О признании недействительными налоговых уведомлений, обязании произвести перерасчёт по начислению транспортного налога



Дело № 2-2280/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Республика Коми, г. Сыктывкар 09 сентября 2010 года

Эжвинский районный суд города Сыктывкара в составе:

председательствующего судьи Зайцевой Н.Ю.,

при секретаре Чебыкиной Т.Б.,

с участием истца Гриняева Г.И.,

представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № ... Аншуковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Гриняева Г.И. к Межрайонной ИФНС России № ... о признании недействительными налоговых уведомлений, обязании произвести перерасчет по начислению транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Гриняев Г.И. обратился в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № ... о признании недействительными налоговых уведомлений № на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. на объект налогообложения - автомобиль ... на сумму ... рублей, взыскании излишне удержанного налога на сумму ... рублей, ссылаясь на то, что согласно паспорту транспортного средства ... автомобиль ... относится к категории «легковой» в связи с чем, налог подлежит начислению по ставке ... рублей за одну лошадиную силу, однако налоговый орган применил ставку ... рублей за одну лошадиную силу по категории «грузовой». Считает выше указанные уведомления об уплате транспортного налога незаконными и необоснованными.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил и просил обязать ответчика произвести перерасчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. на автомобиль ... государственный регистрационный знак №, исходя из налоговой ставки ... рублей за одну лошадиную силу мощности двигателя.

В судебном заседании истец Гриняев Г.И. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № ... Аншукова О.В. в суде исковые требования не признала.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу ст. 358 НК РФ при определении типа транспортного средства в целях применения ставок транспортного налога следует руководствоваться регистрационными документами транспортного средства, а именно паспортом транспортного средства.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте.

Исходя из положений указанных правовых норм, размер применяемой при налогообложении транспортным налогом ставки ставят в зависимость не только от мощности двигателя транспортного средства, но и от его категории.

Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Пунктом 2 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ и Законом Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002 года "О транспортном налоге".

В представленном истцом паспорте транспортного средства № автомашины ... в графе 3 ( наименование, тип транспортного средства ) указано – прочие легковые, категория ТС - "В", мощность двигателя - ... л.с., сведения об идентификационном номере, о максимальной разрешенной массе, массе без нагрузки, одобрении типа ТС отсутствуют.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что транспортный налог должен быть исчислен с применением налоговых ставок налога исходя из сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства № автомашины ...

Вместе с тем, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002 года "О транспортном налоге" не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства ( Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" ).

Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства (далее - ПТС) - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.

В соответствии с Приложением N 3 к Положению к транспортным средствам категории "В" относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения ( кроме места водителя ), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Таким образом, категория "В", указанная в ПТС, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

При этом в Приложении N 3 не имеется указания о возможности отнесения к какой-либо категории транспортного средства специальных автомобилей, грузопассажирских автомобилей и фургонов.

Отсутствует указание на такие виды транспортных средств и в статье 361 НК РФ.

Таким образом, поскольку порядок определения категории транспортного средства для целей налогообложения в законодательстве не определен, то единственным основанием для исчисления транспортного налога налогоплательщиком является паспорт транспортного средства.

Однако, поскольку сведения, имеющиеся в паспорте спорного транспортного средства, не содержат определенных данных, позволяющих отнести автомобиль ... при исчислении транспортного налога к иным категориям транспортных средств, перечисленных в статье 361 НК РФ, Законе Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002 года "О транспортном налоге", то в данном случае необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истец обоснованно на основании данных о типе и категории ТС, указанных в ПТС заводом-изготовителем, просит применить ставку налога, установленную для легковых автомобилей, и исходя из этого правомерно просит обязать налоговый орган произвести перерасчёт по начислению транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. исходя из налоговой ставки ... рублей с каждой лошадиной силы.

Таким образом, доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что автомобиль ... следует признать грузовым, не могут быть приняты во внимание. Иное создает неопределенность правовых последствий, что недопустимо. Налоговым органом не представлено достоверных доказательств об отнесении спорного автомобиля к грузовым. Нормативные акты, на которые ссылается представитель ответчика, таких сведений не содержат.

При таких обстоятельствах налоговые уведомления Межрайонной ИФНС России № ... № на уплату транспортного налога истцом Гриняевым Г.И. за ДД.ММ.ГГ. на автомобиль ... государственный регистрационный знак № с применением установленной для грузовых автомобилей налоговой ставки в сумме ... рублей за каждую лошадиную силу мощности двигателя - нельзя признать законными и обоснованными

С учетом приведенных положений налогового законодательства на Межрайонную ИФНС России № ... следует возложить обязанность по перерасчету истцу транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. на транспортное средство ... государственный регистрационный знак №, исходя из налоговой ставки ... рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании недействительным налогового уведомления на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. является не состоятельным. Как следует из объяснения истца и представителя ответчика в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в налоговом органе за истцом числилась переплата по уплате транспортного налога, в связи с чем требования об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. в адрес истца не выставлялись, удержания начисленного транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. были произведены налоговым органом за счет суммы переплаты налога за предыдущие периоды, о чем истец также не извещался.

В судебном заседании истец пояснил, что оспариваемые налоговые уведомления об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. получил при личном обращении в налоговый орган в ДД.ММ.ГГ., после того, как в его адрес налоговым органом было направлено требование об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ., из которого он и узнал о нарушении своих прав.

Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о получении истцом налоговых уведомлений на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. в более ранние сроки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Гриняев Г.И. узнал о факте излишнего удержания транспортного налога за ДД.ММ.ГГ., и поэтому срок исковой давности, предусмотренный п. 3 ст. 79 НК РФ истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гриняева Г.И. удовлетворить.

Признать незаконными (недействительными) налоговые уведомления Межрайонной ИФНС России № ... № на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. в части начисления Гриняеву Г.И. транспортного налога на автомобиль ..., государственный регистрационный знак №, исходя из налоговой ставки ... рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя в сумме ... рублей.

Обязать Межрайонную ИФНС России № ... произвести перерасчет по начислению транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. на объект налогооблажения: транспортное средство ..., государственный регистрационный знак №, исходя из налоговой ставки ... рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд города Сыктывкара в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13.09.2010 года.

Судья