к делу № 1-2/11
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года гор. Ейск
Ейский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего, судьи Ейского городского суда Охрименко М.Г.,
при секретаре Юхно Ю.А.,
с участием государственного обвинителя, помощника Ейского межрайонного прокурора Курбатовой Н.Ю.,
адвоката Шаповалова С.В., предъявившего удостоверение № 3422 и ордер № 496101,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Рыхлевского Николая Николаевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, русского, <данные изъяты>, проживающего в <адрес>, с высшим образованием, женат, один малолетний ребенок 2000 года рождения, технического советника ОАО «Ейский морской порт», не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 216 УК РФ,-
У С Т А Н О В И Л:
Подсудимый Рыхлевский Н.Н. нарушил правила безопасности при ведении иных работ, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть двух лиц при следующих обстоятельствах.
На балансе ОАО «Ейский морской порт» находился портальный кран «Ганц» 16/27,5 № (заводской номер № 281). Кран портальный электрический, полноповоротный, грейферный на четырехопорном портале с сочлененной уравновешенной стрелой с жесткой оттяжкой, изготовлен в 1986 году на Венгерском судо - и краностроительном заводе р. Венгрия г. Будапешт. Кран предназначен для перегрузки навалочных и штучных грузов в морских и речных портах. 15.06.2001 года кран смонтирован на тыловом пути восточного причала ОАО «Ейский морской порт». 28.06.2001 кран зарегистрирован в Госгортехнадзоре России под номером 14556 к. Портальный кран «Ганц», принадлежит ОАО «Ейский морской порт». 04.09.2009 г. ООО «ЭКЦ «Дидал» в ходе экспертного исследования признан находящимся в исправном состоянии, соответствующим требованиям промышленной безопасности и допущен к продолжению эксплуатации на установленных параметрах в течение двух лет. Проведенным 20.03.2008 г. комплексным обследованием ООО «ЭКЦ «Дидал» наземного кранового пути восточного тылового причала портального крана заводской № 281, эксплуатация объекта признана допустимой, следующее обследование определено провести не позднее марта 2011 года. 06.10.2009 года в портальном кране «Ганц» проявилась неисправность: сломался подпятник. В связи с этим кран выведен на ремонт.
Согласно договору № 12 от 15.01.2007 года на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении государственное учреждение «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязан обеспечивать ОАО «Ейский морской порт» специализированной гидрометеорологической информацией по запросу ОАО «Ейский морской порт». Согласно справке начальника государственного учреждения «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» морской гидрометеорологической станции г. Ейск от 08.10.2009 г., 07.10.2009 года в 10 часов был ветер северовосточного направления со скоростью 3-7 метров в секунду, включая порывы, в 13 часов был ветер восточного направления со скоростью 4-8 метров в секунду, включая порывы.
Согласно трудовому договору № 79 от 24.11.2003 года, ФИО5 принят на должность слесаря по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт». Согласно трудовому договору № 141 от 01.07.2004 года, ФИО6 принят на должность слесаря по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт». Согласно трудовому договору № 74 от 17.10.2003 года, ФИО7 принят на должность электрогазосварщика ОАО «Ейский морской порт». Согласно трудовому договору № 69 от 01.07.2004 года, ФИО8 принят на должность слесаря по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт». Согласно трудовому договору № 62 от 05.11.2004 года, ФИО9 принят на должность слесаря по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт». Согласно трудовому договору № 146 от 01.07.2004 года, ФИО10 принят на должность слесаря по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт».
Согласно трудовому договору № 125 от 01.07.2004 года, Рыхлевский Н.Н. принят на должность инженера отдела механизации ОАО «Ейский морской порт». Согласно п. 5, 7, 11 приказу генерального директора ОАО «Ейский морской порт» № 100 от 25.04.2009 года «Об организации технической эксплуатации и надзора за перегрузочной техникой, съемными грузозахватными приспособлениями, малой механизации, энергохозяйством связи и портовыми сооружениями», в целях организации должного технического надзора и обеспечения безопасной эксплуатации перегрузочной техники, съемных грузозахватных приспособлений ответственным за содержание в исправном стоянии перегрузочных машин, съемных грузозахватных органов, приспособлений и тары, а также проведение регулярных технических осмотров крановых путей назначен инженер механизации Рыхлевский Н.Н., за ним закреплены портальные краны «Ганц», он назначен ответственным за безопасное производство работ при ремонте, монтаже и демонтаже деталей, узлов и механизмов перегрузочной техники по механической части. Согласно п.1.1 ч.1, п.2.6 ч.2, п.3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района, утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г., инженер-механизатор в своей работе руководствуется правилами технической эксплуатации и ремонта портовых перегрузочных машин. Инженер обязан осуществлять вывод и ремонт грузоподъемных машин, контролировать безопасность проведения монтажных и демонтажных работ, выполняемых силами и средствами порта. Инженер должен знать правила технической эксплуатации и ремонта перегрузочных машин, их устройство, назначение, конструктивные особенности и режимы работы, организацию и технологию ремонтных работ, методы монтажа, регулировки и наладки перегрузочного оборудования.
