Дело №2-193/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 февраля 2011 года Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Подноскова С.Ю., с участием прокурора Алиуллова И.Р., при секретаре Дементьевой Н.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елабужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании части Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение», УСТАНОВИЛ: Елабужский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением об оспаривании части Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее МО «Лекаревское сельское поселение »), в обоснование заявления указав, что решением Совета МО «Лекаревское сельское поселение» №9 от 30 июня 2005 года утвержден Устав МО «Лекаревское сельское поселение». На основании принесенного 15 февраля 2010 года Елабужской городской прокуратурой протеста Советом МО «Лекаревское сельское поселение» принято решение «О внесении изменений в Устав МО «Лекаревское сельское поселение» №15 от 28 июня 2010 года, однако в Уставе имеются нормы, не соответствующие требованиям действующего законодательства. Просил суд признать недействительными ч. 1.1, 2 ст. 7, ч. 1 ст. 27, ст. 32, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 50, ст. 76 Устава, принятого решением Совета МО «Лекаревское сельское поселение». В ходе рассмотрения дела помощник Елабужского городского прокурора Алиуллов И.Р. заявленные требования прокурора уточнил, что просит признать недействительными только ч.ч.1.1,2 ст.7, ч.1 ст.41, ч.3 ст.50 Устава МО «Лекаревское сельское поселение», принятого решением Совета МО «Лекаревское сельское поселение». Представитель МО «Лекаревское сельское поселение» Фазлеев М.М. с заявлением прокурора согласился, пояснив, что Устав их муниципального образования для всеобщего ознакомления был размещен на информационном стенде, поскольку печатного издания на территории их поселения не имеется, данный Устав зарегистрирован в установленном законом порядке, за исключением решения № 15 от 28 июня 2010 года. Указанные прокурором необходимые изменения в Устав они смогут рассмотреть на ближайшей сессии Совета МО «Лекаревское сельское поселение». Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного законом срока. По делу установлено, что в обоснование заявленного требования об оспаривании ч.ч.1.1,2 ст.7, ч.1 ст.41, ч.3 ст.50 Устава МО «Лекаревское сельское поселение» Елабужский городской прокурор указал следующее: - ст. 50 Устава противоречит п. 2 ст. 39 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и п. 5 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ»; - в нарушение п. 3 ст. 23 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в ст. 12 Устава не определены виды избирательных систем. Указанными несоответствиями положений Устава нарушаются избирательные права граждан; - ч. 1.1 ст. 7 Устава содержит положения, противоречащие ст. 14.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ от 27.12.2009г. № 365-ФЗ, а также не предусматривает полномочий органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения; - Устав не содержит отдельной нормы о полномочиях органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, определенных ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и не предусматривает право органов местного самоуправления поселения на оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст. 31.1 и 31.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», что предусмотрено ФЗ от 05.04.2010г. № 140-ФЗ; Указанными положениями нарушаются права граждан на собственность. - Статья 41 Устава о возможности избрания главы поселения на основе предложения Президента РТ противоречит ст. 21 Закона РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан и ч. 4 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». - Устав не содержит положений о возможности обладания представительного органа сельского поселения правами юридического лица на основании устава муниципального образования, что предусмотрено ч. 9 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; - Устав не регулирует вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 6 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Согласно материалов дела, Устав МО «Лекаревское сельское поселение Елабужского муниципального района РТ» принят решением Совета МО «Лекаревское сельское поселение» №9 от 30 июня 2005 года и первоначально зарегистрирован в МЮ РФ по Приволжскому федеральному округу 12 октября 2005года, далее изменения в этот Устав МЮ РФ по Приволжскому федеральному округу были зарегистрированы 3 мая 2007 года и 22 июля 2008 года соответственно. Решение № 15 от 28 июня 2010 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования Лекаревское сельское поселение Елабужского муниципального района РТ» не зарегистрировано, что подтвердил в судебном заседании и представитель данного муниципального образования - Фазлеев М.М. Уставом МО «Лекаревское сельское поселение Елабужского муниципального района РТ» с изменениями, зарегистрированными 3 мая 2007 года и 22 июля 2008 года соответственно, определено: - Органы местного самоуправления Поселения имеют право на: 1) создание музеев Поселения; 2) участие в организации и финансировании на территории Поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; 2.1.) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в Поселении нотариуса; 2.2.) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству (ст. 7 ч. 1.1); - органы местного самоуправления Поселения вправе решать вопросы, указанные в ч. 1.1. настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Татарстан, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан) (ст. 7 ч. 2); - статьей 12 определен порядок и основные положения проведения муниципальных выборов; - глава Поселения избирается на первом заседании вновь избранного Совета Поселения из числа депутатов Совета Поселения тайный голосованием на срок полномочий Совета Поселения. Избрание Главы Поселения осуществляется из числа кандидатов, выдвигаемых депутатами Совета Поселения, в том числе на основе предложений граждан, общественных объединений, Президента ...... (ст. 41 ч. 1); - Срок полномочий избирательной комиссии Поселения составляет 4 года (ст. 50 ч. 3); На основании Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ утратил силу пункт 2 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которой органы местного самоуправления поселения имели право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Однако п. 2 ч. 1.1. ст. 7 Устава МО «Лекаревское сельское поселение», содержащий аналогичные положения, по настоящее время не исключен, кроме того, указанные в ч.1.1, 2 ст.7 Устава полномочия согласно ст.14.1 «Об общих принципах организациях местного самоуправления в РФ» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, при этом отдельная норма относительно полномочий органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, в Уставе не прописана, в связи с чем суд считает необходимым согласиться с требованием прокурора о признания Устава в данной части недействительным. Согласно ст. 36 ч. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Частью 4 статьи 34 этого федерального закона определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьей 74.1 настоящего Федерального закона. В соответствии с Законом РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан»: Участие органов государственной власти Республики Татарстан и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 21 ч. 2). Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 21 ч. 3). С учетом изложенного, суд считает обоснованным требование Елабужского городского прокурора о признании недействительной ч. 1 ст. 41 Устава МО «Лекаревское сельское поселение» в части избрания главы поселения на основе предложения Президента РТ, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами права органы государственной власти отстранены от какого-либо участия в формировании органов местного самоуправления и назначении на должность глав поселения. В соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ», срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Однако, в ч. 3 ст. 50 Устава МО «Лекаревское сельское поселение » определено, что срок полномочий избирательной комиссии Поселения составляет 4 года, в связи с чем суд считает обоснованным требование прокурора в части признания данного положения недействительным. При таких обстоятельствах уточненное заявление Елабужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании части Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» подлежит удовлетворению. Необходимо признать части 1.1.,2 статьи 7Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу решения. Признать часть 1 статьи 41 Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в части избрания главы Поселения на основе предложения Президента Республики Татарстан недействующей и не подлежащей применению со дня вступления в силу решения. Признать часть 3 статьи 50 Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в части определения срока полномочий избирательной комиссии в четыре года недействующей и не подлежащей применению со дня вступления в силу решения. С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.20 п. 1 п.п. 8, ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 НК РФ, с Совета МО «Лекаревское сельское поселение » госпошлина взысканию не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199, 253 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление Елабужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании части Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» - удовлетворить. Признать части 1.1.,2 статьи 7Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу решения. Признать часть 1 статьи 41 Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в части избрания главы Поселения на основе предложения Президента Республики Татарстан недействующей и не подлежащей применению со дня вступления в силу решения. Признать часть 3 статьи 50 Устава муниципального образования «Лекаревское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в части определения срока полномочий избирательной комиссии в четыре года недействующей и не подлежащей применению со дня вступления в силу решения. Решение может быть обжаловано через Елабужский городской суд в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: