№2-187/2012 о взыскании платы в счёт возмещения вреда, причиненного транспортным средством



Дело № 2-187/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе:

председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Антоновой Ю.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 03 апреля 2012 года дело по иску Государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Служба весового контроля» к Коновалову А.В. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области,

установил:

ГБУ Архангельской области «Служба весового контроля» обратилось в суд с иском к Коновалову А.В. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области, в размере ... руб. ... коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме ... руб. ... коп.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в качестве третьего лица на стороне истца привлечено Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», в качестве третьего лица на стороне ответчика - ООО «Альтера Плюс».

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве исковые требования ГБУ Архангельской области «Служба весового контроля» поддержал и ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие.

Ответчик Коновалов А.В. и его представитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.

Представитель третьего лица ООО «Альтера Плюс», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Коновалов А.В. является собственником транспортного средства марки ... государственный номер №... и прицепа ... государственный номер №....

**.**.** между ООО «Альтера Плюс» и Коноваловым А.В. заключен договор перевозки груза №..., по условиям которого Коновалов А.В. принял на себя обязательства по перевозке груза – строительных материалов на автомобильном транспорте по маршруту : ..........

**.**.** на СПВК №... г. ..., ... км автодороги по адресу ... проведен весовой контроль транспортного средства марки ... государственный номер №... и прицепа ... государственный номер №..., под управлением Коновалова А.В. В ходе весового контроля установлено, что допустимая масса транспортного средства составила ... тонн, при фактической массе транспортного средства ... тонн. Вместе с тем фактическая нагрузка указанного транспортного средства составила: на первой оси ... тонны ( при допустимой 3,50 ), на второй оси ... тонны ( при допустимой 3,50 ), на третей оси ... тонны ( при допустимой 3,50 ), на четвертой оси ... тонны ( при допустимой 3,50 ), на пятой оси ... тонны ( при допустимой 3,50 ).

По результатам проведенного весового контроля составлен акт №... от **.**.** о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и ( или ) нагрузке на ось, на основании которого произведен расчет размера вреда, причиненного вышеназванным транспортным средством, который составил ... руб. ... коп. Копию данного акта водитель Коновалов А.В. получил, от подписания акта отказался без объяснения причин отказа.

Неоплата ответчиком в добровольном порядке указанной суммы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области, явилась основанием для обращения истца в суд с соответствующим иском.

В ст. 30 Закона РФ «Об автомобильных дорогах» закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок).

Согласно Порядку акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.

Пунктом 19 Порядка предусмотрено, что в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.

В силу ч. 1, 3 ст. 31 Закона РФ «Об автомобильных дорогах» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно п. 2 ч. 9 ст. 31 Закона РФ «Об автомобильных дорогах» размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В соответствии с п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 (далее - Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Постановлением Правительства Архангельской области от 01.03.2011 г. № 49-пп введено временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области. Данное ограничение было введено на период с **.**.** по **.**.**

Судом установлено и материалами дела ( в частности актом контроля весовых параметров транспортного средства от **.**.** №... ) подтверждается превышение допустимых значений нагрузок на оси автомобиля и прицепа ответчика, предусмотренных Постановлением Правительства Архангельской области от 01.03.2011 г. № 49-пп. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Расчет взыскиваемой в счет возмещения вреда за превышение фактических осевых нагрузок суммы стороной ответчика не оспорен, контррасчет не представлен и признан судом правомерным.

Таким образом, руководствуясь положениями ст. ст. 30, 31 Закона «Об автомобильных дорогах», Правилами возмещения вреда, Постановлением Правительства Архангельской области от 01.03.2011 г. № 49-пп, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика ... руб. в связи с установленным превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, что является основанием для возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам.

Доводы стороны ответчика в отзыве на исковое заявление об отсутствии информирования пользователей автомобильными дорогами о введении временного ограничения и отсутствии временных дорожных знаков, предупреждающих о введении ограничения, материалами дела не подтверждены. Согласно сообщению ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» от 17.02.2012 г. № 372/02 в рамках исполнения Постановления Правительства Архангельской области от 01.03.2011 г. № 49-пп информирование пользователей автомобильными дорогами осуществлялось в сети интернет и в средствах массовой информации ( телевидение и радио ), начиная с 08.03.2011 года. С 15.04.2011 года были установлены соответствующие временные знаки, в частности на автодорогах «Урень-Шарья-Никольск-Котлас», «Усть-Вага-Ядриха», «Котлас-Коряжма-Виледь-Ильинско-Подомское», «Ильинско-Подомское-Вилегодск-Самино-Перевоз-развилка», «Ильинско-подомское-Быково-Павловск-Сорово-Фоминский», «Шевелево-Широкий Прилук».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме ... руб. ... коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Коновалова А.В. в пользу Государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Служба весового контроля» плату в счет возмещения вреда в сумме ... руб. ... коп., уплаченную государственную пошлину в сумме ... руб. ... коп., а всего взыскать ... руб. ... коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2012 года.

Судья- Н.Ю.Санжаровская