Дело № 2-1147/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2010 года г. Сыктывкар
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе
председательствующего судьи Арефьевой Т.Ю.,
при секретаре Казариновой Н.Б.,
с участием представителя ответчика МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» Выдриной С.Н., по доверенности № от ДД.ММ.ГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зизгановой А.В. к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» и администрации МО ГО «Сыктывкар» об установлении с 01.01.2009 года оклада в размере минимального размера оплаты с применением межразрядного тарифного коэффициента в размере ... рублей и взыскании недополученной заработной платы с 01.01.2009 года по настоящее время, исходя из указанного должностного оклада,
У С Т А Н О В И Л:
Зизганова А.В. обратилась в суд с иском к МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» об установлении с 01.01.2009 года оклада в размере минимального размера оплаты с применением межразрядного тарифного коэффициента и взыскании недополученной заработной платы с 01.01.2009 года, исходя из должностного оклада ... руб., указывая на то, что с ДД.ММ.ГГ. она работает в МУЗ «ГБЭР» в должности ... В соответствии с дополнением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГ. № ее заработная плата состоит из оклада в размере ... руб., что соответствует ... разряду тарифной ставки, районного коэффициента в размере ...%, северной надбавки в размере ...% и надбавки за вредность в размере ...%. Считает, что в сравнении с трудовым законодательством ее оклад занижен, поскольку он не может быть ниже минимального размера оплаты труда, к которому в свою очередь применяется повышающий коэффициент и начисляются компенсационные и стимулирующие выплаты.
Истец Зизганова А.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд с учетом мнения представителя ответчика считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна. Просит применить срок, установленный для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ, в удовлетворении требований отказать.
Представитель соответчика при надлежащем извещении в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление просит применить срок, установленный частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ, в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГ. Зизганова А.В. работает в МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» в должности ...
ДД.ММ.ГГ. между сторонами в связи с введением новой системы оплаты труда заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГ., согласно которому Зизгановой А.В. установлен должностной оклад в размере ... руб. с учетом квалификационной категории по специальности, ежемесячная выплата компенсационного характера ...% к должностному окладу за работу в опасных и тяжелых условиях, ежемесячная выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы в размере ...% к должностному окладу, выплаты стимулирующего характера по итогам работы в соответствии с Положением о порядке установления выплат стимулирующего характера, на которые начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В обоснование исковых требований истец указывает, что размер ее должностного оклада должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, по отношению которому применяется повышающий коэффициент и начисляются компенсационные и стимулирующие выплаты.
Представителями ответчика и соответчика заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд и отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Исковое заявление об установлении оклада в размере минимального размера оплаты труда с применением межразрядного тарифного коэффициента и взыскании недополученной заработной платы с 01.01.2009 года по настоящее время предъявлено истцом в суд ДД.ММ.ГГ. Учитывая, что истец ежемесячно получала заработную плату, знала о составных частях заработной платы, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, суд с учетом требований ч.1 ст.392 Трудового кодекса РФ, находит заявление ответчика подлежащим удовлетворению и считает необходимым проверить правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд.
Давая правовую оценку размеру заработной платы истца за три месяца, предшествующих дате обращения истца с заявленными требования, суд приходит к следующему.
Действовавшее до 01.09.2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 года № 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30.06.2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» часть 2 статьи 129 и часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ признаны утратившими силу.
В то же время действующая в настоящее время ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В указанной статье закона тарифная ставка, оклад (должностной оклад) и базовый оклад определяются как размер оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ ( в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 года № 90-ФЗ, от 20.04.2007 года № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом вышеприведенных норм закона заработная плата работника представляет собой совокупность составляющих элементов заработной платы (вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты) общий размер которых должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации, вследствие чего установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работника, в зависимость от минимального размера оплаты труда не ставится.
В то же время в соответствии со ст.148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 года № 1557 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации «… оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Из этих положений указанного Кодекса следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.10.2009 года № 1160 указал, что при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Кроме того, Конституционный суд РФ указал на то, что в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Таким образом, действующим правовым регулированием в области оплаты труда работников бюджетной сферы, допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже минимального размера оплаты труда, но при этом заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного с 01.01.2009 года в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 года (в редакции Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ) в размере 4330 руб.
МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» является муниципальным учреждением здравоохранения МО ГО «Сыктывкар».
В силу ст.5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Постановлением главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» №9/3598 от 18.09.2008 года «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования городского округа «Сыктывкар» с 01.12.2008 года введена новая система оплаты труда, устанавливающая должностные оклады, оклады, тарифные и размеры их повышения; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера; порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок за стаж непрерывной работы.
Новая система оплаты труда, утвержденная постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар», принятого в пределах компетенции, установленной нормами трудового права, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», применение повышающих тарифных коэффициентов не предусматривает, что не противоречит федеральному законодательству и законодательству субъекта, регулирующих систему оплаты труда.
Таким образом, проверив обоснованность начисления заработной платы Зизгановой А.В. за три месяца, предшествующих обращению в суд, правовых оснований для удовлетворения требований истца суд не находит, поскольку совокупный размер ее заработной платы, включающей оклад, а также стимулирующие и компенсационные выплаты, за исключением районного коэффициента и надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, превышает минимальный размер оплаты труда, что свидетельствует об отсутствии нарушений трудовых прав истца при выплате заработной платы, вследствие чего в удовлетворении иска необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Зизгановой А.В. к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» об установлении с 01.01.2009 года оклада в размере минимального размера оплаты с применением межразрядного тарифного коэффициента и взыскании недополученной заработной платы с 01.01.2009 года по настоящее время, исходя из должностного оклада ... руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2010 года.
Судья Т.Ю. Арефьева