Согласно п. 9.3.22 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00 техническое обслуживание и ремонт кранов, в том числе отработавших нормативный срок службы, а также ремонт и рихтовка крановых путей должны производиться в соответствии с руководствами по эксплуатации кранов и другими нормативными документами в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта. Владелец кранов обязан обеспечить проведение указанных работ в соответствии с графиком и своевременное устранение выявленных неисправностей. Согласно технической документации к потальному крану грузоподъемностью 16/27,5 т. Венгерского судо - и краностроительного завода г. Будапешт, замена подпятника производится согласно следующему алгоритму. Поворотная часть крана устанавливается в направлении подкранового пути таким образом, чтобы стрела стояла параллельно с подкрановым путем, а два цапфовых резьбовых шпинделя (они предотвращают возможность опрокидывания поворотной части крана) и их гнезда расположились бы друг над другом. Резьбовые шпинделя поворачиваются до упора таким образом, чтобы цапфенные концы шпинделей входили в гнездо, потом с помощью маховиков у обоих механизмов поворота тщательно нажимают тормоза. Краном поднимается только ненагруженный крюковой механизм. Стрела устанавливается в положение минимального вылета. В положении минимального вылета поворотная часть крана будет тяжелей в хвостовой части, то есть задние опорные катки, противоположные стреле, устанавливаются на круговой рельс, и, по крайней мере, один из передних опорных катков станет свободно поворачиваемым. После этого стрела небольшими шагами устанавливается в направлении максимального вылета до такого положения, когда раньше поворачиваемый передний каток уже нельзя поворачивать ручным усилием. В этом положении поворотная часть крана уравновешена и на подпятник не влияет боковое усилие. Целесообразно повторить вышеуказанную операцию вблизи от уравновешенного состояния, и таким образом многократно проверить точное положение уравновешивания. Уравновешивание или разборку подпятника можно проводить только в безветренную погоду. Два гидравлических домкрата грузоподъемностью 100 т устанавливаются на портал. Нижние и верхние зажимные болты подпятника удаляются. После этого можно начинать равномерный подъем башни с помощью гидравлического домкрата. При подъеме, при поворачивании резьбовых шпинделей, находящихся на поворотной башне, они всегда должны доходить до дна гнезда цапфы. Поворотная часть поднимается на высоту 70-80 мм в отношении к эксплуатационному положению. Запрещается подъем башни выше 80 мм. При подъеме необходимо постоянно проверять вертикальное положение опорных катков по отношению к круговому рельсу. После подъема поворотной части отливки отжимаются из пригоночных дисков с помощью болтов, ввинченных в резьбовые отверстия, находящиеся на кромке верхней и нижней отливок подпятника. Перед выемкой необходимо обозначать верхнюю и нижнюю часть, а также наклонные установочные подкладки с приваренными пригоночными дисками (они устанавливаются на заводе изготовителе). Если пригнанные кромки подпятника выступают из отверстия пригоночных соединенных дисков, подшипниковая система удаляется в горизонтальном направлении с помощью соответствующих стальных балок и подпирающих деревянных блоков. Таким образом, можно проводить необходимые операции на вытянутом подпятнике: осмотр и при необходимости замена подшипника. Подшипниковую систему можно вынимать из крана только на короткое время для предотвращения разрушений крана из-за возможных неожиданных ветровых нагрузок. Сборка подпятника производится в обратном по отношению к разборке порядке.
06.10.2009 года около 07 часов 20 минут на территории тылового пути восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт», инженер ОАО «Ейский морской порт» Рыхлевский Н.Н. в составе бригады слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт» ФИО9, ФИО10, ФИО5 и <данные изъяты> и докера-механизатора ОАО «Ейский морской порт» ФИО11 осуществляли подготовительные работы по замене подпятника портального крана «Ганц».
Во время подготовительных работ инженер Рыхлевский Н.Н., действуя с преступной небрежностью, в нарушение п. 9.3.22 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п. 1.1 4.1, п.2.6 ч.2, п.3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района, утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г., и абз. 2,3,5 п. 2.07.08. 2 тома технической документации к портальному крану г/п 16/27,5 т Венгерского судо-и краностроительного завода г. Будапешт, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий в виде обрушения портального крана, причинения вреда здоровью и смерти работников ОАО «Ейский морской порт», стал уравновешивать поворотную часть портального крана путем дачи указаний слесарю ФИО10 о необходимости измерения расстояния центровки поворотной части крана 11 шагами от центра подпятника вдоль кранового пути по направлению стрелы и указаний докеру ФИО11 о необходимости установки стрелы крана вдоль кранового пути, чтобы крюковая подвеска располагалась над головой слесаря ФИО10 При этом, не затянув вручную тормоза механизмов поворота крана, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление общественно опасных последствий. 07.10.2009 года около 7 часов 30 минут на территории тылового пути восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт», при наличии ветра северо-восточного направления со скоростью 3-7 метров в секунду, включая порывы, инженер ОАО «Ейский морской порт» Рыхлевский Н.Н. в составе бригады слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт» ФИО9, ФИО10, Колесникова А.А., ФИО8, ФИО6 и электрогазосварщика ОАО «Ейский морской порт» ФИО7 приступили к выполнению работы по замене неисправного подпятника портального крана «Ганц». Инженер Рыхлевский Н.Н., действуя с преступной небрежностью, в нарушение п. 9.3.22 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п. 1.1 ч.1, п.2.6 ч.2, п.3.5 ч.3, п.4.2, 4.3 ч.4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района, утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г., и абз. 2,3,5 п. 2.07.08. 2 тома технической документации к портальному крану, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий в виде обрушения крана, причинения вреда здоровью и смерти работникам ОАО «Ейский морской порт», при погодных условиях, не позволяющих проводить безопасную работу по замене подпятника, поднялся с бригадой слесарей на первую площадку портального крана и дал указание приступить к последовательной замене подпятника портального крана. После чего, слесари по указанию Рыхлевского Н.Н. установили гидравлические домкраты на специально предназначенные для этого площадки, имеющиеся на ригеле портала, и выкрутили резьбовые шпинделя до их упора в гнездо опорных втулок, демонтировали оставшиеся крепежные болты. После чего приступили к подъему поворотной части крана (башни), при появлении зазора между верхним фланцем подпятника и опорным фланцем поворотной части крана подъем башни прекратили. Попытались отжать подпятник при помощи отжимных болтов, установленных в специально предназначенные для этого резьбовые отверстия нижнего фланца подпятника, болты не касались опорной части фланца нижнего ригеля, в связи с чем, отжать подпятник не удалось. Инженер Рыхлевский Н.Н., продолжая действовать с преступной небрежностью, не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление общественно опасных последствий, в нарушение п. 9.3.22 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п.1.1 ч.1, п.2.6 ч.2, п.3.5 ч.3, п.4.2, 4.3 4.4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района, утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г., и абз. 2,3,5 п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану дал указание приварить три уголка (два со стороны стрелы и один со стороны противовеса) каждый из которых одним концом к нижнему фланцу подпятника, а другим к нижней части башни. После этого слесаря по указанию Рыхлевского Н.Н продолжили подъем домкратами поворотной части крана (башни) с подпятником. В результате чего поворотную часть крана (башню), в нарушение п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану подняли свыше 80 мм. В 11 часов 30 минут на территории тылового пути восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт», нарушения, допущенные инженером Рыхлевским Н.Н., при уравновешивании поворотной части крана, производства работы при наличии ветровых нагрузок, выдавливание пoдпятникa c помошью приваривания металлических уголков и поднятия поворотной части крана (башни) свыше допустимой величины (более 80 мм.) привели к обрушению и падению портального крана «Ганц». В результате нарушения правил безопасности при ведении иных работ (ремонтных работ) - замене подпятника портального крана «Ганц» инженером ОАО «Ейский морской порт» Рыхлевским Н.Н., повлекших обрушение крана, слесарю по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт» ФИО5 причинена смерть.
Причиной смерти ФИО5 стала сочетанная травма головы, шеи, грудной клетки, сопровождающаяся кровоподтеками на веках обоих глаз, ушибленной раной левой надбровной области слева, ссадинами лобной области, ссадинами в скуловой области слева, в околоушной области слева, в левой височной области, оскольчатыми переломами свода и основания черепа, компрессионный перелом 2-го шейного позвонка с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани, множественными переломами ребер по нескольким анатомическим линиям слева с 1 по 10 по околопозвоночной, справа с 2 по 6 по околопозвоночной линии сгибательные, 2,3,4 по заднее-подмышечной линии разгибательные, компрессионный перелом 4-го грудного позвонка с кровоизлиянием в околопочечную клетчатку. Непосредственная причина смерти грубое анатомическое разрушение черепа.
Электрогазосварщику ОАО «Ейский морской порт» ФИО7 причинена смерть. Причиной смерти ФИО7 стала сочетанная тупая травма головы, грудной клетки, верхних и нижних конечностей в виде открытой черепно-мозговой травмы, ссадин на лице, обширной рвано-ушибленной раны волосистой части головы, оскольчатого перелома свода и основания черепа, разрушения и экстракции головного мозга из полости черепа, оскольчатого перелома горизонтальной ветви нижней челюсти справа, закрытой тупой травмы грудной клетки, множественных переломов ребер по нескольким анатомическим линиям – справа двойные переломы с 1 по 6 по средне-ключичной и лопаточной линии, слева с 1 по 10 по задне-подмышечной линии, разрыва межреберных мышц слева в 5,6,7,8 межреберьях по подмышечным линиям, множественных разрывов ткани обоих легких, междолевого разрыва правого легкого, закрытого оскольчатого перелома правой плечевой кости в средней трети с кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, ссадины области правого плечевого сустава и плеча, открытого косо-поперечного оскольчатого перелома правой бедренной кости в средней трети, с кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, обширной рвано-ушибленной раны правого бедра. Непосредственная причина смерти грубое анатомическое разрушение черепа. Слесарю по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации в ОАО «Ейский морской порт» ФИО8 причинен неполный травматический отрыв правой нижней конечности на уровне правого коленного сустава с полным отрывом подколенной артерии, размозжение правой голени, травматический шок 3 степени, что привело к ампутации правой нижней конечности на уровне средней трети бедра. Данные повреждения расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку потери органа. Слесарю по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации в ОАО «Ейский морской порт» ФИО10 причинены телесные повреждения в виде тяжелой сочетанной травмы, вывих правого бедра с переломом переднего края вертлужной впадины без смешения, тупая травма мошонки, осложнившаяся эпидидимитом, вывих левой стопы, перелом тела лопатки без смещения с отрывом акромиального отростка. Данные повреждения расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты трудоспособности не менее чем на 1/3. Слесарю по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации в ОАО «Ейский морской порт» ФИО9 причинены телесные повреждения в виде закрытого перелома шиловидного отростка правой локтевой кости со смешением, ушиб грудной клетки. Указанные телесные повреждения расцениваются как средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья на срок не более 21 дня.
