нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц



                                     Дело № 1-109/11

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Елабуга РТ               21 апреля 2011 года

Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Рыбникова О.А.

с участием государственного обвинителя помощника Елабужского городского прокурора РТ Саттарова Р.Р.,

подсудимого Газизова А.Р.,

защитника     Макарова Е.А.,

представившего удостоверение № ** и ордер № **,

при секретаре Низамовой Г.М.

а также потерпевшего С.,

представителя потерпевшего Галимова Ш.Г.,

представившего удостоверение № ** и ордер № **,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Газизова А.Р., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 264          ч. 5 УК РФ,

У С ТА Н О В И Л:

Газизов А.Р. совершил преступление при следующих обстоятельствах.

26 ноября 2010 года примерно в 11 часов 30 минут подсудимый Газизов А.Р., управляя автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, двигался по автодороге «Москва-Уфа» (М7) <адрес> при выполнении манёвра «обгон» автомобилей не учёл дорожные условия, не избрал скорость, обеспечивающую безопасность дорожного движения, не убедился в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения, и по завершении обгона он сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу, выехал на полосу встречного движения, где, не справившись с управлением автомобиля, не смог вернуться на ранее занимаемую полосу, чем создал опасность для движения и помехи другим участникам дорожного движения и на полосе, предназначенной для встречного движения, совершил столкновение с грузовым автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> с прицепом <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> под управлением ФИО9, двигавшимся во встречном направлении. От полученных в результате данного столкновения автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> механических повреждений данный автомобиль с буксируемым им прицепом изменил траекторию движения, выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> под управлением ФИО3 и автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> под управлением ФИО5, двигавшимися во встречном ему направлении.

В результате дорожно-транспортного происшествия:

- водитель автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> ФИО3 от полученных телесных повреждений в виде кровоподтека левой глазничной области, множественных ссадин, поверхностных ран кожных покровов лица, обширных кровоизлияний в мягкие ткани головы, вдавленного оскольчатого перелома лобной кости с расхождением линий переломов на основание черепа, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку по всей окружности, ушиба вещества лобных долей, оскольчатого перелома нижней челюсти слева; закрытой травмы грудной клетки и живота: множественных ссадин передней брюшной стенки, боковой поверхности живота, кровоизлияний в мягкие ткани грудной клетки, перелома ребер справа 1-10 по среднеключичной линии с разрывом межреберных мышц на уровне 6-го межреберья, перелома 1-8 ребер справа по околопозвоночной линии, перелома ребер слева 2-11 по среднеключичной линии, перелома 8-9 ребер слева по лопаточной линии, перелома тела грудины, повреждения купола диафрагмы слева с эвентрацией желудка, сальника и части поперечно ободочной кишки в левую плевральную полость, правостороннего гемоторакса (100 мл жидкой крови), кровоизлияния в сердечную сорочку, повреждения сердечной сорочки соответственно левому ребру сердца, повреждения передней стенки правого желудочка сердца, повреждения эндокарда задней стенки левого желудочка сердца, обширных кровоизлияний в корни легких, кровь в брюшной полости в количестве 200 мл, сквозного повреждения корня брыжейки тонкого кишечника, множественных повреждений капсулы и ткани диафрагмальной поверхности правой и левой доли печени с размозжением вещества; в области верхних и нижних конечностей: множественных ссадин и кровоподтеков нижних конечностей, открытого оскольчатого перелома левого бедра, открытого оскольчатого перелома костей правой голени, открытого оскольчатого перелома костей левой голени, открытого перелома ногтевой фаланги 1-го пальца левой стопы, расхождения лонного сочленения скончался на месте происшествия.

Смерть ФИО3 наступила от сочетанной тупой травмы тела вследствие множественных переломов костей скелета и повреждений внутренних органов.

Все установленные телесные повреждения на трупе ФИО3 прижизненные и возникли одномоментно от травматического воздействия твердых тупых предметов с преобладающей контактирующей поверхностью, при этом преимущественно сила воздействовала в направлении спереди назад, прижизненность подтверждается морфологическими признаками наружных телесных повреждений, наличием кровоизлияний вглубь лежащие ткани в области переломов костей скелета, а также признаками наружного и внутреннего кровотечения. Все телесные повреждения на трупе ФИО3 могли быть получены в условиях дорожно-транспортного происшествия, а именно при столкновении автотранспортных средств с последующим сдавлением потерпевшего, и как единый комплекс автотравмы причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоят в прямой причинной связи с наступившей смертью;

- пассажир автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> ФИО4 от полученных телесных повреждений в виде закрытой травмы грудной клетки и живота: кровоподтека левой подреберной области, обширного кровоизлияния мягких тканей грудной клетки, полного поперечного перелома тела грудины на уровне верхнего края 4-го ребра, перелома хрящевой части 6-10 ребер справа, перелома 1-2 ребер слева по задне-подмышечной линии, перелома 8-9 ребер по лопаточной линии, перелома 3-8 ребер по передне-подмышечной линии с разрывом межреберных мышц 9-го межреберья, компрессионного перелома тела 1-го грудного позвонка, повреждения сердечной сорочки, кровоизлияния в стенку нижней полой вены, обширного кровоизлияния в парааортальную клетчатку грудного отдела аорты с повреждением передней стенки начала нисходящего отдела аорты с надрывом парааортальной клетчатки, кровоизлияния в ткань легких, повреждения ткани нижней доли левого легкого, повреждения купола диафрагмы слева, левостороннего гемопневмоторакса, подкапсульного повреждения ткани левой доли печени, открытого перелома правого бедра, открытого перелома правой пяточной кости, множественных ран, кровоподтеков лица, кровоизлияний в мягкие ткани волосистой части головы, множественных кровоподтеков, ран верхних конечностей, нижних конечностей скончался 27 ноября 2010 года в больнице.

Смерть ФИО4 последовала от сочетанной тупой травмы тела - закрытой травмы грудной клетки и живота с повреждениями внутренних органов и костей скелета, осложнившиеся травматическим шоком. Данный вывод подтверждается патоморфологическими изменениями, установленными при экспертизе трупа и записями в медицинской карте на имя потерпевшего. Установленные телесные повреждения на трупе ФИО4 возникли от травматических воздействий твердых тупых предметов со значительной силой. Они могли быть получены в условиях дорожно-транспортного происшествия, а именно при столкновении двух автотранспортных средств, в салоне одного из которых находился потерпевший в момент столкновения с последующим ударом о выступающие детали салона автомашины. Сочетанная тупая травма тела как единый комплекс автотравмы причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоит в прямой причинной связи с наступившей смертью;

- водитель автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> ФИО5 получил телесные повреждения в виде кровоподтеков лобной области, сотрясения головного мозга, ушиба грудины, которые как единый комплекс автотравмы причинили лёгкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью на срок не свыше трёх недель (21 день).

- пассажир автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> ФИО6 получила телесные повреждения в виде кровоподтеков окологлазничных областей, перелома костей носа, сотрясения головного мозга, ушибленных ран шеи, правого коленного сустава, которые как единый комплекс автотравмы причинили лёгкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью на срок не свыше трёх недель (21 день).

Вышеуказанное дорожно-транспортное происшествие явилось следствием преступного грубого нарушения водителем автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> требований п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 9.1, 10.1, 11.1, 11.2 Правил дорожного движения РФ, что находится в прямой причинной связи с наступившими тяжкими последствиями, а именно смертью ФИО3 и ФИО4

Подсудимый Газизов А.Р. свою вину в предъявленном ему обвинении признал частично и в судебном заседании показал, что 26 ноября 2010 года он, управляя автомашиной <данные изъяты>, со своей знакомой ФИО6 ехал в г. Казань. Когда он выехал из г. Набережные Челны, пошел снег, температура было около нуля градусов. На <адрес> автодороги он, двигаясь со скоростью 60-65 км/час, догнал колонну автомашин: <данные изъяты>, <данные изъяты>. Он решил совершить обгон, навстречу ему на расстоянии 2-2,5 км двигался тягач белого цвета, как оказалось впоследствии <данные изъяты>. Он стал совершать обгон, увидел, что перед <данные изъяты> движется ещё и <данные изъяты>. При обгоне сам он двигался со скоростью 80-90 км/час, стал перестраиваться на свою полосу движения, почувствовал, что его машина стала неустойчивой. Он стал притормаживать, с четвёртой передачи переключился на третью, стал скидывать скорость. Сзади он почувствовал толчок, автомашина дернулась, её стало заносить. На тормоз нажать он не успел, стал выворачивать руль, чтобы не произошло бокового столкновения с тягачом. <данные изъяты> ударила его машину в переднюю часть, у него сработала подушка безопасности. Когда он пришёл в себя, увидел, что ФИО6 находится без сознания. Он привёл её в чувство, выбрался из машины, пошёл смотреть, что произошло. Тягач <данные изъяты> и <данные изъяты> находились в кювете, <данные изъяты> находилась на середине дороги.

Допросив подсудимого Газизова А.Р., потерпевшего С., свидетелей и исследовав материалы уголовного дела, суд считает Газизова А.Р. виновным в совершении изложенного преступления.

К такому выводу суд пришел исходя из анализа следующих доказательств.

Так, потерпевший С. в суде пояснил, что 26 ноября 2010 года примерно в половине двенадцатого он разговаривал с отцом по телефону, через десять минут ему позвонил ФИО5 и сказал, что они попали в аварию. Он взял машину и выехал в г. Елабугу. Примерно через 2-2,5 часа он приехал на место ДТП, увидел <данные изъяты> и <данные изъяты>, на которой ехал его отец. Со слов ФИО5 ему известно, что он с его отцом ехал из               г. Набережные Челны, они ехали за <данные изъяты>. На спуске с горы их обогнала <данные изъяты>, затем заметил, что на <данные изъяты> движется фура, а затем и на их машину. Отец на следующий день скончался в больнице. Ему известно, что сотрудники ДПС взяли объяснения у водителя <данные изъяты>, который вёз вахту, и его пассажиров. С водителем этой <данные изъяты> он разговаривал лично, никто <данные изъяты>, о котором говорит Газизов, не видел.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что 26 ноября 2010 года он на автомашине <данные изъяты> с ФИО4 двигался из                г. Набережные Челны, ехал со скоростью 50-60 км/час, впереди него ехала <данные изъяты>, шёл снег. Его автомашину обогнала <данные изъяты>, затем он заметил, что встречная фура движется на <данные изъяты>, он затормозил, остановился. Фура с <данные изъяты> ушла в кювет, задняя часть фуры задела и его автомашину.

Свидетель ФИО6 суду пояснила, что 26 ноября 2010 года она в качестве пассажира ехала с Газизовым в г. Казань, шёл мокрый снег. Впереди них двигались три автомашины: она помнит, что одна их них была легковая и одна <данные изъяты>. Они обогнали эти автомашины, перестроились на свой ряд. В это время сзади она почувствовала толчок, их машину стало разворачивать, и они столкнулись со встречной машиной, после чего она потеряла сознание.

Свидетель ФИО8 в суде показала, что Газизова А.Р. её старший сын, кроме него у неё ещё двое детей: 7 и 11 лет. Основной доход семьи составляет заработок Газизова А.Р..

Из показаний свидетеля ФИО9 на предварительном следствии, оглашённых в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что 25 ноября 2010 года примерно в 16 часов он из г. Шарья Костромской области выехал в г. Набережные Челны РТ на автомобиле <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> с прицепом <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, перевозил груз весом 20 670 кг. 26 ноября 2010 года примерно в 7 часов 40 минут он выехал в направлении г. Уфа по автодороге Москва-Уфа (М7). Проезжая часть дороги была покрыта мокрым снегом. В районе <данные изъяты> автодороги он двигался с небольшой скоростью примерно 40-50 км/час, так как проезжая часть была скользкая. По встречной полосе движения во встречном ему направлении двигалась колонна автомобилей. Первым в колонне шёл автомобиль <данные изъяты>. Он увидел, что во встречном ему направлении по его полосе движения двигается легковой автомобиль, как теперь знает <данные изъяты> под управлением Газизова. Данный автомобиль совершал обгон. Впереди него (ФИО9) в попутном с ним направлении двигался грузовой автомобиль <данные изъяты>. Водитель встречного автомобиля <данные изъяты>, который совершал обгон, чтобы не столкнуться с автомобилем <данные изъяты>, занял местоположение на проезжей части посередине, то есть не вернулся в ранее занимаемую им полосу, находился посередине. Когда автомобиль <данные изъяты> разъехался с автомобилем <данные изъяты>, то он, видимо, хотел вернуться на ранее занимаемую им полосу, но автомобиль начало разворачивать и выносить на его (ФИО9) полосу движения. Увидев это, он (ФИО9) начал притормаживать. Резко он не тормозил, так как дорога была скользкая, и его автомобиль был гружёный, при резком торможении он мог выехать с проезжей части в кювет и опрокинуть автомобиль. Направление своего движения он не менял, двигался прямо. После этого произошло столкновение его автомобиля и автомобиля <данные изъяты>. В его автомобиль удар при столкновении пришёлся в переднюю левую сторону. Столкновение произошло на его полосе движения. В тот момент, когда автомобиль <данные изъяты> оказался перед ним на его полосе движения, расстояние между ними было небольшое. Всё произошло быстро, в доли секунд, он даже толком не успел снизить скорость, применяя торможение. Сразу же после того, как произошло столкновение с автомобилем <данные изъяты>, его автомобиль повело влево на полосу встречного движения. Он начал тянуть руль вправо, чтобы не дать автомобилю выехать на полосу встречного движения, но руль не поворачивался, и машина продолжала уходить влево на полосу встречного движения. После того, как его автомобиль вынесло на полосу встречного движения, там произошло столкновение с автомобилем <данные изъяты> под управлением ФИО3. После этого его автомобиль и автомобиль <данные изъяты> съехали с дороги и опрокинулись в левый кювет по ходу его (ФИО9) движения. После этого он вылез из машины и увидел, что в кабине автомобиля <данные изъяты> водитель сильно зажат. Он также увидел, что на дороге стоит автомобиль <данные изъяты>, который, как выяснилось, двигался сзади за автомобилем <данные изъяты>, у автомобиля <данные изъяты> была повреждена передняя часть. После этого приехали сотрудники милиции и машины скорой помощи, на которых пострадавших отвезли в больницу. Водитель автомобиля <данные изъяты> ФИО3 скончался на месте ДТП. Потом в больнице от полученных травм скончался пассажир автомобиля <данные изъяты>. После того, как он (ФИО9) осмотрел свой автомобиль, то обнаружил, что у него на левом переднем колесе была разорвана покрышка, был деформирован диск, рулевая тяга была изогнута, а также от рамы был оторван гидроусилитель руля. Он понял, что из-за этих повреждений, полученных в результате столкновения с автомобилем <данные изъяты>, его автомобиль после столкновения повело влево, и он не смог направить машину вправо, чтобы избежать выезда на полосу встречного движения. Перед тем, как произошло столкновение его автомобиля с <данные изъяты> под управлением Газизова, перед автомобилем <данные изъяты> под управлением ФИО3, который двигался во встречном ему (ФИО9) направлении и который обгонял Газизов, не было других автомобилей, в частности, автомобиля <данные изъяты>. Когда автомобиль <данные изъяты>, обогнав автомобиль <данные изъяты>, стал перестраиваться на свою ранее занимаемую полосу, но не смог этого сделать, автомобиль начало выносить на его (ФИО9) полосу движения, после чего произошло столкновение. Если бы перед автомобилем <данные изъяты> двигался <данные изъяты> или другой автомобиль, то после столкновения с <данные изъяты> его (ФИО9) автомобиль, выехав на полосу встречного движения, в первую очередь столкнулся бы с этим автомобилем, а не с автомобилем <данные изъяты> (л.д. **, **).

Виновность подсудимого Газизова А.Р. подтверждается и другими исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела.

Согласно протоколу осмотра места происшествия и схемы к нему дорожно-транспортное происшествие произошло на <адрес> автодороги Москва-Уфа (М7) в <адрес>. Столкновение автомобиля <данные изъяты> с автомобилем <данные изъяты> произошло на полосе движения автомобиля <данные изъяты>, а столкновение автомобиля <данные изъяты> с автомобилем <данные изъяты> и автомобилем <данные изъяты> на полосе движения двух последних (л.д. **).

Из протоколов осмотра и проверки технического состояния транспорта следует, что автомобили <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, <данные изъяты> с государственным регистрационным <данные изъяты> с прицепом <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> имеют внешние повреждения (л.д. **, **, **, **).

В ходе предварительного расследования автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> был дополнительно осмотрен следователем, при этом установлено, что задний бампер автомобиля справа имеет повреждения в виде откола части бампера, данное повреждение находится под задним правым фонарём автомобиля. Под отколом на бампере на расстоянии 17 см от нижнего края бампера вверх имеются частицы краски голубого цвета (л.д.**).

Согласно заключению эксперта № 276 при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО3 установлены следующие телесные повреждения:

- кровоподтек левой глазничной области, множественные ссадины, поверхностные раны кожных покровов лица, обширные кровоизлияния в мягкие ткани головы, вдавленный оскольчатый перелом лобной кости с расхождением линий переломов на основание черепа, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку по всей окружности, ушиб вещества лобных долей, оскольчатый перелом нижней челюсти слева;

- закрытая травма грудной клетки и живота: множественные ссадины передней брюшной стенки, боковой поверхности живота, кровоизлияния в мягкие ткани грудной клетки, перелом ребер справа 1-10 по среднеключичной линии с разрывом межреберных мышц на уровне 6-го межреберья, перелом 1-8 ребер справа по околопозвоночной линии, перелом ребер слева 2-11 по среднеключичной линии, перелом 8-9 ребер слева по лопаточной линии, перелом тела грудины, повреждение купола диафрагмы слева с эвентрацией желудка, сальника и части поперечно ободочной кишки в левую плевральную полость, правосторонний гемоторакса (100 мл жидкой крови), кровоизлияние в сердечную сорочку, повреждение сердечной сорочки соответственно левому ребру сердца, повреждение передней стенки правого желудочка сердца, повреждения эндокарда задней стенки левого желудочка сердца, обширные кровоизлияния в корни легких, кровь в брюшной полости в количестве 200 мл, сквозное повреждение корня брыжейки тонкого кишечника, множественные повреждения капсулы и ткани диафрагмальной поверхности правой и левой доли печени с размозжением вещества;

- в области верхних и нижних конечностей: множественные ссадины и кровоподтеки нижних конечностей, открытый оскольчатый перелом левого бедра, открытый оскольчатый перелом костей правой голени, открытый оскольчатый перелом костей левой голени, открытый перелом ногтевой фаланги 1-го пальца левой стопы, расхождение лонного сочленения.

Все установленные телесные повреждения на трупе ФИО3 прижизненные и возникли одномоментно от травматического воздействия твердых тупых предметов с преобладающей контактирующей поверхностью, при этом преимущественно сила воздействовала в направлении спереди назад, прижизненность подтверждается морфологическими признаками наружных телесных повреждений, наличием кровоизлияний вглубь лежащие ткани в области переломов костей скелета, а также признаками наружного и внутреннего кровотечения.

Все телесные повреждения на трупе ФИО3 могли быть получены в условиях дорожно-транспортного происшествия, а именно при столкновении автотранспортных средств с последующим сдавлением потерпевшего, и как единый комплекс автотравмы причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоят в прямой причинной связи с наступившей смертью.

Смерть ФИО3 наступила от сочетанной тупой травмы тела в следствии множественных переломов костей скелета и повреждений внутренних органов (л.д. **).

По заключению эксперта № 274 (экспертиза трупа) ФИО4 поступил в травматологическое отделение ЕЦРБ в тяжелом состоянии 26 ноября 2010 года в 12:50 часов, где ему был установлен диагноз: сочетанная травма: тупая травма живота, разрыв диафрагмы слева, закрытая травма 6-9 ребер слева с повреждением легкого, гемопневмоторакс слева. Первично открытый перелом нижней трети правого бедра со смещением. Первично открытый перелом правой пяточной кости со смещением. Ушибленная рана теменной области. Сотрясение головного мозга. Ушиб сердца, множественные ушибы тела и конечностей. Травматический шок III-IV степени. По экстренным показаниям была произведена операция - дренирование левой плевральной полости. Лапаротомия - ушивание повреждения левого купола дифрагмы, ушивание ран волосистой части головы, правой пяточной области. Состояние оставалось крайне тяжелым и на фоне проводимого лечения 27 ноября 2010 года в <данные изъяты> часа наступила смерть.

При судебно-медицинской экспертизе установлены следующие телесные повреждения:

- закрытая травма грудной клетки и живота: кровоподтек левой подреберной области, обширное кровоизлияние мягких тканей грудной клетки, полный поперечный перелом тела грудины на уровне верхнего края 4-го ребра, перелом хрящевой части 6-10 ребер справа, перелом 1-2 ребер слева по задне-подмышечной линии, перелом 8-9 ребер по лопаточной линии, перелом 3-8 ребер по передне-подмышечной линии с разрывом межреберных мышц 9-го межреберья, компрессионный перелом тела 1-го грудного позвонка, повреждение сердечной сорочки, кровоизлияние в стенку нижней полой вены, обширное кровоизлияние в парааортальную клетчатку грудного отдела аорты с повреждением передней стенки начала нисходящего отдела аорты с надрывом парааортальной клетчатки, кровоизлияние в ткань легких, повреждение ткани нижней доли левого легкого, повреждение купола диафрагмы слева, левосторонний гемопневмоторакс, подкапсульное повреждение ткани левой доли печени; открытый перелом правого бедра, открытый перелом правой пяточной кости, множественные раны, кровоподтеки лица, кровоизлияния в мягкие ткани волосистой части головы, множественные кровоподтеки, раны верхних конечностей, нижних конечностей.

Установленные телесные повреждения на трупе ФИО4 возникли от травматических воздействий твердых тупых предметов со значительной силой. С учетом известных обстоятельств дела, характера установленных телесных повреждений они могли быть получены в условиях дорожно-транспортного происшествия, а именно при столкновении 2-х автотранспортных средств, в салоне одного из которых находился потерпевший в момент столкновения с последующим ударом о выступающие детали салона автомашины.

Сочетанная тупая травма тела, как единый комплекс автотравмы причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоит в прямой причинной связи с наступившей смертью.

Смерть ФИО4 последовала от сочетанной тупой травмы тела - закрытой травмы грудной клетки и живота с повреждениями внутренних органов и костей скелета, осложнившиеся травматическим шоком. Данный вывод подтверждается патоморфологическими изменениями, установленными при экспертизе трупа и записями в медицинской карте на имя потерпевшего (л.д. **).

По заключению эксперта № 61 (автотехническая судебная экспертиза), в момент первоначального контакта в процессе столкновения происходило взаимодействие левой передней боковой частью автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> с передней левой частью автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> в районе переднего колеса. Продольные оси автомобилей <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> и <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> в вышеуказанный момент относительно друг друга располагались под углом около 45 градусов. После чего происходило «сцепление» деформируемых элементов кузова (передний левый лонжерон, передняя рамка) автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> с элементами кузова повышенной жесткости (передняя левая часть капота, передний бампер, переднее левое колесо) автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>. Далее происходила остановка поступательного движения автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> и придание ему вращательного движения вокруг оси, проходящей через центр масс, в направлении против хода часовой стрелки. Затем происходил второй контакт с зацеплением автомобилей <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> с автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> со сдвигом контактирующих частей: автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> спереди назад и справа налево (относительно продольной оси автомобиля), далее в процессе вращательного движения автомобиль <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, вероятно своей задней частью с правым углом бампера мог контактировать в районе топливного бака с автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, направление удара справа налево сзади вперед под некоторым углом (относительно продольной оси автомобиля).

После соударения с автомобили <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> и автомобиль <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, заняли место зафиксированное на схеме осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

По результатам проведенного исследования эксперты констатируют, что описанные выше повреждения как диска, так и покрышки являются следствием внешнего динамического воздействия возникшего в момент контактирования автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> с автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, и последующего перемещения до места, зафиксированного в протоколе осмотра места происшествия. Повреждение покрышки является разрезом с последующим дорывом, образовалось при проникновении острого предмета и произошло в момент ДТП в результате первого столкновения с автомобилем <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>.

Таким образом, изменение автомобилем <данные изъяты> траектории движения в данном дорожно-транспортном происшествии и выезд автомобиля на встречную полосу могло быть вызвано повреждением левого колеса (диска и покрышки) в результате отсутствия избыточного давления в покрышке.

В данной дорожной обстановке водитель автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> должен был руководствоваться требованиями п.п. 10.1 и 10.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которым: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Кроме того, эксперт считает необходимым обратить внимание на следующее: в объяснении водителя автомобиля <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> указано, что он осуществлял «обгон потока транспортных средств». Следовательно, он должен был руководствоваться требованиями п.п. 11.1 Правил: «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том что, полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения» (л.д. **)

С учетом обстоятельств дела и данных о личности суд признает подсудимого Газизова А.Р. вменяемым.

К показаниям подсудимого Газизова А.Р. и свидетеля защиты ФИО6 о том, что после обгона колонны автомобилей они вернулись на ранее занимаемую полосу движения, где автомобиль <данные изъяты> под управлением Газизова А.Р. сзади подтолкнул автомобиль <данные изъяты>, что и стало причиной дорожно-транспортного происшествия, суд относится критически, поскольку они полностью опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, согласно показаниям потерпевшего С. и свидетеля ФИО9 (водителя автомобиля <данные изъяты>) автомобиля <данные изъяты>, о котором дают показания подсудимый Газизов А.Р. и свидетель ФИО6, в колонне обгоняемых Газизовым А.Р. автомобилей не было.

Показания подсудимого Газизова А.Р. и свидетеля защиты ФИО6 в части автомобиля <данные изъяты> опровергаются и протоколом осмотра автомобиля <данные изъяты>, установившем в задней части автомобиля только повреждения в виде откола части бампера, причём данное повреждение находится под задним правым фонарём автомобиля.

По заключению автотехнической экспертизы это повреждение могло образоваться от контакта правого угла бампера с топливным баком с автомобиля <данные изъяты>.

Свидетель ФИО9 прямо указывает, что подсудимый Газизов А.Р., обогнав автомобиль <данные изъяты>, стал перестраиваться на свою ранее занимаемую полосу, но не смог этого сделать, автомобиль Газизова А.Р. стало выносить на полосу движения автомобиля <данные изъяты>, после чего произошло их столкновение.

Таким образом, показания потерпевшего С. и свидетелей ФИО9, ФИО5 согласуются с протоколом осмотра места происшествия, схемой и фототаблицей к нему, с протоколами осмотра и проверки технического состояния транспорта, протоколом осмотра автомобиля <данные изъяты>, заключением автотехнической экспертизы № 61.

Оснований не доверять показаниям указанных лиц об обстоятельствах совершенного преступления у суда не имеется, так как каких-либо причин для оговора подсудимого с их стороны из материалов дела не усматривается.

Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, указанных выше и признаваемых судом достоверными и допустимыми, позволяет суду сделать вывод о виновности подсудимого Газизова А.Р. в совершении преступления.

Давая юридическую оценку содеянному, суд считает установленным, что Газизов А.Р., управляя автомобилем <данные изъяты>, нарушил правила дорожного движения, что находится в прямой причинной связи с наступившей смертью ФИО3 и ФИО4

Действия подсудимого Газизова А.Р. суд квалифицирует по ст. 264 ч. 5 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.

При назначении подсудимому Газизову А.Р. наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Газизов А.Р. ранее не судим, как личность с места жительства и работы характеризуется с положительной стороны.

Данные обстоятельства судом признаны обстоятельствами, смягчающими наказание.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым назначить Газизову А.Р. наказание в виде лишения свободы с отбыванием лишения свободы в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ в колонии-поселении.

Оснований для применения к Газизову А.Р. правил ст. 73 УК РФ суд не усматривает.

Гражданский иск потерпевшего С. установленном законом порядке не заявлен.

Руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Газизова А.Р. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 5 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы с отбыванием лишения свободы в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 (три) года.

К месту отбывания наказания Газизову А.Р. проследовать за счет государства самостоятельно.

Срок отбывания наказания исчислять со дня прибытия осужденного Газизова А.Р. в колонию-поселение. Время следования осужденного Газизова А.Р. к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием территориального органа уголовно-исполнительной системы засчитать в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Меру пресечения Газизову А.Р. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 суток со дня провозглашения.

Судья: