Дело № 2 - 340/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2011 года Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Трофимова В.Н.
при секретаре Антоновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якуповой Ф.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Якупова Ф.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан (далее - ГУ УПФР) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что 01 октября 2010 года Якупова Ф.Б. обратилась в ГУ УПФР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако ответчик отказался засчитать в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время работы истицы в закрытом акционерном обществе «Камский диагностический центр «Медикам» (далее - ЗАО «Медикам») в должности медсестры в периоды с 01 мая 2007 года по 31 декабря 2008 года и с 23 января 2009 года по 01 октября 2010 года; полагая данный отказ необоснованным, Якупова Ф.Б. просила суд обязать ГУ УПФР зачесть вышеуказанные периоды в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить истице данную трудовую пенсию с 01 октября 2010 года.
В судебном заседании истица Якупова Ф.Б. и её представитель адвокат Камалов И.З. иск поддержали по указанным в нём основаниям; представитель ГУ УПФР Минсафина М.М. иск не признала по мотиву, что наименование «ЗАО «Медикам» не предусмотрено утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений), а само ЗАО «Медикам» по своей организационно-правовой форме не относится к учреждениям; представители третьих лиц на стороне истицы - ЗАО «Медикам» Баранова Н.К. и муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Елабужская городская поликлиника» (далее - МБУЗ «ЕГП») Можгина Р.А. указали на наличие оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истицы и представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
Согласно ст.7 п.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст.27 п.1 пп.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, с 01 мая 2007 года по 31 декабря 2008 года и с 23 января 2009 года по настоящее время Якупова Ф.Б. работает в должности медсестры отделения профилактики в ЗАО «Медикам» (г.Елабуга), куда она была принята в порядке перевода из МБУЗ «ЕГП», имея высшую квалификационную категорию по специальности «Сестринское дело»; 01 октября 2010 года Якупова Ф.Б. обратилась в ГУ УПФР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако ГУ УПФР своим решением от 08 октября 2010 года Номер обезличена отказало Якуповой Ф.Б. во включении в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии времени работы истицы в ЗАО «Медикам» в должности медсестры в периоды с 01 мая 2007 года по 31 декабря 2008 года и с 23 января 2009 года по 01 октября 2010 года (всего 03 года 04 месяца 09 дней, без которых специальный стаж работы истицы составил 28 лет 01 месяц 28 дней) по мотиву, что наименование «ЗАО «Медикам» не предусмотрено утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 Списком должностей и учреждений.
Действительно, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 был утверждён список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в данном Списке должностей и учреждений указаны медицинские сёстры в поликлиниках всех наименований.
Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2005 года № 12 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2),35 (часть 1), 37 (части 1 и 3),39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьём ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2),39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела, пояснений истицы и представителей ЗАО «Медикам» и МБУЗ «ЕГП» в судебном заседании усматривается, что в периоды работы Якуповой Ф.Б. в должности медсестры как в МБУЗ «ЕГП» (с 25 ноября 2004 года по 30 апреля 2007 года), так и в ЗАО «Медикам» (с 01 мая 2007 года по 31 декабря 2008 года и с 23 января 2009 года по настоящее время) её должностные обязанности не изменились, при этом в ЗАО «Медикам» создано отделение профилактики, ранее существовавшее в МБУЗ «ЕГП», где до этого работала Якупова Ф.Б. (время работы Якуповой Ф.Б. в должности медсестры в МБУЗ «ЕГП» с 25 ноября 2004 года по 30 апреля 2007 года ответчик включил в специальный стаж работы истицы), а само ЗАО «Медикам» осуществляет свою деятельность в здании МБУЗ «ЕГП». Кроме того, в соответствии с Уставом ЗАО «Медикам» данное общество осуществляет деятельность в области здравоохранения, имеет выданную в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности, диагностические центры также поименованы в п.1.4 приложения к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07 октября 2005 года № 627 «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (в редакции от 19 февраля 2007 года).
При изложенных обстоятельствах следует признать доказанным, что в периоды работы медсестрой в ЗАО «Медикам» с 01 мая 2007 года по 31 декабря 2008 года и с 23 января 2009 года по 01 октября 2010 года Якупова Ф.Б. осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения именно в учреждении (организации) здравоохранения, а потому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы истицы для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Якуповой Ф.Б. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан зачесть время работы Якуповой Ф.Б. в должности медсестры в закрытом акционерном обществе «Камский диагностический центр «Медикам» в периоды с 01 мая 2007 года по 31 декабря 2008 года и с 23 января 2009 года по 01 октября 2010 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить Якуповой Ф.Б. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд Республики Татарстан.
Судья: