В. к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении пенсии



Дело № 2-1211/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2012 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Щелкиной А.Д., с участием истца Заложных В.В. и его представителя по доверенности Губаревой С.А., представителя ответчика ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области по доверенности Степаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заложных Виталия Владимировича к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении пенсии,

установил:

Заложных В.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области и просил: включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с 24.06.1977 по 10.02.1978 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 2 разряду; с 11.01.1982 по 13.02.1989 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 3 разряду, непосредственно занятого на тяжелых работах с вредными условиями труда по ремонту доменных, мартеновских нагревательных печей и других агрегатов в действующих цехах металлургических предприятий; с 06.03.1989 по 10.04.1989 – на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> 4 разряда, и обязать ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с 18.04.2012 года.

Исковые требования мотивировал тем, что 09.04.2012 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с тем, что работал в тяжелых условиях труда и имеет специальный трудовой стаж в соответствии со Списком № 2 "Производств работ, профессий и должностей и показателей, дающих прав на льготное пенсионное обеспечение", утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Однако ответчиком ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого трудового стажа, поскольку ответчиком не были включены в специальный стаж оспариваемые периоды, так как не были представлены документы, подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня. Провести документальную проверку не представилось возможным в связи с тем, что АОЗТ "ВС", являющееся правопреемником СМУ "Ц", было ликвидировано по решению суда. Истцом ответчику была представлена справка АОЗТ "ВС", уточняющая особый характер работы и условий труда, необходимых для назначения досрочной пенсии, согласно которой в спорные периоды истец работал в качестве <данные изъяты> металлургических заводов и был постоянно занят на ремонте металлургического оборудования, его работа была непосредственно связана с тяжелыми и вредными условиями труда при полном рабочем дне без совмещения профессий. В случае учета ответчиком оспариваемых периодов работы у истца будет иметься необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Заложных В.В. и его представитель по доверенности Губарева С.А. исковые требования о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначении пенсии поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные установочной части решения суда.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 19 по г.Москве и Московской области по доверенности Степакова О.В. иск не признала, суду представила письменный отзыв на иск, доводы которого поддержала в ходе судебного разбирательства, пояснив, что истцом не доказана занятость по профессии, связанной с вредными условиями труда, в течение полного рабочего дня.

Выслушав представителей сторон, заслушав показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Федеральному Закону 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение досрочной пенсии законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. В частности, устанавливается право на получение пенсии в связи с длительной работой с вредными и тяжелыми условиями труда. Соответственно, подп. 2 п.1 ст.27 предусматривает назначение пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Пунктом 2 статьи 27 Закона 173-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право при необходимости утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, предусмотренная пунктом 1 упомянутой статьи 27 Закона, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.

Подпунктом а) п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" …» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 239) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2, указанным в абзаце втором вышеуказанного подпункта.

Суд полагает, что ответчиком неправомерно не включены периоды работы истца: с 24.06.1977 по 10.02.1978 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 2 разряду; с 11.01.1982 по 13.02.1989 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 3 разряду, непосредственно занятого на тяжелых работах с вредными условиями труда по ремонту доменных, мартеновских нагревательных печей и других агрегатов в действующих цехах металлургических предприятий; с 06.03.1989 по 10.04.1989 – на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> 4 разряда, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 2 в связи с тем, что не подтверждена постоянная занятость на ремонте металлургического оборудования в течение полного рабочего дня.

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.05.2012 посещение рабочего места <данные изъяты> металлургических заводов не представляется возможным, так как АОЗТ "ВС" ликвидировано по решению суда. По документам, имеющимся в наблюдательном деле предприятия, сформированном на основании документальных проверок (акты приемки выполненных работ по текущему ремонту за 1989-1995гг, карточки учета отработанного времени за 1989-1995 гг, отдельные табели учета рабочего времени, представленные к проверкам трудовых пенсий работникам пенсионных отделов для досрочного назначения трудовых пенсий работникам данной организации) подтвердить постоянную в течение полного рабочего дня занятость Заложных В.В. на работах, предусмотренных Списком № 2, не представилось возможным.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, согласно разделу III – "Металлургическое производство" (черные металлы), подраздел 2 "Производство стали и ферросплавов…Ремонт металлургических печей…", код 2040200а-14587 право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено монтажникам оборудования металлургических заводов, постоянно занятым на ремонте металлургического оборудования.

До Списка N 2 (1991 года) действовал Список утвержденный Советом Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, который также предусматривал работу в качестве монтажника оборудования металлургических заводов, а время выполнения работ, указанных в этом Списке, включалось в специальный стаж в период действия Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" и в соответствии с прямым предписанием его статьи 133.1, который утратил силу только с 1 января 2002 г.

Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, обусловливалось тем, что длительная занятость на таких работах сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

С целью охраны труда и здоровья людей государство принимает меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в тяжелых условиях, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым, в частности, относится и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа при наличии у работника специального трудового стажа (суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности).

Распространение нового порядка подтверждения сведений о льготном стаже работы, на основании которого ответчиком отказано в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости, как условии приобретения права на назначение пенсии на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы в указанных условиях не менее 12,5 лет и которые до вступления нового правового регулирования в силу уже прекратили работу в тяжёлых условиях труда, означающее, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Определениями Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 года № 320-О и от 06.03.2003 года № 107-О была подтверждена правомерность правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения гражданином работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173. Специальный (льготный) трудовой стаж должен подтверждаться с применением того порядка подсчета стажа, которые действовал в период выполнения данной работы (деятельности), а не тогда, когда застрахованное лицо обратилось за назначением пенсии.

Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одной из перечисленных причин ограничение конституционного права на социальное обеспечение граждан не обосновано. Сложившаяся ситуация недопустима в демократическом, правовом и социальном государстве, каковым является Россия согласно Конституции РФ (п.1 ст.1, п.1 ст.7).

В силу п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального закона.

Судом установлено, что фактически истец работал: с 24.06.1977 по 10.02.1978 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 2 разряду; с 11.01.1982 по 13.02.1989 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 3 разряду, непосредственно занятого на тяжелых работах с вредными условиями труда по ремонту доменных, мартеновских нагревательных печей и других агрегатов в действующих цехах металлургических предприятий; с 06.03.1989 по 10.04.1989 – на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> 4 разряда, что подтверждается записями в трудовой книжке, Положением о СМУ "Ц" (п.3.3 – участок заключает договоры подряда на выполнение капитальных и текущих ремонтов, договоры субподряда на производство монтажных и специальных работ), а также справкой, уточняющей характер выполняемых работ, выданной АОЗТ "ВС" на основании лицевых счетов, карточки ТФ № 2 и журнала учета рабочего времени, согласно которой истец работал в оспариваемые периоды в качестве <данные изъяты> металлургических заводов, постоянно занятых на ремонте металлургического оборудования, работа связана непосредственно с тяжелыми и вредными условиями труда при полном рабочем дне без совмещения профессий.

Согласно выше обозначенной справке АОЗТ "ВС" является правопреемником СМУ "Ц" и располагалось по адресу: <адрес>.

В соответствии с сообщением ОАО "СП", находящемуся по адресу: <адрес>, АОЗТ "ВС" являлась сторонней организацией и имела отдельные счета. Архив данной организации не был сдан и хранился в помещении главного механика завода. В настоящее время данное помещение принадлежит другой организации, и документы из архива ими не были сохранены.

В соответствии с сообщением Центра документационного обслуживания населения Главного архивного управления <адрес> документы организаций: СМУ "Ц", АОЗТ "ВС" на хранение не поступали.

Архивный отдел Администрации <адрес> сообщил, что документы по личному составу СМУ "Ц" и АОЗТ "ВС" в архивный отдел управления бухгалтерского учета и контроля Администрации <адрес> на хранение не поступали.

Свидетель К.В.И. суду показал, что являлся сослуживцем истца, с 1999 года был его руководителем. Он имел прямое отношение к выдаче справок, уточняющих особый характер труда работников предприятия, поскольку являлся директором АОЗТ "ВС". Составление данных справок основывалось на документах предприятия: карточках учета ТФ № 2, журналах учета рабочего времени, а также на нарядах выполненных работ. В 2004 году архив предприятия сгорел, и впоследствии он не смог его сдать. Подтвердил занятость истца в тяжелых и вредных условиях труда в течение полного рабочего дня в оспариваемые им периоды.

В соответствии с правоприменительной практикой Верховного суда РФ, если подтверждающие документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, то указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает его права на назначение льготной пенсии (Бюлл. ВС РФ № 8 за 2005 г., извлечение из определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14 июня 2005 г. № 9-г04-35).

В данном случае, суд полагает, что отсутствие вышеуказанных первичных документов, подтверждающих постоянную полную занятость истца как монтажника по ремонту доменных, мартеновских и нагревательных печей и других агрегатов в действующих цехах металлургических предприятий в течение рабочего дня, не может являться основанием для отказа Заложных В.В. в предоставлении льгот и преимуществ, ранее им приобретенных.

Довод ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о том, что представленные документы не являются достаточными для подтверждения постоянной занятости истца в должности монтажника по ремонту металлургического оборудования, суд не может принять во внимание, так как право истца на установление правильного размера пенсии, исходя из его специального стажа, не должно зависеть от обязанности работодателя по своевременной передаче всех необходимых документов на хранение при реорганизации либо ликвидации предприятия.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что исковые требования Заложных В.В. по включению в специальный стаж по Списку № 2 периодов работы: с 24.06.1977 по 10.02.1978 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 2 разряду; с 11.01.1982 по 13.02.1989 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 3 разряду, непосредственно занятого на тяжелых работах с вредными условиями труда по ремонту доменных, мартеновских нагревательных печей и других агрегатов в действующих цехах металлургических предприятий; с 06.03.1989 по 10.04.1989 – на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> 4 разряда соответствует установленным Законодателем требованиям по включению в специальный стаж периодов работы в должности <данные изъяты> металлургических заводов (раздел III "Металлургическое производство" (черные металлы), подраздел 2 "Производство стали и ферросплавов…Ремонт металлургических печей…", код 2040200а-14587), утвержденного Постановлением Кабинета Министров 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение).

При этом в соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости 09.04.2012, при этом право на её назначение возникло у истца с 18.04.2012, соответственно, эта дата и является днем с которого подлежит назначению пенсия, в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить требования истца в части понуждения к назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с 18.04.2012 по достижению истцом возраста 55 лет.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Заложных Виталия Владимировича удовлетворить.

Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в льготный стаж по Списку № 2 периоды работы Заложных Виталия Владимировича с 24.06.1977 по 10.02.1978 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 2 разряду; с 11.01.1982 по 13.02.1989 на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> по 3 разряду, непосредственно занятого на тяжелых работах с вредными условиями труда по ремонту доменных, мартеновских нагревательных печей и других агрегатов в действующих цехах металлургических предприятий; с 06.03.1989 по 10.04.1989 – на СМУ "Ц" в качестве <данные изъяты> 4 разряда и признать за ним право на досрочную пенсию по старости с 18.04.2012 года.

Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить Заложных Виталию Владимировичу с 18 апреля 2012 года досрочную трудовую пенсию в порядке, установленном Федеральным Законом 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», для лиц, работавших на работах с тяжелыми условиями труда.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья: подпись.

В окончательной форме решение

суда изготовлено 28 сентября 2012 года.

Судья: подпись.