Республика Коми, г. Сыктывкар 23 декабря 2011 года Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю., при секретаре Антоновой Ю.Л., с участием ответчика Мациевского М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе РК к Мациевскому М.С. о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, У С Т А Н О В И Л: ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ ... обратилось в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с исковым заявлением к Мациевскому М.С. о взыскании штрафа в сумме ... рублей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за ... год. В обоснование иска истец указал, что ответчик являлся главой крестьянского ( фермерского ) хозяйства «...». В нарушение требований п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» ответчик не представил в пенсионный орган сведения о страховых взносах и страховом стаже за ... год в срок до **.**.** год. На основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ по результатам проверки органом пенсионного фонда **.**.** вынесено решение №... о привлечении Мациевского М.С. к ответственности в виде взыскания штрафа в размере ... процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд в сумме ... рублей. Ответчику было направлено требование №... от **.**.** для добровольной уплаты штрафа. Поскольку добровольно сумма штрафа ответчиком не уплачена, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ ... обратилось в суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа с ответчика. Представитель истца, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик Мациевский М.С. в суде с иском не согласился, пояснив, что деятельность крестьянского ( фермерского ) хозяйства «...» была прекращена в ... году. Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №... ... в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Материалами дела установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство «...», главой которого является Мациевский (...) М.С., было зарегистрировано постановлением Администрации Сыктывдинского района №... от **.**.**. **.**.** КФХ «...» поставлено на учет в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ .... **.**.** крестьянское (фермерское) хозяйство «...» поставлено на учет в налоговом органе – Межрайонной ИФНС России №... ..., как юридическое лицо, зарегистрированное до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Основанием для постановки КФХ «...» на учет в налоговом органе **.**.** послужило сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», представленное Главой КФХ «...» Мациевским М.С. в налоговый орган **.**.**. **.**.** Межрайонной ИФНС России №... ... принято решение №... о предстоящем исключении недействующего юридического лица – КФХ «...» из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». **.**.** в ЕГРЮЛ внесены сведения об исключении юридического лица - КФХ «...», фактически прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа. Согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы КФХ. Пунктом 3 ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ). На такие КФХ нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа правоотношения. Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских( фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. В соответствии с пп. 2 п. 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001, индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Согласно статье 14 указанного Закона страхователи обязаны зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона; своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Постановлением Правительства РФ от **.**.** № 443 утверждена стоимость страхового года на ... год в размере ... рубля. Статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусматривает обязанность страхователя ежегодно, не позднее 1 марта следующего за отчетным годом предоставлять в Пенсионный фонд РФ сведения о начисленных страховых взносах и страховом стаже, а также иные сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. В соответствии с частью 3 ст. 17 вышеуказанного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Как следует из материалов дела, **.**.** специалистом ГУ - Управления ПФР ... проведена камеральная проверка по вопросу своевременности, полноты и достоверности предоставления страхователем Мациевским М.С. за ... год сведений, предусмотренных ст. 11 Закона РФ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ответчик к **.**.** не представил сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за ... год. Факт нарушения зафиксирован в акте камеральной проверки от **.**.** №.... По результатам проверки органом пенсионного фонда вынесено решение №... от **.**.** о привлечении главу КФХ «...» Мациевского М.С. к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г., в виде взыскания штрафа в размере ... процентов причитающихся за отчетный год платежей в сумме ... руб. Направленным в адрес ответчика требованием от **.**.** №... Мациевскому М.С. было предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до **.**.**. В судебном заседании Мациевский М.С. подтвердил, что сведения по персонифицированному учету за ... год в пенсионный орган не представил, требование от **.**.** №... о добровольной уплате штрафа получил, однако сумму штрафа до настоящего времени не уплатил. На основании изложенного, суд находит требование ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ ... Коми о привлечении ответчика Мациевского М.С. к ответственности, установленной п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 1039,20 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению. Довод ответчика о том, что в оспариваемый период КФХ «...» не осуществляло предпринимательскую деятельность, судом не может быть принят во внимание по следующим основаниям. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 М 211-О гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Ссылаясь на прекращение деятельности КФХ «...» с ... года, ответчик Мациевский М.С., вместе с тем, не представил суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, в силу которых он не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса действующего предпринимателя, а также об обращении в налоговый орган с заявлением о прекращении регистрации деятельности КФХ «...» и отказе регистрирующего органа в удовлетворении такого заявления. Материалы дела таких доказательств также не содержат. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Мациевского М.С. от ответственности, установленной п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере ... рублей. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в сумме ... руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ ... удовлетворить. Взыскать с Мациевского М.С. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ... штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за ... год, в размере ... рублей ... копеек. Взыскать с Мациевского М.С. государственную пошлину в доход бюджета в сумме ... рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 26 декабря 2011 года. Судья – Н.Ю. Санжаровская