решение по заявлению Ейского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Копанского сельского поселения и обязании устранить допущенные нарушения



К делу №2-346/2012 г.

РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2012 г.                                                                    г. Ейск          Ейский районный суд                                  Краснодарского края

в составе председательствующего Панченко С.Л.,

с участием прокурора Лобашовой Е.А.,

при секретаре Хмара С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора к заинтересованному лицу - администрации Копанского сельского поселения Ейского района о признании незаконным бездействия администрации Копанского сельского поселения Ейского района и обязании устранить допущенные нарушения санитарных требований,

УСТАНОВИЛ:

    Ейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие Признать незаконным бездействие администрации Копанского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями; обязать администрацию Копанского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории Копанского сельского поселения, а именно: установить теплоэлектроснабжение, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников; туалет, имеющийся на территории кладбища, привести в соответствие с санитарными требованиями п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п. 10 «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 983-72, стены, пол покрыть гладким покрытием, произвести работы по устройству пола, обеспечивающего сток жидкости; устранить нарушение п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части установления санитарно- защитной зоны от кладбища до ближайшей жилой застройки Копанского сельского поселения не менее 50 м; обязать администрацию Копанского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с возложением на нее обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; обязать администрацию Копанского сельского поселения утвердить формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения, а также завести и использовать данные документы. В обоснование заявления указывает, что проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест погребения на территории Копанского сельского поселения установлено, что деятельность на местах погребения Копанского сельского поселения осуществляется с нарушением санитарных требований, а именно: в нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее- СанПиН 2.1.2882-11) на территории кладбища теплоэлектроснабжение отсутствует; в нарушение п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на территории кладбища отсутствуют урны для сбо.ра мусора и площадки для мусоросборников; в нарушение п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11, п. 10 «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 983-72, туалет, имеющийся на территории кладбища, находятся в неудовлетворительном санитарно- техническом состоянии, стены, пол не имеют гладкого покрытия, устройство пола не обеспечивает сток жидкости; в нарушение п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11, п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» кладбище расположено в селитебной зоне на расстоянии 25-30 метров от жилой застройки, несмотря на то, что ориентировочная санитарно- защитная зона для сельского кладбища, относящегося к пятому классу защиты, должна составлять 50 м. Кроме того, администрацией Копанского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, обязанности по осуществлению погребения умерших выполняет рабочий, а также формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения в Копанском сельском поселении не утверждены и не используются. Обязанность по организации и содержанию мест захоронения умерших граждан на территории Копанского сельского поселения лежит на администрации поселения.

      В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований, просит обязать администрацию Копанского сельского поселения устранить имеющиеся нарушения.

Глава администрации Копанского сельского поселения Козицкая Т.А. возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснила, что в целях сбора и вывоза мусора с территории станичного кладбища заключен договор с МУП «Коммунальщик Ейского района», вывоз мусора осуществляется согласно утвержденному графику, на территории кладбища имеется туалет, территория кладбища освещена. Считает, что создавать на территории поселения специализированную службу нецелесообразно, так как в год в происходит до 60 захоронений. В настоящее время в поселении разработан генеральный план, который находится на согласовании в соответствующих службах, согласно которому предусмотрен перенос станичного кладбища за пределы населенного пункта.

      Суд, выслушав мнение прокурора, главу администрации Копанского сельского поселения, исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

       В судебном заседании установлено, что проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест погребения на территории Копанского сельского поселения установлено, что деятельность на местах погребения Копанского сельского поселения осуществляется с нарушением санитарных требований, а именно: в нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее- СанПиН 2.1.2882-11) на территории кладбища теплоэлектроснабжение отсутствует; в нарушение п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на территории кладбища отсутствуют урны для сбо.ра мусора и площадки для мусоросборников; в нарушение п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11, п. 10 «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 983-72, туалет, имеющийся на территории кладбища, находятся в неудовлетворительном санитарно- техническом состоянии, стены, пол не имеют гладкого покрытия, устройство пола не обеспечивает сток жидкости; в нарушение п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11, п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» кладбище расположено в селитебной зоне на расстоянии 25-30 метров от жилой застройки, несмотря на то, что ориентировочная санитарно- защитная зона для сельского кладбища, относящегося к пятому классу защиты, должна составлять 50 м (л.д.6-8).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

     Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 8-ФЗ при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

     В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

      В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

     Частью 2 ст. 9 Закона N 8-ФЗ установлено, что указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

    В силу части 3 ст. 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

    Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

     Однако, в нарушение данных требований администрацией Копанского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, обязанности по осуществлению погребения умерших выполняет рабочий.

    В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее- Закон № 666-КЗ) каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения.

     В силу ч. 2 ст. 25.1 Закона № 666- КЗ формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения утверждаются органами местного самоуправления.

      Согласно ч. 3 ст. 25.1 Закона № 666- КЗ книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения.

      Однако, в нарушение данных требований формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения в Копанском сельском поселении не утверждены и не используются.

     В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

    Согласно ст. 25.2 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» обязанность по содержанию и благоустройству кладбищ, а также по содержанию неблагоустроенных (брошенных) могил возлагается на органы местного самоуправления.

     Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что невыполнение требований к содержанию мест погребения, организации погребения влечет нарушение, гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, права граждан на благоприятную окружающую среду, права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

     Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Копанского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями, обязать администрацию Копанского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории Копанского сельского поселения, а именно: установить теплоэлектроснабжение, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников; туалет, имеющийся на территории кладбища, привести в соответствие с санитарными требованиями п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п. 10 «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 983-72, стены, пол покрыть гладким покрытием, произвести работы по устройству пола, обеспечивающего сток жидкости; устранить нарушение п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части установления санитарно- защитной зоны от кладбища до ближайшей жилой застройки Копанского сельского поселения не менее 50 м, обязать администрацию Копанского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с возложением на нее обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», обязать администрацию Копанского сельского поселения утвердить формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения, а также завести и использовать данные документы.

            Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Иск Ейского межрайонного прокурора - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Копанского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями.

Обязать администрацию Копанского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории Копанского сельского поселения, а именно: установить теплоэлектроснабжение, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников; туалет, имеющийся на территории кладбища, привести в соответствие с санитарными требованиями п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п. 10 «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N 983-72, стены, пол покрыть гладким покрытием, произвести работы по устройству пола, обеспечивающего сток жидкости; устранить нарушение п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части установления санитарно- защитной зоны от кладбища до ближайшей жилой застройки Копанского сельского поселения не менее 50 м.

Обязать администрацию Копанского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с возложением на нее обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Обязать администрацию Копанского сельского поселения утвердить формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения, а также завести и использовать данные документы.

      Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Краснодарский краевой суд.

Председательствующий