о включении в специальный стаж работы и назначении досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2-1434/2010

г. Елабуга 30 июля 2010 года

Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гайфутдиновой Р.З.

при секретаре Антоновой Т.М.

с участием:

истца Ходыревой Н.Б., ее представителя Рыбникова К.А., действующего на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ

представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан Гариповой Ч.М., действующей на основании доверенности Номер обезличена от Дата обезличена

представителей 3-л. Государственного бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания населения» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «»Доверие» Елабужского муниципального района РТ - Мифтахетдинова Г.И., действующего на основании доверенности Номер обезличена от Дата обезличена и Чернышевой И.Р., действующего на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ходыревой Н.Б. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Ходырева Н.Б. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Елабужском районе и г. Елабуга Республики Татарстан (далее УПФ РФ Елабужском районе и г. Елабуга РТ) с уточненными исковыми требованиями о включении в специальный стаж в календарном исчислении и применении льготного исчисления к периодам работы истца (1 год 6мес. за 1 год работы) в должности медсестры нефроурологического отделения Горбольницы № 5 с 29.11.1983г. по 03.09.1984г. (01 г. 01 мес. 19 дн.), в должности медсестры эндоскопического кабинета ЕЦРБ и старшей медсестры лучевой диагностики МСЧ НГДУ с 01.11.1989г. по 18.10.1990г. (01 г. 05 мес. 01 дн.) и с 01.03.1994г. по 17.05.1994г. (03 мес. 24 дн.), в 14.12.1994г. по 13.03.2004г. (13 л. 08 мес. 19 дн.) и назначении досрочной трудовой пенсии с 24.05.2010г. - со дня обращения в Пенсионный фонд, указав в обосновании иска, что в назначении досрочной пенсии решением УПФ РФ в Елабужском районе и г. Елабуга от 31.05.2010г. за № 900 ей отказано, поскольку у нее отсутствует необходимый стаж работы.

Истец Ходырева Н.Б., ее представитель Рыбников К.А. в ходе судебного заседания исковые требования поддержали, просив дополнительно произвести льготное исчисление периоды работы истца с 01.10.1984г. по 24.01.1985г., с 05.04.1986г. по 05.10.1986г.

Представитель УПФ РФ в Елабужском районе и г. Елабуге РТ Гарипова Ч.М. исковые требования не признала, пояснив, что решение УПФ РФ является законным и обоснованным, основания отказа во включении оспариваемых периодов работы изложены в оспариваемом решении.

Представители 3-л. Государственного бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания населения» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «»Доверие» Елабужского муниципального района РТ - Мифтахетдинов Г.И. и Чернышевой И.Р. пояснили, что их учреждение входит в систему органов гос. власти субъекта РФ - Республики Татарстан, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, поскольку предметом деятельности является и оказание социально-медицинских услуг обслуживаемому ими населению, Ходырева Н.Б. весь период работы в их учреждении в должности медсестры по обслуживанию на дому осуществляла лечебную деятельность данного населения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 27 п.1 пп. 20 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением (уточненным) УПФ РФ в Елабужском районе и г. Елабуга № 900 от 31.05.2010г. Ходыревой Н.Б. в специальный стаж в календарном и льготном исчислении засчитано 22 г. 09 мес. 16 дн. и отказано во включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении с 01.10.1984г. по 24.01.1985г. (00 л. 03 мес. 24 дн.), 25.01.1985г. по 04.04.1986г. (01 г. 02 мес. 09 дн. - отпуск по уходу за ребенком), с 05.04.1986г. по 05.10.1986г. (00 лет. 06 мес. 01 дн.) в должности медсестры глазного отделения в Елабужской ЦРБ. В назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет.

Суд не может согласиться с частью соответствующих выводов ответчика исходя из следующего.

Согласно трудовой книжки Ходырева Н.Б. с 16.10.1987г. по 01.11.1989г. принята на должность патронажной медсестры в Татарский республиканский комитет Общества Красного Креста, 16.10.1987г. уволена.

Ответчик отказал в зачете в специальный стаж данного периода работы, указав, что согласно Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, данная работа засчитывается в специальный стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа на 01.10.1993г. требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях организаций и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Однако, данный вывод ответчика основан на неправильном толковании указанной нормы права, поскольку при применении данной нормы, 2/3 стажа необходимо учитывать не из имеющегося на 01.10.1993г. (дата утраты силы вышеуказанного Постановления, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953.) стажа работы истца по специальности, а на момент обращения за назначением пенсии по выслуге лет, поскольку законодатель не принял мер для правовой определенности, в результате чего истец, осуществляя работу в 1987-1989гг., не могла предвидеть в дальнейшем исключение из медицинского стажа работы в должности патронажной медсестры Татарского Республиканского комитета Общества Красного Креста.

