О П Р Е Д Е Л Е Н И Е О прекращении производства по делу с. Ельцовка 12 ноября 2010 года Ельцовский районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А. при секретаре Атаманских Е.А. с участием прокурора Ельцовского района Суханова С.Ю. представителя ответчика Немкова А.В. представителей третьих лиц Лапиной Т.В., Громовой А.О., рассмотрев дело по иску прокурора Ельцовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «... школа» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановке программного обеспечения, исключающего доступ учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, и о понуждении установить программное обеспечение (контент-фильтр), У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ельцовского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МОУ «... школа», выразившегося в неустановке программного обеспечения, исключающего доступ учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, и о понуждении ответчика установить программное обеспечение (контент-фильтр) в срок до Дата обезличена. В обоснование своих требований сослался на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ельцовского района, были выявлены нарушения ответчиком законодательства РФ, направленного на защиту детей от негативной информации. Согласно ст. 14 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Статьи 2, 14 закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» к принципам государственной политики в сфере образования относят воспитание уважения к правам и свободам человека, содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Распоряжениями Правительства РФ от 19.07.2006 года № 1032-р и от 18.10.2007 года № 1447-р установлено, что для исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания, предусмотрено обязательное внедрение в установленном порядке муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, соответствующего программного обеспечения. В связи с чем, общеобразовательные учреждения должны обеспечивать соблюдение указанных требований названных распоряжений Правительства РФ, положений статей 2 и 14 закона РФ «Об образовании». Статья 5 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает обязанность образовательных учреждений в приоритетном порядке осуществлять профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Статьей 1 указанного закона определено понятие экстремистской деятельности, к которой, в том числе, относятся публичное оправдание терроризма, и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Также дано определение экстремистских материалов, как предназначенных для обнародования документов или информации на иных носителях, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальную и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 года № 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Следовательно, экстремистские материалы относятся к материалам, несовместимым с задачами воспитания учащихся общеобразовательных учреждений, установленными принципами образования в РФ. Обеспечение исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, путем установления программного обеспечения, а также иными способами, включая контроль преподавателей за доступом учащихся к Интернет-ресурсам, является обязанностью учреждения образования. Однако, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, в МОУ «... школа» установлено отсутствие программного обеспечения (контент-фильтр), исключающего доступ учащихся в компьютерном классе школы к Интернет-ресурсам, содержащим тексты экстремистских материалов. Через поисковые системы имеется неограниченный программным обеспечением доступ к Интернет-ресурсам, содержащим тексты экстремистских материалов, в т.ч. брошюра «...?», брошюра «...»; книга «...»; статья «...». По данным нарушениям в Дата обезличена прокурором на имя директора МОУ «...» внесено представление об устранении нарушений, вместе с тем, они имеются до настоящего времени. Указанные нарушения законодательства РФ являются недопустимыми, создают предпосылки для причинения вреда здоровью, нравственному и духовному развитию учащихся муниципального общеобразовательного учреждения. В судебном заседании прокурор Ельцовского района Суханов С.Ю. отказался от заявленных исковых требований в полном объеме, пояснив, что отказывается от требований, поскольку они удовлетворены ответчиком добровольно, в школе установлено программное обеспечение (контент-фильтр), исключающий доступ учащихся к интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, последствия отказа от иска разъяснены и понятны. Представитель ответчика – МОУ «... школа» Немков А.В. против прекращения производства по делу в связи с отказом от иска не возражает, поскольку исковые требования удовлетворены после предъявления иска в суд, в школе установлена контентная фильтрация (ПФК). Представители третьих лиц - администрации Ельцовского района Громова А.О. и комитета администрации Ельцовского района по образованию Лапина Т.В. в судебном заседании не возражают против прекращения производства по делу. Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Исходя из положений абзаца 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Согласно ч. 3 ст.173 и ст. 221 ГПК РФ при отказе истца от иска производство по делу прекращается определением суда, и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, учитывая, что прокурор Ельцовского района Суханов С.Ю. от иска отказался, суд считает возможным принять его отказ от иска, прекратив производство по делу, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина засчитывается в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ. Размер государственной пошлины определяется в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ как при подаче искового заявления неимущественного характера и составляет 200 рублей. Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 39, 45, 101,103, 173, абзацем 3 ст. 220, ст.ст. 224-225 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Производство по делу по иску прокурора Ельцовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «... школа» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановке программного обеспечения, исключающего доступ учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, и о понуждении установить программное обеспечение (контент-фильтр), прекратить в связи с отказом истца от заявленных исковых требований. Разъяснить прокурору Ельцовского района, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «... школа» государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 (двести) рублей. Определение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ельцовский районный суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения. Судья ________________