К делу №2-204/2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 марта 2012 г. г. Ейск Ейский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Панченко С.Л., с участием прокурора Лобашовой Е.А., при секретаре Хмара С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора к заинтересованному лицу - администрации Александровского сельского поселения Ейского района о признании незаконным бездействия администрации Александровского сельского поселения Ейского района и обязании устранить допущенные нарушения закона, УСТАНОВИЛ: Ейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Александровского сельского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, обязав администрацию Александровского сельского поселения Ейского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем создания на территории Александровского сельского поселения Ейского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование. В обоснование заявления указывает на то, что проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части создания на территории сельских поселений аварийно-спасательных служб, были выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере. Аварийно-спасательное формирование (далее АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. АСФ создаются решением уполномоченного органа местного самоуправления. Необходимость создания на территории поселения АСФ обусловлена не только требованиями действующего законодательства, но и имеющимися неоднократными происшествиями природного и техногенного характера на территории РФ. Кроме того, отсутствие АСФ не позволит должным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин и последствий терроризма. Бездействие администрации Александровского сельского поселения Ейского района нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения. В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований, просит обязать администрацию Александровского сельского поселения устранить имеющиеся нарушения. Глава администрации Александровского сельского поселения Ейского района возражала против удовлетворения требований прокурора, считает, что администрация Александровского сельского поселения не бездействовала по данному вопросу. Администрацией Александровского сельского поселения разработан и утвержден план чрезвычайных ситуаций, в котором предусмотрен перечень привлекаемых сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В плане гражданской обороны Александровского сельского поселения предусмотрен перечень нештатных аварийно-спасательных формирований. Администрацией заключены: соглашение об использовании автотранспорта и инженерной спецтехники для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Александровского сельского поселения Ейского района от 10 марта 2011 года с МУ «Александровское» от 10 июня 2011 года с АФ «Александровской», договор от 30 июля 2008 года № с Ейским поисково-спасательным отрядом поиска и спасания на водных объектах - филиалом ЮРПСО МЧС России «По обслуживанию территории и населения поселения на случай возникновения чрезвычайной ситуации», с АФ «Александровской» заключено соглашение о взаимном сотрудничестве по организации питания на случай возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Александровского сельского поселения Ейского района. Постановлением главы сельского поселения от 24 марта 2008 года № создана территориальная группировка сил и средств, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Постановлением главы сельского поселения от 30 июля 2010 года № утвержден План привлечения сил и средств для тушения пожаров в Александровском сельском поселении. 20 ноября 2010 года Советом Александровского сельского поселения Ейского района № принято решение о передаче полномочий Александровского сельского поселения Ейского района в части создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения муниципальному образованию Ейский район, утверждено соглашение «О передаче полномочий Александровского сельского поселения Ейского район, создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения муниципальному образованию Ейский район». Бюджет Александровского сельского поселения является дотационным, в связи с чем, создание аварийно - спасательного формирования и (или) аварийно-спасательной службы не возможно по независящим от администрации Александровского сельского поселения Ейского района, причинам. Суд, выслушав мнение прокурора, главу администрации Александровского сельского поселения, исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части создания на территории сельских поселений аварийно-спасательных служб, были выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере (л.д.5). Согласно п.24 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Аварийно-спасательное формирование (далее АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно- спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. АСФ создаются решением уполномоченного органа местного самоуправления. В соответствие со ст. 6 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, является: - поддержание органов управления, сил и средств аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и приведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; - контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; - ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях; Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях и иные задачи. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К вопросам местного значения поселения отнесено также участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.п. п.п. 7, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В нарушение указанных требований закона на территории Александровского сельского поселения Ейского района аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование не созданы, что является нарушением требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимость создания на территории поселения АСФ обусловлено не только требованиями действующего законодательства, но и имеющимися неоднократными происшествиями природного и техногенного характера на территории Российской Федерации. Кроме того, отсутствие АСФ не позволит должным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин и последствий проявлений терроризма. Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что необходимость создания на территории поселения АСФ обусловлена не только требованиями действующего законодательства, но и имеющимися неоднократными происшествиями природного и техногенного характера на территории РФ. Отсутствие АСФ не позволит должным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин последствий проявления терроризма. Бездействие администрации Александровского сельского поселения Ейского района нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения. Суд не принимает доводы представителя администрации Александровского сельского поселения Ейского района о том, что издание главой администрации ряда постановлений по указанным вопросам, а также заключение договоров со сторонними организациями свидетельствует об отсутствии бездействия по созданию аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Из представленных администрацией Александровского сельского поселения Ейского района доказательств следует, что начиная с 2007 года администрацией поселения действительно издан целый ряд постановлений, связанных с создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, однако несмотря на это, аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования на территории указанного поселения по настоящее время так и не созданы. Судом также не принимаются доводы администрации Александровского сельского поселения Ейского района об отсутствии должного финансирования для создания, содержания и организации деятельности указанных служб и формирований. Исполнение функции поселения, возложенной на п.24 ч.1 ст.14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в случае недостатка собственных средств, отсутствия необходимой материальной базы, дефицита кадров, не исключает передачу данной функции на муниципальный уровень путем заключения соответствующего соглашения. Возможность такой передачи при надлежащем финансовом обосновании и всестороннем анализе ее причин предусмотрена Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 16.04.2008 г. №449-П. Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Александровского сельского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, обязав администрацию Александровского сельского поселения Ейского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем создания на территории Александровского сельского поселения Ейского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Иск Ейского межрайонного прокурора - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Александровского сельского поселения Ейского района, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, обязав администрацию Александровского сельского поселения Ейского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем создания на территории Александровского сельского поселения Ейского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Краснодарский краевой суд. Председательствующий