убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку



Дело № 1-103/11

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Елабуга РТ 15 апреля 2011 года

Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Рыбникова О.А.

с участием государственного обвинителя помощника Елабужского городского прокурора РТ Саттарова Р.Р.,

подсудимого Кашапова А.Х.,

защитника Сагитовой Р.А.,

представившей удостоверение № <данные изъяты> и ордер № <данные изъяты>,

при секретаре Низамовой Г.М.,

а также потерпевшего Ш1.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Кашапова А.Х., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Кашапов А.Х. совершил преступление при следующих обстоятельствах.

14 февраля 2011 года около 17 часов 45 минут в жилой комнате <данные изъяты>, расположенного <данные изъяты>, между подсудимым Кашаповым А.Х., находившимся в состоянии алкольного опьянения, и потерпевшим Ш2. произошла ссора по поводу образа жизни Ш2. В ходе ссоры у подсудимого Кашапова А.Х. возник преступный умысел на убийство Ш2. С целью реализации своего преступного умысла подсудимый Кашапов А.Х., сидевший на кровати, взял из-под неё топор, подошёл к потерпевшему Ш2. и нанес ему не менее 6 ударов лезвием топора в область головы, не менее 2 ударов обухом топора в область головы и не менее 1 удара лезвием топора в область шеи. В результате полученных телесных повреждений потерпевший Ш2. скончался на месте происшествия.

В результате преступных действий подсудимого Кашапова А.Х. потерпевшему Ш2. было нанесено не менее 9 травматических воздействий, из которых 8 - в область головы, одно - в область шеи, которые причинили телесные повреждения:

- в области головы в виде открытой черепно-мозговой травмы: ушибленная рана в лобно-теменной области слева, рубленная рана лобно-теменной области слева, рубленная рана теменной области слева, рубленная рана левой височно-теменной области с вдавленным фрагментарным переломом левой теменной кости, рубленная рана теменно-затылочной области по срединной линии с вдавлением и повреждением наружной костной пластинки теменных костей, рубленая рана левой заушной области, рубленая рана затылочной области слева с разрубом наружной костной пластинки затылочной кости, линейного перелома затылочной кости, ушибленная рана затылочной области слева с вдавленным многооскольчатым переломом наружной пластинки затылочной кости, кровоизлияния в мягкие ткани лобной, затылочной и теменных областей справа и слева, субарахноидальные кровоизлияния верхнелатеральных поверхностей правого и левого полушария, кровоизлияния в боковые и четвертый желудочек головного мозга;

- в области шеи в виде открытой травмы шейного отдела позвоночника: рубленная рана задней поверхности верхней трети шеи справа с разрубом задней дуги первого шейного позвонка, полного пересечения спинного мозга на уровне нижнего края задней дуги первого шейного позвонка.

Данный комплекс телесных повреждений причинил тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, носит прижизненный характер и состоит в прямой причинной связи со смертью.

Смерть Ш2. наступила в результате множественных рубленных, ушибленных ран головы, шеи, сопровождавшейся открытой черепно-мозговой травмой с вдавленными оскольчатыми, линейными переломами свода и основания черепа, субарахноидальным кровоизлиянием верхнелатеральных поверхностей правого и левого полушария, кровоизлияниями в боковые и четвертый желудочек головного мозга; разруба задней дуги первого шейного позвонка, полного пересечения спинного мозга на уровне нижнего края задней дуги первого шейного позвонка.

Подсудимый Кашапов А.Х. свою вину в предъявленном ему обвинении признал полностью и показания в судебном заседании давать отказался.

Из показаний подсудимого Кашапова А.Х., которые были получены от него в ходе предварительного расследования и по ходатайству государственного обвинителя в порядке ст. 276 УПК РФ оглашены в судебном заседании, следует, что 14 февраля 2011 года около 17 часов он и Ш2. закончили работу, направились к себе в комнату, помылись. Ш2. взял деньги и ушел, вернулся примерно через 40 минут, принес с собой 1,5 литровую пластиковую бутылку самогона. Они стали пить самогон, пили и водку, которую купили накануне. В это время к ним зашел охранник М., который принес пельмени. М. пробыл у них около 10-15 минут, после чего ушел. Ш2. стал его ругать, он попросил его успокоиться. Ш2. пошёл на него, он автоматически взял из-под кровати топор и замахнулся им в сторону Ш2.. Он помнит только два удара топором в голову Ш2., какой частью топора бил в голову Ш2., он не помнит (л.д. 32-35, 46-48, 91-93).

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства, собранные на предварительном и судебном следствиях, суд считает вину Кашапова А.Х. в содеянном установленной полностью.

Потерпевший Ш1. в суде пояснил, что 15 февраля 2011 года утром в 8 часов ему позвонили и сообщили, что убили его брата Ш2.. Он приехал в г. Елабугу, вначале поехал в морг, затем на работу к брату, узнал, что брата убил Кашапов. Что произошло между братом и Кашаповым, ему неизвестно.

Свидетель М. в суде показал, что он работает охранником в <данные изъяты>. 14 февраля 2011 года он находился на работе, около 16 часов зашел Ш2., позвал к себе, предложил выпить. Он пришел в комнату, где проживали Ш2. и Кашапов, выпил с ними половину пластикового стаканчика водки, после чего ушел закрывать гаражи. Через 10-15 минут он пришел в свою комнату, прибежал Кашапов, который был бледным, испуганным, сказал, что Ш2. убился. Он пошел с Кашаповым в его комнату, из коридора увидел, что Ш2. лежит на полу. Он сказал Кашапову, чтобы тот вызвал скорую помощь. Приехала скорая помощь, затем милиция. Посторонних на охраняемой территории в этот вечер он не видел.

Из показаний свидетеля Ф. на предварительном следствии, оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что с июня 2009 года по май 2010 год он работал дежурным механиком в <данные изъяты>, проживал в комнате, которая расположена в административном здании организации. В комнате у него имелись ножовка, отвертки, топор. Затем его перевели на карьер, инструменты остались в комнате. Топор, который он оставил в комнате, скорее всего, сможет опознать (л.д. 80-82).

Согласно протоколу осмотра места происшествия в жилой комнате ......, между кроватями на полу обнаружен топор, лезвие топора обильно испачкано веществом бурого цвета, похожего на кровь. На расстоянии одного метра от входной двери на полу обнаружен труп Ш2. С места происшествия изъяты 2 бутылки из-под водки объемом 0,5 литра, 2 пластиковых стакана, 7 окурков сигарет, топор (л.д. 7-16).

Из протокола явки с повинной следует, что Кашапов А.Х. сообщил об убийстве Ш2., совершенном им 14 февраля 2011 года на <данные изъяты> (л.д. 19).

Согласно протоколу проверки показаний на месте 15 февраля 2011 года подозреваемый Кашапов А.Х. в жилой комнате <данные изъяты> показал кровать, из-под которой он взял топор, и рассказал об обстоятельствах убийства этим топором Ш2. (л.д. 36-38).

Из протокола предъявления предмета для опознания усматривается, что свидетель Ф. опознал топор, который хранился у него в шкафу в жилой комнате <данные изъяты>, где он и оставил его при переводе на новое место работы (л.д. 83-86).

По заключению эксперта (экспертиза трупа) № 26 установлено, что смерть Ш2. наступила в результате множественных рубленных, ушибленных ран головы, шеи, сопровождавшейся открытой черепно-мозговой травмой с вдавленными оскольчатыми, линейными переломами свода и основания черепа, субарахноидальным кровоизлиянием верхнелатеральных поверхностей правого и левого полушария, кровоизлияниями в боковые и четвертый желудочек головного мозга; разрубом задней дуги 1 шейного позвонка, полным пересечением спинного мозга на уровне нижнего края задней дуги 1 шейного позвонка.

При судебно-медицинской экспертизе трупа Ш2. обнаружены следующие телесные повреждения:

а) в области головы в виде открытой черепно-мозговой травмы: ушибленная рана (№1) в лобно-теменной области слева, рубленная рана (№2) лобно-теменной области слева, рубленная рана (№3) теменной области слева, рубленная рана (№4) левой височно-теменной области с вдавленным фрагментарным переломом левой теменной кости, рубленная рана (№5) теменно-затылочной области по срединной линии с вдавлением и повреждением наружной костной пластинки теменных костей, рубленная рана (№6) левой заушной области, рубленная рана (№8) затылочной области слева с разрубом наружной костной пластинки затылочной кости, линейным переломом затылочной кости, ушибленная рана (№9) затылочной области слева с вдавленным многооскольчатым переломом наружной пластинки затылочной кости, кровоизлияния в мягкие ткани лобной, затылочной и теменных областей справа и слева, субарахноидальные кровоизлияния верхнелатеральных поверхностей правого и левого полушария, кровоизлияния в боковые и четвертый желудочек головного мозга.

б) в область шеи в виде открытой травмы шейного отдела позвоночника: рубленая рана задней поверхности верхней трети шеи справа с разрубом задней дуги 1 шейного позвонка, полное пересечение спинного мозга на уровне нижнего края задней дуги 1 шейного позвонка.

Данный комплекс телесных повреждений причинил тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, носит прижизненный характер и состоит в прямой причинной связи со смертью, раны № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 образовались от действия острого предмета, обладающего рубящими свойствами с признаками воздействия острой кромки (лезвия), шириной погруженной части не менее 40-70 мм и тупой кромки (пятки или носка рубящего предмета), имеющей «П»-образную на поперечном сечении форму, толщиной погруженной части около 3 мм, каковым могла являться лезвийная часть топора; раны № 1, 9 образовались от действия тупого твердого предмета имеющего ребра от сходящихся граней, чем мог являться обух топора, давностью образования установленных телесных повреждений более 2-3 часов, возможно (минимально) - от нескольких десятков минут до наступления смерти.

Учитывая количество изолированных телесных повреждений Ш2. в область головы нанесено 8 травматических воздействий, в область шеи - 1 травматическое воздействие (л.д. 138-152)

Согласно заключению эксперта № 186 у Кашапова А.Х. каких-либо телесных повреждений не установлено (л.д. 166).

По заключению эксперта № 55 на поверхности стеклянной бутылки из-под водки с этикеткой «Усадская хлебная …» с номинальной емкостью 0,5 литра, изъятой в комнате <данные изъяты>, имеется след пальца руки размерами 19 х 23 мм, пригодный для идентификации личности. Данный след оставлен большим пальцем правой руки Кашапова А.Х. (л.д. 172).

Согласно заключению эксперта № 211 кровь потерпевшего Ш2. относится в АВо группе с сопутствующим антигеном Н. Кровь обвиняемого Кашапова А.Х. относится к А

Согласно заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов № 143 Кашапов А.Х. каким-либо психическим расстройством не страдает и при совершении инкриминируемого ему преступления не страдал, в то время находился в состоянии простого алкогольного опьянения. По своему психическому состоянию в настоящее время Кашапов А.Х. также может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. По заключению психолога: Индивидуально-психологических особенностей и свойств личности, способных оказывать существенное влияние на его поведение в исследуемых ситуациях, не имеется. В период инкриминируемого ему преступления Кашапов А.Х. в состоянии аффекта не находился. Его действия в процессе совершения правонарушения и после него были последовательными. У него не отмечается аффектогенной амнезии элементов обследуемой ситуации, он воспроизводит характер своих действий и поведение потерпевшего. Не отмечается и постаффектного состояния с явлениями вялости, апатии, снижения активности. Подэкспертный в момент совершения противоправных действий находился в состоянии алкогольного опьянения (л.д. 158-160).

Оснований сомневаться во вменяемости подсудимого Кашапова А.Х. у суда не имеется, поскольку судебно-психиатрическая экспертиза проведена комиссией квалифицированных экспертов, акт экспертизы соответствует требованиям закона, является аргументированным, основан на тщательном анализе материалов дела и при производстве указанной экспертизы были приняты во внимание все достаточно полные сведения о личности Кашапова А.Х.

Таким образом, признательные показания Кашапова А.Х. о времени, месте, способе и других обстоятельствах совершенного преступления суд находит достоверными, поскольку они полностью подтверждаются приведенными доказательствами и дополняют друг друга.

С учетом совокупности собранных и проверенных доказательств и всех обстоятельств дела суд находит вину подсудимого Кашапова А.Х. в содеянном установленной полностью.

Действия подсудимого Кашапова А.Х. суд квалифицирует по ст. 105 ч. 1 УК РФ - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Совершая убийство Ш2., Кашапов А.Х. осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления смерти и желал её наступления.

Умысел Кашапова А.Х. был направлен на лишение жизни потерпевшего, о чем свидетельствует совокупность всех обстоятельств содеянного.

При назначении подсудимому Кашапову А.Х. наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих Кашапову А.Х. наказание, суд учитывает его явку с повинной, наличие малолетних детей, признание вины и раскаяние в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не имеется.

Учитывая, что подсудимым Кашаповым А.Х. данное умышленное особо тяжкое преступление совершено в течение испытательного срока по приговору суда от 07 апреля 2010 года, суд отменяет ему условное осуждение и назначает наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ.

Местом отбывания лишения свободы в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ Кашапову А.Х. надлежит назначить исправительную колонию строгого режима.

Руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

ПризнатьКашапова А.Х. в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ, и назначить ему наказание - 8 (восемь) лет лишения свободы.

На основании ст. 74 ч. 5 УК РФ Кашапову А.Х. условное осуждение по приговору Мамадышского районного суда РТ от 07 апреля 2010 года отменить.

В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному данным приговором суда, частично присоединить не отбытую часть наказания по предыдущему приговору суда и окончательно Кашапову А.Х. назначить наказание - 8 (восемь) лет 6 (шесть) месяцев лишения свободы с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания исчислять с 15 апреля 2011 года.

Зачесть Кашапову А.Х. в срок отбытия наказания время содержания его под стражей с 15 февраля 2011 года до 15 апреля 2011 года.

Меру пресечения Кашапову А.Х. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения - заключение под стражу.

Вещественные доказательства, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Елабужского МРСО СУ СК РФ по РТ, - 2 бутылки из-под водки объёмом 0,5 литра, 7 окурков сигарет, 2 пластиковых стаканчика, топор уничтожить, сланцы, спортивные брюки, носки и футболку возвратить по принадлежности Кашапову А.Х.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Кашаповым А.Х. в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный Кашапов А.Х. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора и в тот же срок со дня вручения ему кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы.

Судья: