решение по заявлению Ейского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Александровского сельского поселения Ейского района



К делу №2-387/2012 г.

     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июня 2012 г. г. Ейск Ейский районный суд Краснодарского края

в составе председательствующего Панченко С.Л.,

с участием прокурора Лобашовой Е.А.,

при секретаре Хмара С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора к заинтересованному лицу – администрации Александровского сельского поселения Ейского района о признании незаконным бездействия администрации Александровского сельского поселения Ейского района и обязании устранить допущенные нарушения санитарных требований,

УСТАНОВИЛ:

Ейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Александровского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями; обязать администрацию Александровского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории ... сельского поселения, а именно: установить теплоэлектроснабжение, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием; устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории ... сельского поселения, а именно: установить водоснабжение, теплоэлектроснабжение, площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием; создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с возложением на нее обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; утвердить образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения, а также завести и использовать данную книгу. Обязанность по организации и содержанию мест захоронения умерших граждан на территории Александровского сельского поселения лежит на администрации поселения.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований, просит обязать администрацию Александровского сельского поселения устранить имеющиеся нарушения.

Глава администрации Александровского сельского поселения Дорошенко С.А. возражала против удовлетворения требований прокурора.

Суд, выслушав мнение прокурора, главу администрации Александровского сельского поселения, исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест погребения на территории Копанского сельского поселения установлено, что деятельность на местах погребения Копанского сельского поселения осуществляется с нарушением санитарных требований, а именно: в нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее- СанПиН 2.1.2882-11) на территории кладбища теплоэлектроснабжение отсутствует; в нарушение п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 отсутствуют урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием; при проверке территории кладбища ... сельского поселения установлено следующее; в нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее- СанПиН 2.1.2882-11) на территории кладбища водоснабжение, теплоэлектроснабжение отсутствует; в нарушение п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 отсутствуют площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием (л.д.6-8).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 8-ФЗ при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Частью 2 ст. 9 Закона N 8-ФЗ установлено, что указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В силу части 3 ст. 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Однако, в нарушение данных требований администрацией Александровского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.2 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее- Закон № 666-КЗ) монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения.

В силу ч. 3 ст. 18.2 Закона № 666-КЗ уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения.

Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений

Согласно ч. 4 Закона № 666-КЗ образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления.

Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.

Однако, в нарушение данных требований образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения не утверждены и не используются в Александровском сельском поселении.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ст. 25.2 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» обязанность по содержанию и благоустройству кладбищ, а также по содержанию неблагоустроенных (брошенных) могил возлагается на органы местного самоуправления.

Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что невыполнение требований к содержанию мест погребения, организации погребения влечет нарушение, гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, права граждан на благоприятную окружающую среду, права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Алексанлровского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями; обязать администрацию Александровского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории ... сельского поселения, а именно: установить теплоэлектроснабжение, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием; обязать администрацию Александровского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории ... сельского поселения, а именно: установить водоснабжение, теплоэлектроснабжение, площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием; обязать администрацию Александровского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с возложением на нее обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; обязать администрацию Александровского сельского поселения утвердить образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения, а также завести и использовать данную книгу.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, судья    

    

Р Е Ш И Л:

    Иск Ейского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Александровского сельского поселения Ейского района по надлежащей организации содержания мест захоронения в соответствии с законодательством о погребении и похоронном деле, санитарными требованиями.

Обязать администрацию Александровского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории ... сельского поселения, а именно: установить теплоэлектроснабжение, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием.

Обязать администрацию Александровского сельского поселения устранить допущенные нарушения санитарных требований в отношении кладбища, находящегося на территории ... сельского поселения, а именно: установить водоснабжение, теплоэлектроснабжение, площадки для мусоросборников с асфальтовым или бетонным покрытием.

Обязать администрацию Александровского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела с возложением на нее обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Обязать администрацию Александровского сельского поселения утвердить образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения, а также завести и использовать данную книгу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Краснодарский краевой суд.

Председательствующий