Решение по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Камышеватского сельского поселения.



      К делу № 2-345/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2012 г.                                                    г. Ейск

Ейский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грунского С.П.,

при секретаре Кукса Е.И.,

с участием прокурора Лобашовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Камышеватского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями,

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства.

Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно- эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест погребения на территории Камышеватского сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее- Закон № 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарнымии экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

При проверке установлено, что деятельность на местах погребения Камышеватского сельского поселения осуществляется с нарушением санитарных требований.

Так, при проверке территории кладбища Камышеватского сельского поселения установлено следующее.

В нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее- СанПиН 2.1.2882-11) на территории кладбища водоснабжение, теплоэлектроснабжение отсутствует.

В нарушение п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников.

В нарушение п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11, п. 10 «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 983-72, два туалета, имеющиеся на территории кладбища, находятся в неудовлетворительном санитарно- техническом состоянии, стены, пол не имеют гладкого покрытия, устройство пола не обеспечивает сток жидкости.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 8-ФЗ при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Частью 2 ст. 9 Закона N 8-ФЗ установлено, что указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Однако, в нарушение данных требований администрацией Камышеватского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, обязанности по осуществлению погребения умерших выполняет рабочий.

Бездействие администрации Камышеватского сельского поселения Ейского района нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ слежит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

Помощник Ейского межрайонного прокурора Лобашова Е.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Заинтересованное лицо - администрация Камышеватского сельского поселения, представитель по доверенности Чебышева В.П. - заявленные требования признает в полном объеме.

Выслушав помощника прокурора, представителя администрации Камышеватского сельского поселения, исследовав представленные в деле доказательства, суд находит заявленные требования прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее- Закон № 666-КЗ) каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Закона № 666- КЗ формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения утверждаются органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно - эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест погребения на территории Камышеватского сельского поселения. В ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной форме.

Согласно ч. 3 ст. 25.1 Закона № 666- КЗ книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения.

В нарушение данных требований формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения в Камышеватском сельском поселении не утверждены и не используются.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ст. 25.2 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» обязанность по содержанию и благоустройству кладбищ, а также по содержанию неблагоустроенных (брошенных) могил возлагается на органы местного самоуправления.

Согласно вышеуказанным нормам закона обязанность по организации и содержанию мест захоронения умерших граждан на территории Камышеватского сельского поселения лежит на администрации поселения.

Невыполнение требований к содержанию мест погребения, организации погребения влечет нарушение, гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, права граждан на благоприятную окружающую среду, права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также гарантированного ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» права граждан на оказание на безвозмездной основе услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела, что является основанием для предъявления прокурором заявления в суд в интересах неопределенного круга лиц.

На основании ст. 39 ГПК РФ признание заявленных требований - администрацией Камышеватского сельского поселения - судом принимается, так как эти действия не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Камышеватского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями.

Обязать администрацию Камышеватского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории Камышеватского сельского поселения, а именно: установить водоснабжение, теплоэлектроснабжение, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников; туалеты, имеющиеся на территории кладбища, привести в соответствие с санитарными требованиями п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п. 10 «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 983-72, стены, пол покрыть гладким покрытием, произвести работы по устройству пола, обеспечивающего сток жидкости.

Обязать администрацию Камышеватского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с возложением на нее обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Обязать администрацию Камышеватского сельского поселения утвердить формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения, а также завести и использовать данные документы.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий