Дело № 2 – 304/2011г.Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 17 марта 2011 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе
председательствующего судьи Арефьевой Т.Ю.,
при секретаре Казариновой Н.Б.,
с участием прокурора Крайновой Н.М.,
истца Пичугиной А.В.,
представителя ответчика МУ «Централизованная бухгалтерия» Эжвинского района г. Сыктывкара, М., по доверенности от ДД.ММ.ГГ. №,
представителя третьего лица ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК, Л., по доверенности от ДД.ММ.ГГ. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пичугиной А.В. к муниципальному учреждению «Централизованная бухгалтерия» Эжвинского района г. Сыктывкара о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оплаты листка нетрудоспособности и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Пичугина А.В. обратилась в суд с иском к МУ «Централизованная бухгалтерия» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оплаты листка нетрудоспособности и компенсации морального вреда, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГ. она работала у ответчика бухгалтером первой категории. Приказом № от ДД.ММ.ГГ. она была уволена. Основанием для увольнения работодатель посчитал выход основного работника К. из отпуска по уходу за ребенком. Увольнение считает незаконным, так как с ней не был письменно заключен трудовой договор, согласно которому она принималась на работу временно на период отпуска по уходу за ребенком основного работника, который в соответствии с ч.2 ст.67 Трудового кодекса РФ должен был быть заключен в течение трех дней с момента начала исполнения трудовых обязанностей. Согласно ст.68 Трудового кодекса РФ приказ о приеме на работу издается на основании заключенного трудового договора. Трудовой договор ей было предложено подписать в ДД.ММ.ГГ., после того, как она попросила свой экземпляр трудового договора у работодателя. Данный трудовой договор она подписать отказалась, так как согласно Трудовому кодексу РФ это нарушает ее права. При этом ДД.ММ.ГГ. ей был предоставлен акт от ДД.ММ.ГГ. о том, что она отказалась от подписания трудового договора. В соответствии со ст.79 Трудового кодекса РФ о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работодатель должен был известить ее в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, так как дата окончания работы по срочному трудовому договору не была определена. Это сделано не было, что также нарушает ее права. Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ существуют определенные правила ведения трудовых книжек. В соответствии с ч.2 п.12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ. с каждой вносимой в трудовую книжку записью работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке. В ее трудовой книжке запись была дополнена, что нарушает ее права. Кроме того, в день увольнения с ДД.ММ.ГГ. она находилась на больничном по уходу за ребенком ... Просит восстановить ее на работе в прежней должности, взыскать в ее пользу средний заработок за врем вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГ. по день восстановления на работе и оплатить в полном размере лист нетрудоспособности по уходу за ребенком.
В судебном заседании истец требования поддержала и уточнила, что с ДД.ММ.ГГ. трудоустроила на новое место работы, поэтому оплату за вынужденный прогул просит взыскать до ДД.ММ.ГГ.
Представитель ответчика требования не признал, поддержав доводы отзыва на иск.
Представитель ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК, привлеченного судом в качестве третьего лица, пояснил о законности оплаты истцу одного дня нахождения на больничном листе по уходу за ребенком, приходящегося на день увольнения ДД.ММ.ГГ..
Выслушав стороны, третье лицо, свидетелей, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
Установлено, что приказом руководителя МУ «Централизованная бухгалтерия» от ДД.ММ.ГГ. № бухгалтеру первой категории МУ «Централизованная бухгалтерия» К. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до ... лет.
С ДД.ММ.ГГ. К. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до ... лет, о чем был издан приказ № от ДД.ММ.ГГ..
С ДД.ММ.ГГ. бухгалтером первой категории МУ «Централизованная бухгалтерия» Эжвинского района временно на период отпуска по уходу за ребенком основного работника К. принята Пичугина А.В., о чем был издан приказ о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГ..
С приказом о приеме на работу Пичугина А.В. ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГ..
Основанием приема на работу явилось личное заявление истца от ДД.ММ.ГГ. о принятии на работу бухгалтером первой категории с ДД.ММ.ГГ. временно на период отпуска по уходу за ребенком основного работника.
Также установлено, что трудовой договор № от ДД.ММ.ГГ., заключенный с Пичугиной А.В. на период отпуска по уходу за ребенком основного работника К. был представлен на подпись истцу ДД.ММ.ГГ.. От подписания трудового договора истец отказалась, о чем были составлены акты от ДД.ММ.ГГ. о фактическом исполнении работы по трудовому договору и об отказе от подписания истцом трудового договора.
ДД.ММ.ГГ. Пичугиной А.В. выдан листок нетрудоспособности по уходу за ребенком ..., на котором истец находилась до ДД.ММ.ГГ. включительно.
В этот же день к руководителю МУ «Централизованная бухгалтерия» обратилась К. с заявлением о выходе из отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ..
ДД.ММ.ГГ. Пичугина А.В. была уведомлена о расторжении с ней срочного трудового договора с ДД.ММ.ГГ. в связи с выходом основного работника и оплате ей одного дня по листку нетрудоспособности. От ознакомления с уведомлением Пичугина А.В. отказалась, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГ..
Приказом руководителя МУ «Централизованная бухгалтерия» от ДД.ММ.ГГ. № прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГ. № и Пичугина А.В. уволена с должности бухгалтера первой категории в связи с выходом основного работника из отпуска по уходу за ребенком.
От подписания приказа Пичугина А.В. отказалась, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГ..
ДД.ММ.ГГ. Пичугиной А.В. выдана трудовая книжка и произведен расчет при увольнении, включающий оплату листка нетрудоспособности за один день ДД.ММ.ГГ..
Свидетель Ш. в судебном заседании показала, что Пичугина А.В. принималась на работу в Учреждение на должность бухгалтера первой категории на период отпуска по уходу за ребенком основного работника Мальковой. Акт от ДД.ММ.ГГ. об отказе Пичугиной А.В. от подписания трудового договора она подписывала, однако сам факт отказа она не видела. Акт от ДД.ММ.ГГ. об отказе Пичугиной А.В. от ознакомления с приказом об увольнении она также подписала, но сама отказ она не видела, знает об этом со слов директора.
Аналогичные показания в судебном заседании дала свидетель Н.
Согласно ст.56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч.1 ст.67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Часть 2 названной статьи закона устанавливает, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
С учетом требований ст.58 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор, в том числе, заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.
В силу ст.79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Согласно ст.84.1 Трудового кодекса РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст.140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Оценив добытые в судебном заседании доказательствам, суд приходит следующему.
Оспаривая законность своего увольнения, истец основывается на отсутствии письменного трудового договора, заключенного с ней в установленные законом сроки на условиях срочного характера ее работы, и пропуска срока его подписания.
В то же время установлено, что факт работы Пичугиной А.В. в МУ «Централизованная бухгалтерия» Эжвинского района подтверждается заявлением истицы о приеме на работу, которое содержит ее намерение быть временно принятой на должность бухгалтера первой категории на период нахождения основного работника в отпуске по уходу за ребенком, а также приказом работодателя, оформившим временный прием Пичугиной А.В. на должность основного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком. Указанное свидетельствует о достигнутом между сторонами соглашении об условиях трудового договора, в частности о сроке его действия, определенным конкретным событием, а именно нахождением основного работника в отпуске по уходу за ребенком. Таким образом, нарушение срока составления трудового договора и отсутствие его подписания со стороны работника не может служить обстоятельством, исключающим возникновение у сторон трудовых правоотношений, что предоставляло ответчику право на прекращение с истицей трудового договора по истечении срока его действия и ее увольнение с временно занимаемой должности основного работника.
Доводы истца о нарушении ответчиком порядка увольнения, связанного с необходимостью предупреждения работника об увольнении за три календарных дня до увольнения, суд находит несостоятельными, поскольку правовая норма, регулирующая прекращение срочного трудового договора, исключает необходимость данного предупреждения при истечении срока действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Таким образом, поскольку прием на работу Пичугиной А.В. был вызван временным отсутствием на работе основного работника, у ответчика исключалась обязанность предупреждения истца о его предстоящем увольнении в связи с истечением срока действия трудового договора.
Суд не соглашается с доводами истца о незаконности увольнения, произведенного ответчиком в период ее нахождения на больничном по уходу за ребенком, поскольку увольнение при наличии указанного обстоятельства не допускается при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренного ст. 81 Трудового кодекса РФ. В отношениях по заявленному спору увольнение произведено в связи с наступлением предусмотренного законом события - окончания срока действия трудового договора, следовательно, увольнение Пичугиной А.В. в период временной нетрудоспособности является правомерным.
Внесение записи в трудовую книжку без ознакомления истца также не влечет правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку не свидетельствует о незаконности увольнения истца с должности, занимаемой на период отсутствия основного работника.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Пичугиной А.В. о восстановлении на работе к ответчику в должности бухгалтера первой категории и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В удовлетворении требований Пичугиной А.В. о взыскании оплаты по временной нетрудоспособности за весь период больничного суд считает необходимым также отказать с учетом следующего.
Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. Пичугина А.В. находилась на листке нетрудоспособности по уходу за больным ребенком ... Оплата больничного листка произведена ответчиком за 1 календарный день ДД.ММ.ГГ. в размере ... руб. в связи с увольнением работника с ДД.ММ.ГГ..
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГ. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях: 1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма); 2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; 3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; 4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; 5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.
Согласно ч.2 ст.5 указанного Закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Анализ приведенных требований указывает на то, что обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в случае прекращения работы по трудовому договору связывается с заболеванием лиц, непосредственно утративших трудоспособность в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы. Обеспечение пособием застрахованных лиц по иным основаниям в случае прекращения трудового договора законом не предусмотрено.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности выплаченного Пичугиной А.В. пособия по временной нетрудоспособности за один календарный день ДД.ММ.ГГ., поскольку нахождение истца на листке нетрудоспособности после прекращения трудового договора вызвано необходимостью ухода за больным членом семьи, а не личной утраты трудоспособности.
В силу ч.1 ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы), возмещается работнику в денежной форме.
В соответствии с ч.2 ст.237 Трудового кодекса РФ факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения в случае возникновения спора определяются судом.
Поскольку неправомерность действий ответчика, вызванных увольнением истца и наличие оснований для удовлетворения требования о взыскании денежных выплат при увольнении в судебном заседании не установлена, суд считает необходимым в удовлетворении требований Пичугиной А.В. о взыскании с МУ «Централизованная бухгалтерия» компенсации морального вреда отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Пичугиной А.В. к муниципальному учреждению «Централизованная бухгалтерия» Эжвинского района г. Сыктывкара о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оплаты листка нетрудоспособности и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара суд в течение десяти дней с даты вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 22.03.2011 г.
Судья Т.Ю. Арефьева