С учетом данного обстоятельства и исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, данный период работы истца подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности, поскольку соблюдены условия механизма его зачета, в частности работником выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначение пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию

Обращаясь к требованиям истца о включении в специальный стаж периода работы в Центре социального обслуживания населения (далее ЦСОН) в должности медсестры с 07.09.2005г. по день ее увольнения с данной должности 17.05.2010г. (04 г. 07 мес. 12 дн.), суд приходит к следующему.

Так, согласно трудовой книжки,07.09.2005г. истец принята на должность медсестры в специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому № 1 муниципального учреждения «ЦСОН Елабужского района и г. Елабуга», которое 26.01.2006г. переименовано в государственное учреждение - ЦСОН Министерства социальной защиты РТ «Доверие» в Елабужском муниципальном районе, переименованное 02.10.2007г. в государственное бюджетное учреждение ЦСОН Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Доверие» в Елабужском муниципальном районе.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 4 п. 1). Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 3) центры социального обслуживания; 9) центры (отделения) социальной помощи на дому (ст. 17 п. 1). Согласно ст. 1 данного Федерального закона, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб в том числе по оказанию социально-медицинских услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно ст. 16 п. 1 п.п. 1 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание).

Приказом Минсоцзащиты РТ от 23.11.2005 N 136 "Об утверждении типовых уставов" утвержден Устав государственного учреждения "Центр социального обслуживания населения Министерства социальной защиты Республики Татарстан", в соответствии с п. 3.2. которого предметом деятельности Центра является в числе иных оказание социально-медицинских услуг.

Ответчик, отказывая во включении периода работы истца в ЦСОН указывает, что данное учреждение не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.

Вместе с тем п. 1 раздела «наименование должности» названного Списка содержит наименование «медицинская сестра» и п. 8 раздела «наименование учреждений» содержит наименование «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).

Как следует из записей в трудовой книжке истца, с 26.01.2006г. данное учреждение является территориальным органом (центром) Министерства соцзащиты РТ, в последующем МТЗиСЗ РТ, являющихся органами государственной власти субъекта РФ. Согласно вышеуказанных норм права к деятельности ЦСОН относится и оказание социально-медицинских услуг.

Кроме того, из должностной инструкции медсестры отделения надомного социального обслуживания, утвержденного директором ЦСОН, следует, что для работы в этой должности необходимо специальное медицинское образование, в число обязанностей которой входит оказание социально-медицинских услуг, квалифицированной доврачебной медицинской помощи, наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и т.п. (раздел 3). Также ГБУ ЦСОН имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, согласно Устава к предмету его деятельности отнесено и оказание социально-медицинских услуг.

Таким образом, период работы истца в ЦСОН подлежит зачету в специальный стаж с 26.01.2006г. по 17.05.2010г., поскольку в этот период истица осуществляла лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в центре по охране здоровья населения органа государственной власти субъекта РФ. Вместе с тем, период работы в ЦСОН с 07.09.2005г. по 25.01.2006г. (4 мес. 19 дн.) не подлежит включению в специальный стаж, поскольку данное учреждение являлось муниципальным учреждением, работа в которых не предусмотрена вышеуказанным Списком для зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

При этом уточненное требование истца о включении в специальный стаж в календарном исчислении периода работы в должности медсестры в Елабужском социальном приюте для детей и подростков с 15.03.2004г. по 16.06.2005г. является необоснованным, поскольку данный период ответчиком включен в специальный стаж истца, дающий право на назначение пенсии, то есть нарушения права истца по данному требованию не установлено.

Не могут быть удовлетворены и в полном объеме требования истца о применении льготного исчисления к следующим периодам работы.

Так, из трудовой книжки истца следует, что 29.11.1983г. принята на должность медсестры нефроурологического отделения горбольницы № 5 МСЧ «КамАЗ», уволена 03.09.1984г.; 01.10.1984г. принята на должность медсестры в глазное отделение Елабужской ЦРБ, 05.10.1986г. уволена; 01.11.1989г. принята в порядке перевода в МСЧ «ЕлАЗ» на должность кабинетной медсестры, откуда уволена 01.03.1990г.; 01.03.1990г. переведена медсестрой эндоскопического кабинета поликлиники ЕЦРБ, 18.10.1990г. уволена; 18.10.1990г. принята на должность медсестры отделения функциональной диагностики в Медсанчасть НГДУ «ПН», 01.03.1994г. переведена медсестрой эндоскопического кабинета хирургического отделения; 17.05.1994г. принята медсестрой в отделение новорожденных роддома, 13.12.1994г. уволена переводом в МСЧ НГДУ «Прикамнефть»; 14.12.1994г. принята медсестрой эндоскопического отделения поликлиники МСЧ НГДУ «Прикамнефть» на 05, ставки; 20.05.1996г. переведена медсестрой эндоскопического кабинета отделения функциональной диагностики на 1,0 ставки; 05.06.2000г. переведена старшей медсестрой отделения лучевой диагностики; 19.04.1999г. МСЧ НГДУ «ПН» вошла в состав МУЗ «ЕРТМО», которое 01.06.2000г. переименовано в МУЗ «Елабужская ЦРБ», 01.04.2001г. МСЧ НГДУ «ПН» вышла из состава МУЗ «ЕЦРБ» с названием ЛПУ «МСЧ ОАО «Татнефть» и г. Елабуга»; 13.03.2004г. истец уволена и 15.03.2004г. принята на должность медсестры в Елабужский социальный приют для детей и подростков, откуда уволена 01.06.2005г.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г.:

4) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

5. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Согласно Перечня (приложения к названным Правилам), раздел наименование структурных подразделений содержит наименования «отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка:офтальмологическое; урологическое (в том числе по пересадке почки), эндоскопическое, кабинет рентгенохирургических методов диагностики и лечения»; раздел наименование должностей содержит наименование «операционные медицинские сестры, включая старших».

Таким образом, для применения льготного исчисления к специальному стажу работы, необходимо осуществлять лечебную деятельность в предусмотренном Списком учреждении (утвержден Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.) в отделениях хирургического профиля и должности, поименованных Перечнем, являющегося приложением Правил, также утвержденных названным Постановлением.

Постановлением от 1 декабря 2003 г. N 79 Министерства труда и социального развитии РФ установлено тождество наименования структурного подразделения "глазное отделение" наименованию структурного подразделения "офтальмологическое отделение".

Из должностных инструкций медицинской сестры офтальмологического кабинета (п. 9) предусмотрено оказание помощи врачу-офтальмологу при проведении амбулаторных операций.

С учетом изложенного, в льготном исчислении могут быть засчитаны периоды работы истца в должности медсестры в глазном отделении ЕЦРБ с 01.10.1984г. по 24.01.1985г. и с 05.04.1986г. по 05.10.1986г., поскольку доводы ответчика об отсутствии данной должности и наименования учреждения опровергаются вышеизложенными доказательствами, подтверждающие установленные законом условия труда для применения данного исчисления.

Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 25.01.1985г. по 04.04.1986г. во время работы медсестрой в глазном отделении ЕЦРБ не подлежит льготному исчислению, поскольку это не соответствует действующему законодательству. Вместе с тем, данный период имел место до вступления в силу Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ», статьей 167 которого установлено: отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж по специальности (кроме случаев назначения пенсий на льготных оснований). Следовательно, действовавшее на указанный период законодательство, на которые в обоснование данных требований ссылается и сторона истца, также не предусматривает применение льготного исчисления к работе по специальности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В связи с чем, ответчик правомерно включил данный период в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Согласно положения (приложения к приказу Минздравмедпрома РФ от 31.05.1996г. № 222) медицинская сестра отдела, отделения, кабинета эндоскопии осуществляет в числе иных обязанностей участие в диагностических, лечебных и хирургических вмешательствах в рамках выполнения отведенных ей технологических операций. Однако, истцом не представлено доказательств, что она участвовала в хирургических вмешательствах в рамках выполнения обязанностей медсестры эндоскопического кабинета.

Не может быть включен в льготном исчислении и период работы в качестве старшей медсестры отделения лучевой диагностики, поскольку данное отделение не поименовано в вышеуказанном Перечне. Кроме того, из приложенного стороной истца Положения об отделе лучевой диагностики следует, что в состав данного отдела входят отделения, кабинеты и лаборатории рентгенологической, рентгенохирургической, ангиграфической и других видов лучевой диагностики, однако не усматривается, что истец осуществляла работу в отделении хирургического профиля в качестве операционной старшей медсестры.

Из представленных стороной истца документов также не представлено доказательств хирургического профиля нефроурологического отделения и оказание истцом в силу должностных обязанностей помощи оперирующему врачу. При этом, должностная инструкция медицинской сестры урологического кабинета не может быть принята во внимание, поскольку истец выполняла обязанности медсестры нефроурологического отделения.

С учетом изложенного, периоды работы истца с 29.11.1983г. по 03.09.1984г. в должности медсестры нефроурологического отделения Горбольницы № 5 МСЧ «КамАЗ; с 05.04.1986г. по 05.10.1986г.; с 01.11.1989г. по 17.10.1990г. в должности медсестры эндоскопического кабинета в отделении функциональной диагностики ЕЦРБ, с 01.03.1994г. по 17.05.1994г. в должности медсестры эндоскопического кабинета хирургического отделения МСЧ НГДУ, с 14.12.1994г. по 13.03.2004г. в должности медсестры эндоскопического кабинета и старшей медсестры отделения лучевой диагностики не могут быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку из представленных истцом документов не усматривается выполнение истцом обязанностей операционной медицинской сестры и одновременное осуществление данной деятельности в отделениях хирургического профиля, то есть не имеется установленных законом оснований для применения льготного порядка исчисления специального стажа.

С учетом изложенного решение УПФ РФ в Елабужском районе и г. Елабуга РТ № от 31.05.2010г. за № 900 является необоснованным в части не включения в специальный стаж работы истца в календарном исчислении периодов:

с 16.10.1987г. по 31.10.1989г (02 лет 00 месяцев 16 дней) в должности патронажной медсестры Татарского Республиканского комитета Общества Красного Креста,

с 26.01.2006г. по 17.05.2010г. (4 г. 03 мес. 22 дн.) в должности медсестры в Центре социального обслуживания населения в Елабужском муниципальном районе РТ,

и льготного порядка исчисления специального стажа (1 год за 1 год 6 месяцев) к периодам работы в должности медсестры в глазном отделении ЕЦРБ с 01.10.1984г. по 24.01.1985г. (05 мес. 21 дн. в решении УПФ указано 03 мес. 24 дн.) и с 05.04.1986г. по 05.10.1986г. (09 мес. 01 день в решении УПФ указано 06 мес. 01 день), в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в данной части, поскольку условия, предусмотренные пенсионным законодательством для их включения в специальный стаж и применения льготного исчисления нашли свое подтверждение в судебном заседании.

В иной части иска о включении спорных периодов работы истца надлежит отказать.

Надлежит отказать и в требованиях истца о назначении трудовой пенсии со дня обращения за ее назначением (24.05.2010г.), поскольку требуемый стаж на указанную дату истцом не выработан и составлял всего 29 лет 6 мес. 24 дня.

При этом, все иные доводы сторон судом проверены и как не имеющие правового значения, не приняты судом во вниманием, так как доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, опровергающих вышеизложенные выводы суда сторонами суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Ходыревой Н.Б. подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать в пользу истца 200 руб. - сумму госпошлины уплаченной при подаче данного иска в суд.

Требования истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя суд считает возможным удовлетворить лишь в части 1000 руб., с учетом положений ст. 100 ГПК РФ о разумных пределах, частичного удовлетворения иска и финансирования ответчика за счет бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ходыревой Н.Б. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан включить в специальный стаж Ходыревой Н.Б.:

- в календарном исчислении периоды работы с 16.10.1987г. по 31.10.1989г (02 лет 00 месяцев 16 дней) в должности патронажной Татарского Республиканского комитета Общества Красного Креста, с 26.01.2006г. по 31.12.2009г. (3 г. 11 мес. 5 дн.) в должности медсестры в Центре социального обслуживания населения в Елабужском муниципальной районе РТ,

- в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) периоды работы в должности медсестры в глазном отделении ЕЦРБ с 01.10.1984г. по 24.01.1985г. и с 05.04.1986г. по 05.10.1986г.

В удовлетворении остальной части иска Ходыревой Н.Б. - отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Елабужском районе и г. Елабуга РТ в пользу Ходыревой Н.Б. в возврат госпошлины 200 руб. и расходы на представительские услуги в размере 1 000 руб. всего 1 200 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Решение вступило в законную силу «_______»____________2010г.

Судья: