Дела № 2-187/2011, № 2-188/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 февраля 2011 года Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Трофимова В.Н. с участием прокурора Алиуллова И.Р. при секретаре Антоновой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по заявлениям Елабужского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц о частичном оспаривании Уставов муниципальных образований «Яковлевское сельское поселение» и «Большешурнякское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, УСТАНОВИЛ: Елабужский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлениями о частичном оспаривании Уставов муниципальных образований «Яковлевское сельское поселение» и «Большешурнякское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - МО «Яковлевское СП» и МО «Большешурнякское СП» соответственно) по мотиву противоречия отдельных положений Уставов муниципальных образований федеральному законодательству и законодательству Республики Татарстан. В ходе рассмотрения дел прокурор Алиуллов И.Р. заявленные требования уточнил и просил в судебном порядке признать противоречащими законодательству положения Уставов об избрании глав МО «Яковлевское СП» и МО «Большешурнякское СП» из числа кандидатов на основе предложений Президента Республики Татарстан (ч.1 ст.41 Уставов); представители МО «Яковлевское СП» и МО «Большешурнякское СП» в судебное заседание не явились, о причине неявки в суд не сообщили. Изучив материалы дел, заслушав пояснения прокурора, суд установил следующее. Согласно ст.251 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ст.253 ч.2 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Как следует из материалов дел, решениями Совета МО «Яковлевское СП» от 30 июня 2005 года № 11 и Совета МО «Большешурнякское СП» от 30 июня 2005 года № 15 были приняты Уставы указанных муниципальных образований, в ч.1 ст.41 которых определено, что главы указанных муниципальных образований избираются из числа кандидатов, выдвигаемых депутатами Советов указанных муниципальных образований, в том числе на основе предложений жителей данных муниципальных образований, общественных объединений, Президента Республики Татарстан. Согласно ст.36 ч.2 п.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Частью 4 статьи 34 этого федерального закона определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьёй 74.1 настоящего Федерального закона. Согласно ст.21 ч.2 Закона РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ участие органов государственной власти Республики Татарстан и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С учётом изложенного суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Елабужского городского прокурора о признании противоречащими законодательству ч.1 ст.41 Уставов МО «Яковлевское СП» и МО «Большешурнякское СП» в части избрания глав поселений на основе предложений Президента Республики Татарстан, поскольку в соответствии с вышеприведёнными нормами права органы государственной власти не наделены полномочиями по участию в подобной форме в формировании органов местного самоуправления и назначении на должность глав поселений. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявления Елабужского городского прокурора в интересах неопределённого круга удовлетворить. Признать часть 1 статьи 41 Устава муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан и часть 1 статьи 41 Устава муниципального образования «Большешурнякское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в части указания на избрание глав поселений на основе предложений Президента Республики Татарстан недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу данного решения суда. Данное решение подлежит обнародованию путем размещения на информационных стендах муниципальных образований «Яковлевское сельское поселение» и «Большешурнякское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд Республики Татарстан. Судья: