Республика Коми, г. Сыктывкар 07 декабря 2011 года Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю., при секретаре Антоновой Ю.Л., с участием истца Степановой Т.Д., представителя ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Помариной Ю.А., действующей на основании доверенности от **.**.**, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Степановой Т.Д. о признании недействительными распоряжений руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и восстановлении в льготной очереди на получение жилья, У С Т А Н О В И Л : Степанова Т.Д. обратилась в суд с иском о признании недействительными распоряжений руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.** и восстановлении в льготной очереди на получение жилья, указывая, что с **.**.** состояла в Администрации Эжвинского района г. Сыктывкара на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в отдельном списке по льготе для реабилитированных жертв политических репрессий в соответствии со ст.13 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно извещению отдела учета и распределения жилой площади от **.**.** б/н истица состояла в очереди на получение жилой площади по списку реабилитированных за №.... Однако извещениями от **.**.** №..., **.**.** №..., **.**.** №..., **.**.** №... администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» известила ее, что в соответствии с оспариваемыми распоряжениями руководителя администрации после проведенных переучетов граждан состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истица состоит в очереди на получение жилой площади в общей очереди ( без учета льготников). Просит признать недействительными распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.** и восстановить ее в льготной очереди для реабилитированных на получение жилого помещения. В судебном заседании истец Степанова Т.Д. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что в ... г. ее мать была выслана из ... области на спецпоселение в ..., где в ... г. родилась истица. В ... году она была реабилитирована и в ... году обратилась в администрацию Эжвинского района г. Сыктывкара с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствие со ст.16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». На момент подачи заявления проживала с сыном в квартире №... по адресу .... Представитель ответчика Помарина Ю.А. с иском не согласилась и пояснила, что истица изначально была неправильно поставлена в льготную очередь на получение жилья в связи с тем, что в соответствии со ст. 13 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» она имела право на получение жилья по месту репрессий, а Эжвинский район г. Сыктывкара не являлся местом репрессий. Оспариваемые распоряжения руководителя Эжвинской администрации №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.** были приняты в рамках закона, в них сохранились только те очереди, которые предусмотрены действующим жилищным законодательством. С принятием нового Жилищного кодекса РФ список по льготе реабилитированных на получение жилья в администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» не ведется. В связи с этим истица состоит в общей очереди на получение жилья с даты постановки на учет – **.**.**, и ее порядковый номер в общей очереди - №.... Оценив показания сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно справке от **.**.** ...Степанова Т.Д., ... года рождения была реабилитирована на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», как лицо, подвернутое политической репрессии. Согласно дубликату свидетельства за №... от **.**.** Степановой Т.Д. установлены льготы на основании ст.16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». **.**.** Степанова Т.Д. обратилась с заявлением на имя Главы администрации Эжвинского района г. Сыктывкара о постановке ее на учет для получения жилья на основании ст.16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно справке о составе семьи от **.**.** и акта обследования жилищно-бытовых условий за **.**.** Степанова Т.Д. на момент обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья была зарегистрирована в квартире №... по адресу ... с сыном – К. В акте указана просьба истицы в улучшении жилищных условий. Постановлением главы администрации Эжвинского района г. Сыктывкара №... от **.**.** Степанова Т.Д. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий как реабилитированное лицо. Извещением отдела учета и распределения жилой площади администрации Эжвинского района г. Сыктывкара истица была уведомлена, что на основании решения районной администрации от **.**.** за №... она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях за №... с **.**.** и на льготных основаниях в очередь семей реабилитированных за №... с **.**.** с составом семьи 2 человека. Распоряжениями руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №... принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ, статьей 6 Закона Республики Коми от 06.10.2005г. № 100-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставленных по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утверждены списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании указанных распоряжений производился переучет граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Извещением отдела архитектуры и учета жилья №... от **.**.** Степанова Т.Д. была уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади за №... с **.**.**. Извещением управления муниципального имущества и землепользования №... от **.**.** Степанова Т.Д. была уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади за №... с **.**.**. Извещением управления муниципального имущества и землепользования №... от **.**.** Степанова Т.Д. была уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади за №... с **.**.**. Извещением управления муниципального имущества и землепользования №... от **.**.** Степанова Т.Д. была уведомлена о том, что после проведенного переучета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она стоит в общей очереди (без учета льготников) на получение жилой площади за №... с **.**.**. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в объяснениях сторон, а также письменных материалах дела. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года № 1761 (в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1, действовавшей на момент постановки Степановой Т.Д. на учет), реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.16 вышеназванного Закона были внесены изменения, согласно которых реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, в настоящее время полномочия по осуществлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, переданы субъектам Российской Федерации, которые вправе осуществлять эти полномочия за счет собственных средств и вправе принимать правовые акты по вопросу обеспечения реабилитированных лиц и членов их семей мерами социальной поддержки. Законом Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми» установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в числе которых указаны льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячные денежные выплаты и другие. В судебном заседании истица указывает на право внеочередного получения жилья по льготе для реабилитированных жертв политических репрессий на основании ст. 13 РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В статье 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года № 1761-1 признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности – на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Эти права распространяются также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ указанная статья изменена и в ней указано о том, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Суд находит доводы сторон о праве истицы на внеочередное получение жилья на основании указанной статьи Закона РФ № 1761-1 необоснованными, поскольку в Эжвинском районе г. Сыктывкара к истице и ее родственникам репрессии не применялись. Кроме того, согласно свидетельства, выданного Управлением по социальным вопросам администрации Эжвинского района г. Сыктывкара, истица имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, являющееся органом государственной власти Республики Коми, по вопросу о порядке учета и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных граждан и членов их семей, принятых на учет до 01.03.2005г., считает, что если до 01.03.2005г. как и после этой даты указанные граждане состояли на учете, то обеспечение их жилыми помещениями должно осуществляться в порядке действующего жилищного законодательства, при этом гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории. Конституционный суд РФ в п. 3.3 Определения «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 01.12.2005г. № 462-О указал, что положения частей первой и второй статьи 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в системе действующего нормативно-правового регулирования не могут рассматриваться как наделяющие субъекты РФ полномочиями по предмету исключительного ведения РФ – регулированию прав и свобод реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и определению объема возмещения причиненного им вреда. Именно федеральным законодателем в соответствии с требованиями статей 71 (пункт «в») и 76 (часть 1) Конституции РФ установлены порядок и последствия реабилитации, определяются формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гарантируемый минимальный уровень таких мер. Полномочия же субъектов РФ направлены на обеспечение защиты прав и свобод указанных лиц, установленных федеральным законом, социальную защиту, и их осуществление не является вторжением в сферу исключительного ведения Российской Федерации. С 1 марта 2005г. вступил в действие Жилищный кодекс РФ, регламентирующий в статье 57 положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учете, за исключением установленных частью 2 случаев, когда жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания; детям-сиротам; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Тем самым действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрено предоставление жилья реабилитированным лицам в первоочередном или внеочередном порядке. Статья 13 ЖК РФ относит к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» от 06.10.2005г. № 100-РЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года с целью последующего предоставления им жилого помещения по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством. Кроме того, в настоящее время в Республике Коми действует Закон Республики Коми от 23.12.2009 года № 124-РЗ «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми отдельных категорий граждан в соответствие с Законом Российской Федерации « О реабилитации жертв политических репрессий», а также приказ Минархстроя РК от 28.01.2011 № 26-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, граждан имеющих право состоять на указанном учете в соответствие с Законом Республики Коми «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми отдельных категорий граждан в соответствие с Законом Российской Федерации « О реабилитации жертв политических репрессий». Анализируя названные законодательные нормы, суд находит требования истицы не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что ни федеральным, ни республиканским законодательством не предусмотрено как первоочередное, так и внеочередное предоставление жилья реабилитированным лицам, к которым относится истица. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2006г. № 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи. Названная норма закона подтверждает право граждан, принятых на учет до 01.03.2005г., состоять на учете до получения жилья, однако, не содержит нормы о сохранении очередей, имевшихся до принятия Жилищного кодекса РФ. Таким образом, суд находит распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, которыми не предусмотрено первоочередное или внеочередное предоставление жилья реабилитированным лицам, принятыми в соответствии с действующим законодательством, кроме того, право истицы на улучшение жилищных условий сохранено, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет - **.**.**. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Степановой Т.Д. о признании недействительными распоряжений руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.**, восстановлении в льготной очереди на получение жилья отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара суд в течение десяти дней с даты вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2011года. Судья- Н.Ю. Санжаровская