Решение от 19.07.2010



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2010 г. г. Тырныауз

Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Гергокова Т.Т.,

при секретаре - Джазаевой М.Т.,

с участием: истца - прокурора Апажихова А.З., представителя Федерального Государственного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье» (далее ФГУ НП «Приэльбрусье») - Чочаева М.А., представителя ответчика Джаппуева Н.М. - Коломейцева П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Эльбрусского района КБР в интересах государства – Российской Федерации к Джаппуеву Н.М. о признании договора аренды недействительной (ничтожной) сделкой и истребовании имущества из чужого, незаконного владения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Эльбрусского района КБР в интересах государства – Российской Федерации обратился в суд с иском к Джаппуеву Н.М. в котором просит признать договор аренды земельного участка от (Дата) года, заключенного ФГУ НП «Приэльбрусье» и Джаппуевым Н.М., недействительной (ничтожной) сделкой и изъять из чужого незаконного владения Джаппуева Н.М. земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный в ..., 95 км. от ... по дороге «...» в ..., квартал 14, выдел 22 мотивируя следующим.

Постановлением Совета Министров РСФСР от (Дата) г. (Номер) создан государственный природный национальный парк «Приэльбрусье» (ФГУ Национальный парк «Приэльбрусье»), в постоянное (бессрочное) пользование которому предоставлен земельный участок площадью 101,02 га, являющегося собственностью Российской Федерации.

ФГУ НП «Приэльбрусье» заключил договор аренды земельного участка от (Дата)г. б/н с Джаппуевым Н.М., общей площадью 1500 кв.м., расположенного в ..., 95 км. от ... по дороге «...» в ..., квартал 14, выдел 22, кадастровый номер 07:11:15:00000: 0035/037, сроком на 49 лет на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, который зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по КБР (Дата) года.

Данный договор аренды является незаконным, противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным (ничтожным), поскольку в силу ст. 6 Федерального закона от (Дата) (Номер)ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса РФ ФГУ НП «Приэльбрусье» не вправе передать земельные участки в аренду или безвозмездное срочное пользование. В связи с чем данный договор является недействительным (ничтожной сделкой, как противоречащей статьям 3, 20 ЗК РФ.

В судебном заседании прокурор Апажихов А.З. уточнил исковые требования и просил признать договор аренды земельного участка от (Дата) года, заключенного ФГУ НП «Приэльбрусье» и Джаппуевым Н.М., ничтожной сделкой и применить последствия недействительности ничтожной сделки, а также истребовать из чужого незаконного владения Джаппуева Н.М. земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный в ..., 95 км. от ... по дороге «...» в Эльбрусском лесничестве, квартал 14, выдел 22 истребовать по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Джаппуева Н.М. - Коломейцев П.А. исковые требования не признал и пояснил, что к указанным правоотношениям применяется ФЗ «Об особо охраняемых территориях». Ни Джаппуевым Н.М. ни ФГУ НП «Приэльбрусье» при заключении договора аренды нарушений законодательства не допущено. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. ФГУ НП «Приэльбрусье» вправе передавать

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Нормы ФЗ «О федеральном бюджете за 2003, 2004 год», Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ носят общий характер и не учитывают особенностей спорных территорий, в отношении которых подлежат применению специальные нормативно-правовые акты.

В соответствии со ст. 94 3К РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историке – культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Преамбула ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от (Дата) г. (Номер)ФЗ указывает, что особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от (Дата) г. (Номер)ФЗ национальные парки являются одной из категорий особо охраняемых территорий.

В соответствии с п. 7 указанной статьи территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно п. 8 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального законы.

Право ответчика выступать в качестве арендодателя земель, находящихся в его ведении предусмотрено ст. 17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от (Дата) г. (Номер).

Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» при наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки.

Пункт 14 вышеуказанного Положения также определяет, что доходы, получаемые от арендной платы за пользование земельным участком, природным объектом, в полном объеме остаются в распоряжении национальных парков и расходуются ими на природоохранные цели. При этом национальный парк уплачивает земельный налог с площади земельных участков, переданных в аренду в установленном порядке.

Данное обстоятельство подтверждено ст. 12 Закона РФ «О плате за землю», согласно которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются национальные парки, а с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Таким образом, выводы суда 1-й инстанции о том, что в действиях ответчика, сохраняющего право арендодателя в отношении имущества национального парка, отсутствуют нарушения законодательных актов, регулирующих отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также о том, что нормы Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ носят общий характер и не учитывают особенностей данной категории территорий, в отношении которых подлежат применению специальные нормативно-правовые акты являются правильными и обоснованными.

из чужого незаконного владения Джаппуева Н.М. земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный в ..., 95 км. от ... по дороге «...» в ..., квартал 14, выдел 22 мотивируя поддержала исковые требования, а представители ФГУ НП «Приэльбрусье» Коломейцев П.А. и Чочаев М.А., отказались от поданного прокурором Эльбрусского района КБР в интересах ФГУ НП «Приэльбрусье» иска, пояснив, что ФГУ НП «Приэльбрусье» к прокурору не обращалось и что Беккаевым М.А. внесена арендная плата.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска, и отказ принят судом.

Суд принимает отказ представителей ФГУ НП «Приэльбрусье» Коломейцева П.А. и Чочаева М.А. от иска, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, представителей ФГУ НП «Приэльбрусье» Коломейцеву П.А. и Чочаеву М.А., разъяснены.

Таким образом, имеются основания для принятия отказа представителей ФГУ НП «Приэльбрусье» Коломейцева П.А. и Чочаева М.А. от иска и прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Эльбрусского района КБР в интересах Федерального Государственного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье» к Беккаеву М.А. о расторжении договора аренды земельного участка, заключенного (Дата) года между ФГУ НП «Приэльбрусье» и Беккаевым М.А., ввиду неисполнения условий договора и взыскании с Беккаева М.А. в пользу ФГУ НП «Приэльбрусье» арендной платы за периоды со 2 - го полугодия 2009 года и по настоящее время в сумме 78 875 рублей, прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд КБР в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Т.Т. Гергоков

Статья 166. Оспоримые и ничтожные сделки

1. Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Статья 167. Общие положения о последствиях недействительности сделки

О применении положений пунктов 1 и 2 статьи 167 см. Определения Конституционного суда РФ от 20.02.2002 N 48-О, от 25.03.2004 N 98-О.

Признаны не противоречащими Конституции РФ содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 167 общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, поскольку данные положения - по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со статьей 302 - не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П).

1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

3. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.