решение по заявлению Ейского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя



К делу №2-276/2012 г.

     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2012 г. г. Ейск Ейский районный суд Краснодарского края

в составе председательствующего Панченко С.Л.,

с участием прокурора Лобашовой Е.А.,

при секретаре Хмара С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к заинтересованным лицам – Ейскому межрайонному отделу судебных приставов Управления судебных приставов по Краснодарскому краю, администрации Копанского сельского поселения Ейского района о признании бездействия судебного пристава - исполнителя незаконным и обязании осуществить меры по принудительному исполнению и ликвидации свалки,

УСТАНОВИЛ:

Ейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ейского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Чигрина Д.В., выразившееся в непринятии мер по принудительному исполнению требований исполнительного листа от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 г. Ейским районным судом об обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 1 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её надлежащему узаконению, на основании которого 11.01.2009 г. возбуждено исполнительное производство , обязать Ейский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю осуществить все предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, в том числе статьей 105 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», меры по принудительному исполнению требований исполнительного листа г. от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 Ейский районным судом, обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 01 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её ненадлежащему узаконению на основании которого ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство г.

В обоснование своих требований указывает, что Ейской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об исполнительном производстве при исполнении решений суда по искам прокурора в деятельности Ейского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю. 11.01.2009 г. судебным приставом-исполнителем Чигриным Д.В. было возбуждено исполнительное производство г. на основании исполнительного листа г. от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 Ейским районным судом об обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 1 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её надлежащему узаконению по которому должником является администрация Копанского сельского поселения. По информации сельского поселения от 22.03.2012 г. свалка ликвидирована, а также принимаются меры по недопущению ее образования вновь.

Однако, в ходе прокурорской проверки, проведенной в марте 2012 г. установлено, что требования указанного исполнительного документа не исполнены, свалка не ликвидирована, то есть принимаемые к исполнению решения суда меры являются недостаточными. Бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнению решений суда, вынесенных по искам прокурора, дискредитирует авторитет правоохранительной и судебной системы, поскольку решение суда, остающееся на протяжении длительного времени без исполнения, является формальностью, а не актом, вынесенным от имени Российской Федерации, в целях восстановления законности, устранения нарушений прав граждан, в том числе конституционных. Бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнению требований указанного исполнительного документа о ликвидации свалки влечет несоблюдение, гарантированного ст.42 Конституции РФ, прав граждан на благоприятную среду.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Судебный пристав-исполнитель Чигрин Д.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что работа по исполнению решения суда им проводится, главами администраций ему предоставляются документы подтверждающие проведение каких-либо мероприятий по ликвидации свалки. Просил в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании глава администрации Копанского сельского поселения Ейского района Козицкая Т.А. возражала против заявленных требований, пояснила, что работы по ликвидации свалки им проводятся по мере поступления денежных средств, исполнение решения суда контролировалось судебным приставом-исполнителем Чигриным Д.В..

Суд, выслушав мнение прокурора, судебного пристава- исполнителя, главу сельского поселения, исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что проверкой, проведенной Ейской межрайонной прокуратурой в сфере соблюдения законодательства об исполнительном производстве при исполнении решений суда по искам прокурора в деятельности Ейского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, было установлено, что 11.01.2009 г. судебным приставом-исполнителем Чигриным Д.В. было возбуждено исполнительное производство г. на основании исполнительного листа от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 Ейским районным судом об обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 1 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её надлежащему узаконению по которому должником является администрация Копанского сельского поселения (л.д.7).

По информации Копанского сельского поселения от 22.03.2012 г., свалка ликвидирована и принимаются меры по недопущению ее образования вновь (л.д.16).

В соответствие с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 N 410-ФЗ) «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 ст. 105 Закона установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 18.07.2011 г. N 226-ФЗ) «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.

В судебном заседании установлено, что в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом- исполнителем совершены следующие исполнительные действия: 19.01.2009 г. главе администрации Копанского сельского поселения объявлено предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда (л.д.8).

14.09.2009 г. судебным приставом- исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, в соответствии с которым установлено неисполнение требований исполнительного документа в полном объеме (л.д.15).

15.09.2009г. было вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 22.09.2009г. (л.д.14).

Определением Ейского районного суда от 5.11.2009г. было удовлетворено заявление главы администрации Копанского сельского поселения и предоставлена отсрочка исполнения решения Ейского районного суда от 12.05.2008г. и суд обязал администрацию Копанского сельского поселения и администрацию МО Ейский район принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её надлежащему узаконению в срок до 1 октября 2010 года.

5.10.2010 года судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Копанского сельского поселения в связи с неисполнением требований исполнительного документа (л.д.10).

6.12.2010 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 16.12.2010г. (л.д.9).

13.12.2010 года главе администрации Копанского сельского поселения повторно объявлено предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда (л.д.11).

Однако, другие обязательные исполнительные действия по данному исполнительному производству судебным приставом - исполнителем после декабря 2010 г. в нарушение ст. 105 Закона не совершались: новый срок для исполнения не устанавливался, меры по привлечению должника к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ не принимались, несмотря на то, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.

Доводы заинтересованных лиц о том, что работа по ликвидации свалки проводится, суд не может принять во внимание, поскольку судебным приставом-исполнителем какие-либо действия по исполнению решения суда не предпринимаются и фиксация принятых должниками мер не проводится.

Согласно ст. 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебным приставом-исполнителем должны быть приняты все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В нарушение ч. 1 ст. 36 Закона по указанному исполнительному производству требования исполнительного документа остаются неисполненными в течение трех с половиной лет.

С учетом изложенного, предусмотренные Законом меры по своевременному, полному и правильному исполнению указанного исполнительного документа не приняты.

В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Принимая решение по делу суд учитывает, что бездействие судебного пристава - исполнителя по исполнению требований указанного исполнительного документа о ликвидации свалки влечет несоблюдение, гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, права граждан на благоприятную окружающую среду, что и явилось основанием для предъявления прокурором заявления в суд в интересах неопределенного круга лиц.

На основании ч.1 ст.441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В соответствии ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ейского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Чигрина Д.В., выразившееся в непринятии мер по принудительному исполнению требований исполнительного листа от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 г. Ейским районным судом об обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 1 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её надлежащему узаконению, на основании которого 11.01.2009 г. возбуждено исполнительное производство г. и обязать Ейский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю осуществить все предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, в том числе статьей 105 Федерального закона от 2.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», меры по принудительному исполнению требований исполнительного листа г. от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 г. Ейский районным судом об обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 01 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её ненадлежащему узаконению на основании которого 11.01.2009 г. возбуждено исполнительное производство г..

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, судья    

    

Р Е Ш И Л:

    Заявление Ейского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ейского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Чигрина Д.В., выразившееся в непринятии мер по принудительному исполнению требований исполнительного листа г. от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 Ейским районным судом об обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 1 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её надлежащему узаконению, на основании которого 11.01.2009 г. возбуждено исполнительное производство №3/34/6324/10/2009 г. и обязать Ейский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю осуществить все предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, в том числе статьей 105 Федерального закона от 2.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», меры по принудительному исполнению требований исполнительного листа г. от 12.05.2008 г., выданного 15.12.2008 Ейский районным судом обязании администрации Копанского сельского поселения и МО Ейский район в срок до 01 октября 2008 г. принять меры по ликвидации свалки и благоустройству занятой ею территории или её ненадлежащему узаконению на основании которого 11.01.2009 г. возбуждено исполнительное производство №3/34/6324/10/2009 г..

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Краснодарский краевой суд.

Председательствующий