К делу №2-109/2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 марта 2012 г. г. Ейск Ейский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Панченко С.Л., с участием прокурора Волгиной Э.А., при секретаре Хмара С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора к заинтересованному лицу - администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района о признании незаконным бездействия администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района и обязании устранить допущенные нарушения закона, УСТАНОВИЛ: Ейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, обязав администрацию Красноармейского сельского поселения Ейского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем создания на территории Красноармейского сельского поселения Ейского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование. В обоснование заявления указывает на то, что проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части создания на территории сельских поселений аварийно-спасательных служб, были выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере. Аварийно-спасательное формирование (далее АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. АСФ создаются решением уполномоченного органа местного самоуправления. Необходимость создания на территории поселения АСФ обусловлена не только требованиями действующего законодательства, но и имеющимися неоднократными происшествиями природного и техногенного характера на территории РФ. Кроме того, отсутствие АСФ не позволит должным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин и последствий терроризма. Бездействие администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения. В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований, просит обязать администрацию Красноармейского сельского поселения устранить имеющиеся нарушения. Глава администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», он издал постановление от 02 июня 2006 года №34 «Об утверждении Положения об организации и проведения аварийно - спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Красноармейского сельского поселения Ейского района». Кроме того, им также издано постановление от 18 июня 2007 года № 31 «О создании и организации деятельности добровольной пожарной дружины», в котором утверждено Положение о добровольной пожарной дружине Красноармейского сельского поселения Ейского района, предусмотрен выезд добровольной пожарной дружины поселения на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (на безвозмездной основе), постановление от 25 марта 2008 года №24 «О порядке финансирования (о финансовом обеспечении) мероприятий в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях», от 09 апреля 2008 года № 43«О мерах по локализации и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы», постановление от 14 апреля 2008 года №57 «Об организации и проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях», от 22 апреля 2008 года № 62 «О подготовке и поддержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Красноармейского сельского поселения Ейского района», от 25 ноября 2009 года №108 «Об утверждении положения о муниципальном звене краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноармейского сельского поселения Ейского района», постановление от 26 мая 2011 года № 54«Об утверждении Плана привлечения сил и средств тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ на территории Красноармейского сельского поселения Ейского района», разработан и утвержден реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования на территории Красноармейского сельского поселения Ейского района. Кроме того, администрацией Красноармейского сельского поселения Ейского района 8 февраля 2012 года для проведения правовой экспертизы Ейскому межрайонному прокурору направлен проект постановления «Об организации и проведении аварийно- спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Красноармейского сельского поселения Ейского района и статусе спасателя, заключен договор от 14 февраля 2012 года с Ейским поисково-спасательным отрядом - филиал федерального государственного казенного учреждения «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС», заключен договор с организациями, расположенными на территории поселения, о безвозмездном выделении автомобильного транспорта, дорожно-строительной техники для выполнения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому считает, что Красноармейское сельское поселение не бездействует и принимает меры для создания аварийно-спасательных служб и формирований. Суд, выслушав мнение прокурора, главы Красноармейского сельского поселения, исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части создания на территории сельских поселений аварийно-спасательных служб, были выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере (л.д.5). Согласно п.24 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Аварийно-спасательное формирование (далее АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно- спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. АСФ создаются решением уполномоченного органа местного самоуправления. В соответствии с положением ст. 6 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, является: - поддержание органов управления, сил и средств аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и приведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; - контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; - ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. В соответствие с п.п. 7, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации - к вопросам местного значения поселения отнесено участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения»). Однако на территории Красноармейского сельского поселения Ейского района аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование не созданы, что является нарушением требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимость создания на территории поселения АСФ обусловлено не только требованиями действующего законодательства, но и имеющимися неоднократными происшествиями природного и техногенного характера на территории Российской Федерации. Кроме того, отсутствие АСФ не позволит должным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин и последствий проявлений терроризма. Отсутствие АСФ не позволитдолжным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин последствий проявления терроризма. Бездействие администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения. Суд не принимает доводы представителя администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района о том, что издание главой администрации ряда постановлений по указанным вопросам, а также заключение договоров со сторонними организациями свидетельствует об отсутствии бездействия по созданию аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Из представленных администрацией Красноармейского сельского поселения Ейского района доказательств следует, что начиная с 2006 года администрацией поселения действительно издан ряд постановлений, связанных с создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований ( постановление от 02 июня 2006 года №, от 18 июня 2007 года №, постановление от 25 марта 2008 года №, от 09 апреля 2008 года №, постановление от 14 апреля 2008 года №, от 22 апреля 2008 года №, от 25 ноября 2009 года №, постановление от 26 мая 2011 года № и т.д.), но аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования на территории указанного поселения по настоящее время так и не созданы. Судом не принимаются доводы администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района об отсутствии должного финансирования для создания, содержания и организации деятельности указанных служб и формирований. Исполнение функции поселения, возложенной на п.24 ч.1 ст.14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в случае недостатка собственных средств, отсутствия необходимой материальной базы, дефицита кадров, не исключает передачу данной функции на муниципальный уровень путем заключения соответствующего соглашения. Возможность такой передачи при надлежащем финансовом обосновании и всестороннем анализе ее причин предусмотрена Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 16.04.2008 г. №449-П. Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Копанского сельского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, обязав администрацию Копанского сельского поселения Ейского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем создания на территории Копанского сельского поселения Ейского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Ейского межрайонного прокурора - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, обязав администрацию Красноармейского сельского поселения Ейского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем создания на территории Красноармейского сельского поселения Ейского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Краснодарский краевой суд. Председательствующий