Рыхлевский Н.Н. после оглашения обвинительного заключения пояснил суду, что вину свою не признает. В дальнейшем в судебном заседании не присутствовал по состоянию здоровья. Попросил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем в деле имеется подписанное им заявление. Из его показаний в ходе предварительного следствия следует, что он понимает, в чем обвиняется, однако дать показания не может, так как не помнит событий. Для него информация о том, что по его указанию для выдавливания подпятника приварили металлические уголки является шоком, так как этого делать нельзя. С 1991 года он работает в ОАО «Ейский морской порт». В должности инженера с 1998 года. Он должен был контролировать ход ремонтных работ и был ответственным лицом. Он знает, как необходимо менять подпятник на портальном кране «Ганц», так как данные крана были закреплены за ним. Он менял подпятник согласно инструкции завода изготовителя около 4 раз. Он знает, что ремонтные работы нельзя проводить в ветреную погоду. Выдавливать подпятник с нижнего ригеля портала необходимо с помощью выжимных болтов. Необходимо отцентровать кран. Уравновешивается кран с помощью движения стрелы крана и контроля поворотных катков, при уравновешенном состоянии передние поворотные катки крутиться не должны. Событий обрушения не помнит, но полагал, что следственные органы и суд установят все обстоятельства произошедшего /том 4 л.д. 207-210/.
Вина Рыхлевского Н.Н. подтверждается следующими доказательствами.
Потерпевший ФИО8 показал в судебном заседании, что работает в ОАО «Ейский морской порт» с 1993 года. 07.10.2009 года он пришел на работу и его с другими слесарями направили на ремонт крана 24. Меняли подпятник как обычно. В 11 часов 30 минут он находился на кране в той части, где находится подпятник. Смотрел наверх, затем обнаружил, что колонна движется, почувствовал, что-то ударило по ноге, затем потерял сознание. Из оглашенных пояснений потерпевшего видно, что Рыхлевский руководил работами по ремонту крана. После того, как пришел в себя, потерпевший услышал, как Рыхлевский стал охать, после чего он увидел, как поворотная часть крана стала подниматься наверх, то есть он понял, что кран стал падать. Металлическая балка попала ему по правой ноге, после чего он упал на пол. Он увидел, что на земле лежит ФИО7, которого пытался привести в чувства ФИО10. После чего приехала скорая помощь, и прибежали другие сотрудники порта. В чет причина обрушения крана – сказать не может.
Потерпевший ФИО10 показал в судебном заседании, что работает слесарем в порту с 1991 г. 07.10.2009 г. ремонтировали кран 24 как обычно. Падения крана не помнит. Причину обрушения назвать не может.
Потерпевший ФИО9 показал в судебном заседании, что работает слесарем-наладчиком порту с 2004 г. 06 октября 2009 года около 7 часов он от дежурного механика узнал, что сломался портальный кран № 24, а именно подпятник, и его собирались ремонтировать. 06.10.2009 года к портальному крану № 24 были привезены все 4 домкрата, и подняты на первую площадку. 07.10.2009 г. прошли инструктаж и стали менять подпятник. С ними был Рыхлевский, ФИО5, ФИО10, ФИО6 и ФИО8. Как и по какой причине произошло обрушение крана, не знает, полагает, что был порыв ветра.
Из оглашенных показаний потерпевшей ФИО27 следует, что ФИО5 являлся ее мужем. От совместного брака двое детей. Муж работал слесарем в ОАО «Ейский морской порт» около 5 лет. 07.10.2009 года муж ушел на работу. Около 14 часов ей по телефону сообщили, что муж погиб при обрушении портального крана /том 3 л.д. 89-91/.
Из оглашенных показаний потерпевшей ФИО12 следует, что ФИО7 являлся ее мужем, у них общий ребенок ФИО13 Муж работал газоэлектросварщиком ОАО «Ейский морской порт» около 7 лет. 07.10.2009 года муж утром около 6 часов ушел на работу. Около 08 часов позвонил и сообщил, что сегодня будет ремонтировать портальный кран. В 13 часов ей на мобильный телефон позвонила <данные изъяты> и сообщила, что муж погиб при обрушении портального крана /том 3 л.д. 77-78/.
Свидетель ФИО6 дал показания, аналогичные показаниям других потерпевших.
Свидетель ФИО11 показал, что при осмотре крана выяснили, что у подпятника 24 крана сломался подшипник и его следовало заменить. 06.10.2009 г. готовились к ремонту, а 07.10.2009 г. приступили к замене подпятника. Он не был свидетелем тому, как упал кран. Показания свидетеля были оглашены /том 1 л.д. 82-84/. Из этих показаний видно, что в должностные обязанности свидетеля входит перегрузка, разгрузка, подъем грузов на портальных кранах. 06 октября 2009 года он от механика <данные изъяты> узнал, что портальный кран № 24 сломался, у него вышел из строя подпятник. Все неисправности портальных кранов ремонтируется силами отдела механизации. 06 октября 2009 года он по указанию бригадира <данные изъяты> поднял на первую площадку портального крана № 24 4 домкрата, которые привез водитель автопогрузчика ФИО20. Около 7 часов 20 минут, он подошел к портальному крану № 24, и по указанию инженера Рыхлевского стал поворачивать кран. При повороте стрелы кран скрипел, и все сделали вывод, что сломался подпятник. На первой площадке крана находился инженер Рыхлевский и слесарь ФИО9, они наблюдали повороты крана и выявляли поломки крана. После чего ФИО10 вместе с ФИО9 вкрутили винты и зафиксировали кран. Потом Рыхлевский сообщил ФИО10, чтобы он стал по центру подпятника и сделал 11 шагов в сторону моря. После того как ФИО10 сделал 11 шагов, Рыхлевский дал ему команду, чтобы он выставил стрелу, конец стрелы векторно совпадал с местонахождением ФИО10. Он не видел, чтобы Рыхлевский что-то измерял, Рыхлевский при нем на вторую площадку не поднимался. Все эти действия необходимо было делать для отцентриовки крана, то есть для уравновешения стрел и противовесов относительно оси крана. После чего пришли электрики и обесточили кран, и подготовили кран к ремонту. На следующий день он около 7 часов пришел на причал № 5 к портальному крану № 24 в целях оказания помощи слесарям. Он стоял внизу, а пять слесарей, сварщик и механик Рыхлевский поднялись на первую площадку портального крана № 24 и начали производить ремонтные работы портального крана. Стрела остального крана была направлена в сторону моря и была выдвинута примерно на 9 метров. 7 часов 30 минут он увидел, что домкрат, который находился с левой стороны поворотного механизма, если смотреть в море, сломался. Слесари вытащи данный домкрат, и заменили его другим запасным. Он спустил сломанный домкрат на поддон, который находился на земле. Сломанный домкрат увез ФИО20 на автопогрузчике. После чего сломался еще один домкрат. Около 11 часов 30 минут он решил идти на обеденный перерыв. Вылез из кабины и пошел в машинное отделение, в целях проверки агрегатов. В это время слесаря уже подняли подпятник. Когда он повернулся лицом к море, то увидел, что поворотная часть портального крана № 24 стала опрокидываться и стрела данного крана стала падать в его сторону. Так как стрела его крана была отведена немного в сторону, то стрела крана № 24 попала на него. Стрела крана № 27 защитила его и кабину от удара. Он спустился вниз и стал оказывать помощь пострадавшим.
Свидетель ФИО14 показал, что работает в порту инженером по безопасности труда. Причину обрушения крана не может назвать. Из оглашенных в суде пояснений этого свидетеля следует /том 1 л.д. 94-96/, что в его должностные обязанности входит организационные вопросы соблюдения требований охраны труда, разработка приказов по охране труда, организация согласования раздела охраны труда в должностных инструкциях руководителей и специалистов ОАО «Ейский морской порт», проведение вводного инструктажа, надзор за проведением инструктажей в подразделениях нашей организации, изучать условия труда на рабочих местах, участие в проведении проверок и обследований зданий, сооружений, оборудования и механизмов, контроль за выдачей, использованием СИЗ, выявление нарушений требований охраны труда и предписаний по их устранению, в том числе приостановка деятельности оборудований или механизмов. Он также участвует в комиссиях по обучению, аттестации и проверке знаний требований охраны труда работников. Он подчиняется непосредственно генеральному директору Луневой М.В. Если представить иерархию лиц ответственных за соблюдение требований правил охраны труда, то она будет выглядеть следующим образом: генеральный директор ОАО «Ейский морской порт» Лунева является ответственным лицом за соблюдение требований правил техники безопасности и правил охраны труда, в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, потом следует главный инженер ФИО16 в подчиненных ему подразделениях, в том числе и в отделе механизации, следующие руководители структурных подразделений, непосредственно в отдел механизации ФИО17, и непосредственно исполнители на конкретных выделенных участках, в отделе механизации Рыхлевский Н.Н. и ФИО18 Наряду с ним работает инженер по надзору за безопасной эксплуатацией портальных кранов и механизмов ФИО19, ФИО19 выполняет техническое освидетельствование портальных кранов, осуществляет надзор за выполнением требований безопасности труда при работе на портальных кранах. Он ведет журнал водного инструктажа, в котором отмечаются сведения о прохождении вводного инструктажа работниками ОАО «Ейский морской порт», данный инструктаж проводиться один раз при приме на работу. Он ведет журнал внепланового инструктажа, согласно которого он проводит инструктаж работникам, которые нарушили требования охраны труда. При приеме человека на работу в ОАО «Ейский морской порт», например на должность слесаря по ремонту и эксплуатации перегрузочных механизмов, необходимо пройти следующий порядок инструктажей по соблюдению требований по охране труда: во-первых, претендент на должность должен пройти специальную комиссию о годности к выполнению работ на высоте, после получения данного документы, я провожу вводный инструктаж, работнику выдается личная карточка инструктажа, в которую заносят все сведения о прохождении инструктажей. Также выдается средства СИЗ, которые хранятся у работников в личных шкафчиках. Для работников, которые работают на высоте, согласно межотраслевым правилам по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ 012-2000, находящиеся на расстоянии 2 м от не огражденных перепадов по высоте 1,3 м и более выдается предохранительный пояс и страховочный канат. После инструктажа работник идет к руководителю подразделению, к начальнику отдела механизации ФИО17 ФИО17 проводит инструктаж на рабочем месте, и заносит данные сведения в журнал инструктажа на рабочем, после чего знакомит с инструкцией по охране труда, например для слесарей, потом знакомит с производственной инструкцией. ФИО17 организует обучение безопасным методам и приемам труда, сведения о данном обучении вносятся в журнал, и организует стажировку от 2 до 14 смен. После чего работника направляют на комиссии по проверке знаний требований охраны труда, его он проходит проверку, итоги проверки фиксируются в протоколах. После чего работник самостоятельно допускается к работе. В последствии работник каждый квартал проходит повторные инструктажи по охране труда, который проводит руководитель подразделений, то есть ФИО17, а также проходит ежегодные проверки знаний требований охраны труда. Электросварщик ФИО7, слесарь по ремонту обслуживания перевалочных механизмов ФИО5, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов ФИО9, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов ФИО6, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов ФИО10, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов ФИО8 прошли все инструктажи и обучения, данные работники одни из лучших работников отдела механизации, и в данном подразделении не было нарушений требований охраны труда. Инженер-механик Рыхлевский Н.Н. тоже прошел все обучения и аттестацию по знанию требований охраны труда. Он нарушений требований охраны труду у Рыхлевского не выявлял.
Свидетель ФИО20 рассказал, что не был очевидцем падения кран, т.к. в это время выполнял другое задание. Из оглашенных пояснений свидетеля /том 1 л.д. 82-84/ следует, что в его должностные обязанности входит перевозка запасных частей и инструментов на автопогрузчике по территории ОАО «Ейский морской порт». За ним закреплен автопогрузчик № 12, который может перевозить 12 тонн. Он согласно структурному подразделению подчиняется бригадиру и начальнику отдела механизации ФИО17 06 октября 2009 года около 12 часов 30 минут он от бригадира получил задание отвезти к портальному крану № 24, расположенному на 5 причале ОАО «Ейский морской порт» 4 домкрата, так как кран сломался, и его собираются ремонтировать. Он приехал в мастерскую отдела механизации, где забрал 4 домкрата, два домкрата красного цвета, и два домкрата темного цвета ближе к зеленому. Все 4 домкрата он отвез к крану № 24, где их сгрузил на землю. В это время возле крана были слесаря, там также находился крановщик ФИО11 <данные изъяты>, после чего он уехал. В этот день он также по указанию бригадира к портальному крану № 24 привез подпятник, который взял на складе. 07 октября 2009 года около 7 часов 15 минут бригадир сообщил, что необходимо отвезти газобаллонное оборудования и аппарат для сварки к крану № 24. Он взял данное оборудование возле помещения механизации и отвез его к потальному крану № 24, где оставил его возле одной из опоры портала возле контейнеров. Данное оборудование у него принимал сварщик ФИО7, у него самочувствие и настроение были нормальные, в его поведении ничего странного не заметил. В это время на площадке возле крана также были слесаря по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов. Около 8 часов 30 минут ему позвонил бригадир и сообщил, что один из домкратов сломался и его необходимо отвезти в мастерскую. Он приехал к портальному крану № 24, на земле возле крана находился бригадир и ФИО17, а на первой площадке крана находились слесаря. Он отвез данный домкрат в мастерскую и отдал его начальнику ремонтной мастерской. После 9 часов ему позвонили, и сообщили о необходимости забрать второй домкрат, который, как и первый сломался. Он приехал к портальному крану № 24, возле крана на земле находился ФИО17, слесаря были на первой площадке портального крана № 24. Второй сломанный домкрат, как и первый уже находился на поддоне, домкрат был темного цвета. Он отвез его также в мастерскую. В 10 часов 30 минут отремонтировали красный домкрат, и он отвез его к портальному крану № 24. Возле крана все также находился ФИО17, слесаря находились на первой площадке портального крана № 24, он оставил домкрат на поддоне и уехал. Он ничего подозрительного в работе бригады не видел, никаких посторонних шумов не слышал, куда была направлена стрела крана, не видел. В 11 часов 30 минут он ушел на обед, с которого вернулся в 11 часов 40 минут и находился возле помещения механизации. Он грохота не слышал, но от сварщика <данные изъяты> узнал, что-то случилось с краном № 24. Свидетель на автопогрузчике поехал к крану и увидел, что он обрушился, его стрела лежала на портальном кране № 27.
Свидетель ФИО21 рассказала, что от совместного брака с Рыхлевским двое детей. Мужа может охарактеризовать только с положительной стороны, хороший и заботливый семьянин, не имеет вредных привычек, очень сильно любит детей. Мужа после обрушения крана 07.10.2009 г. госпитализировали в реанимацию с диагнозом перелом основания черепа. Муж не приходил в сознание, находился в коме, подключенный к аппарату искусственной вентиляции легких. На 7 сутки муж стал самостоятельно дышать, и его перевели в травматологическое отделение. Муж пришел в сознание, он не смог ее опознать, не узнавал своих родственников, ему выставили диагноз амнезия вследствие черепно-мозговой травмы. Муж ничего не помнил и все время задавал вопросы, что с ним случилось, однако врачи запретили сообщать ему обстоятельства его травмирования. Она общалась с мужем, но муж не в полной мере осознавал свое положение, и что с нм случилось. До 30 октября 2010 года муж находился в травматологическом отделении, у него были нарушены функции самостоятельного движения. Он все время находился в лежачем положении и не двигался. После 30 октября 2009 года по советам врачей мужа привезли домой для дальнейшей реабилитации, его привезли домой на машине скорой помощи. Его поставили на учет, дома муж продолжал лечение, принимал назначенные лекарственные препараты, проходили обследование врачей на дому, учились снова сидеть, ходить, писать. Однако муж периодически терял сознание, были головные боли. В декабре 2009 года муж с помощью «ходунков» стал самостоятельно передвигаться по территории домовладения. Все это время муж не знал, что с ним случилось, не знал, что произошло обрушение портального крана. Муж данное событие никак не комментировал, для него это обстоятельство было шоком, про обстоятельства обрушения он ничего не помнил. После чего они стали на учет к врачу психиатру. Психиатр назначил ему лекарственные препараты, которые муж принимает до сих пор. В феврале 2010 года состояние мужа ухудшилось, и его госпитализировали в неврологическое отделение, где муж прошел курс лечения. В марте 2010 года мужа выписали на амбулаторное лечение, после чего они прошли медико-социальную экспертизу, согласно которой муж был признан инвалидом 2 группы. На данный момент он не может самостоятельно передвигаться на длительное расстояние, у него головные боли, приступы эпилепсии.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО22 следует, что в его должностные обязанности ходит ремонт и обслуживание перегрузочных механизмов, в том числе и портальных кранов. Он работает в отделе механизации. Он знает, что портальный кран № 24 находился на 5 причале. 06 октября 2009 года он от начальника отдела механизации ФИО17 узнал, что сломался портальный кран № 24, и его собирались ремонтировать. 06.10.2009 года к портальному крану № 24 были привезены все 4 домкрата, и подняты на первую площадку. Около 7 часов 20 минут, он вместе с ФИО9, ФИО10 и Рыхлевским Н.Н. подошел к портальному крану № 24, им управлял докер ФИО11. При повороте стрелы кран скрипел, и все сделали вывод, что сломался подпятник. Они все поднялись на первую площадку крана. Для фиксации крана в безопасное положение, вкручивали винты в стаканы нижнего ригеля. После чего ФИО9 вместе с ФИО10 вкрутили винты и зафиксировали кран. После этого к ним на площадку поднялся ФИО5 и принес скобы. Потом Рыхлевский вместе с Тимофеевым и ФИО11 выставлял стрелу для отцентровки крана. После чего пришли электрики и обесточили кран, и подготовили кран к ремонту. Во время работы электриков они ушли готовить инструмент для замены подпятника. После работы электриков он вместе с Тимофеевым, Рыхлевским, ФИО5 и ФИО9 поднялись на первую площадку крана № 24 и стали откручивать болты из креплений подпятника, они открутили все болты снизу и сверху подпятника, оставив по 4 болта сверху и снизу. Водитель погрузчика ФИО20 привез 4 домкрата, которые подняли на 1 площадку. После чего к ним на площадку поднялся начальник отдела механизации ФИО17, который сообщил, что необходимо за дополнительную плату поменять подпятник. ФИО17 также сообщил, что руководство просит отремонтировать подпятник сразу же в один день. Они сообщили, что они не смогут в этот день поменять подпятник, так как рано темнеет, и работа по замене подпятника была отложена до 07.10.2009 года /том 4 л.д. 53-54/.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО16 следует, что в его должностные обязанности входит организация работы подчиненных ему подразделений, а также определяет техническую политику и направления развития предприятия, дает распоряжение о выполнении конкретных ремонтных работ и контролирую выполнение его распоряжений, осуществляет контроль соблюдения правил охраны труда в подчиненных подразделений. В подчиненные ему подразделения входит отдел механизации, начальник которого ФИО17 В отделе механизации работают электросварщики, инженеры-механики, слесари по ремонту и обслуживанию перегрузочной техники, и подсобные рабочие, в данном отделе работает 31 человек. Начальник отдела ФИО17 обязан проводить плановые инструктажи по соблюдению требований техники безопасности работникам своего отдела, на рабочих местах непосредственно перед выполнением работы инструктаж проводит инженер по ремонту и обслуживанию портальных кранов Рыхлевский Н.Н. и ФИО18 Сотрудники отдела механизации работают согласно утвержденным генеральным директором графику ремонтных работ, которые утверждаются в начале года на весь календарный год. В ОАО «Ейский морской порт» имеется следующая техника, которую обслуживают работники отдела механизации: 20 портальных кранов и их навесное оборудование, для производства перегрузочных работ. Все 20 кранов принадлежат на праве собственности ОАО «Ейский морской порт», поставлены на учет в ростехнадзоре и находятся на балансе юридического лица. На каждый портальный кран имеется технический паспорт, в котором отражается технические характеристики крана, также имеется техническая документация, в которой указаны технологические схемы замены его основных частей, в том числе и подпятника. Каждый портальный кран имеет свой индивидуальный технический номер, который нанесен краской на конструкции крана, на портальном кране № 24 номер нанесен на кабине. Краны нумеруются по мере поступления, в ОАО «Ейский морской порт» имеется 29 нумераций кранов, так как 9 портальных кранов уже списаны. Портальные краны нумеруются для упрощения работы Основная задача данных кранов осуществление погрузочно-разгрузочных работ на территории ОАО «Ейский морской порт». Портальные краны могут передвигаться своим ходом по подкрановым путям электроприводом. Подкрановые пути расположены вдоль причалов № 1, № 2 и № 3, № 4, которые между собой не пересекаются, подкрановые пути, расположенные вдоль № 3 и № 4 причалов заканчивается на причале № 5 (восточном береговом откосе). Портальный кран № 24 находился на 5 причале. Подкрановые пути проверяются ежемесячно, проводиться нивелировка, результаты обследований указываются в журнале. В ходе нивелировке могут установить разницы в высоте рельса и разницу расстояний между рельсов. Данные нарушения от норм могут привести к лишнему износу оборудования или его неисправности. Портальные краны имеют различные технические характеристики, на пример, портальный кран «ГАНЗ» № 24 может поднимать груз весом до 27,5 тонн, а при максимальном вылете стрелы до 16 тонн. Каждый портальный кран имеет свой разрешенный срок эксплуатации, по истечении которого кран подлежит предъявлению уполномоченной организации, имеющей лицензию Ростехнадзора для его освидетельствования, после которого срок эксплуатации может быть продлен. Также каждый год инспектора Ростехнадзора проводят его осмотры, в случае выявления неисправностей инспектора Ростехнадзора выдают предписания, подлежащие обязательному выполнению. По каждому портальному крану ежегодно проводиться экспертиза технической безопасности, которая проводится организацией имеющей лицензию, выдаваемую Ростехнадзором. По портальным кранам проводила экспертизу ООО «ЭКЦ Дидал» г. Краснодар. Портальный кран № 24 прошел экспертизу технической безопасности. На портальных кранах работают докеры-механизаторы, которые работают посменно, о своей работе и работе портального крана докеры вносят сведения в вахтенный журнал, который храниться в кабине портального крана. Также сменный механик вносит в журнал сведения о конкретных докерах и конкретных портальных кранах, на которых они работали и время их работы. В случае появления каких-либо признаков неисправностей портальных кранов, замеченных докерами, появление посторонних шумов, скрипы и т.д. докеры делают об этом записи в вахтенном журнале и сообщают механикам. После появления признаков неисправностей портального крана работа на нем прекращается. После чего о неисправностях портального крана сообщается механику, который сообщает ФИО17, а в дальнейшем ему. Никаких документов, актов о выявленных неисправностях не составляются кроме записей в вахтовом журнале. В технической документации к портальному крану имеется технологическая схема замены подпятника, которая является обязательной для исполнения. При замене подпятника необходимо учитывать погодные условия, а именно силу ветра, за мониторинг погодных условий отвечает инженер по ремонту Рыхлевский или ФИО18. Силу ветра необходимо учитывать, так как кран при замене подпятника находиться в неустойчивом положении и может обрушиться. Журнала учета погодных условий нет, погодные условия измеряется на «глаз», или запрашивается в метеостанции, также в диспетчерской есть свой прибор для замера силы ветра -анемометр, показания которого никуда не записываются, в случае появления сильного ветра, запрашивается сведения в метеостанции. При приеме на работу каждый работник ОАО «Ейский морской порт» проходит инструктажи по технике безопасности, первичный вводный и на рабочем месте. О прохождении данных инструктажей имеются сведения в соответствующих журналах, также каждому работнику выдаются средства индивидуальной зашиты, каску, перчатки и если требуется страховочный пояс, данные сведения учитываются в личных карточках работников. СИЗ хранятся у каждого работника в индивидуальном шкафчике раздевалки. Страховочные пояса выдаются по мере необходимости. Для работников, которые работают на высоте, согласно межотраслевым правилам по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ 012-2000, находящиеся на расстоянии 2 м от не огражденных перепадов по высоте 1,3 м и более выдается предохранительный пояс и страховочный канат. До 2008 года каждый работник ОАО «Ейский морской порт» проходили медицинские освидетельствования. Ежедневный медицинский осмотр, кроме водителей, никто из работников ОАО «Ейский морской порт» не проходит. 06 октября 2009 года он на утренней планерке узнал от ФИО17, что необходимо менять подпятник на портальном кране № 24. Главный энергетик ФИО23 сообщил, что он до 07.10.2009 года подготовит кран по электрической части к ремонтным работам и обесточит его. Процесс замены подпятника происходит следующим образом: вначале с помощью изменения вылета стрелы выставляют портальный кран прямо по центру тяжести, чтобы он был уравновешен относительно своей оси, вначале стрелу берут под себя к кабине, и потом выпускают стрелу и вымеряют расстояние между катками поворотным кругом, после чего подпятник откручивается от поворотной части, к которой он крепиться болтами, после чего в специальные пазы вставляются домкраты, находящиеся в поворотной части конструкции крана винты вкручиваются в стаканы ригеля портала, который имеет глубину 1 см. Данные винты служат опорой поворотной части крана, и не позволяет ему крениться и поворачиваться в разные стороны, после чего двое человек начинают одновременно подкачивать домкраты, а других два человека вкручивают винты в стаканы ригеля, чтобы винты все время находились в стакане, после чего при появлении зазора между подпятником и поворотной части крана к винтам вставляются металлические скобы (прокладки). Данные скобы являться самодельными, и в технической документации не учтены. О применении данных скоб они узнали от коллег в г. Ростове. Данные скобы (прокладки) являются дополнительной страховкой, на тот случай если в процессе замены подпятника сломаются домкраты и стравиться давление. В этом случае поворотная часть крана будет держаться на данных прокладках и винтах. Данные прокладки мы изготовляем собственными силами из листовой стали. При прокачке домкратов пятый человек, как правило, инженер-механик с помощью штангенциркуля или линейки измеряет высоту поднятия домкратов, она не должны быть выше 8 см. Шестой человек поднимается на вторую площадку к кабине крановщика и наблюдает за поворотными катками, чтобы они не вышли из оцепления поворотной рельсы, так как это может привести к опрокидыванию крана. После поднятия домкратов на нужную высоту начинают выдавливать с помощью болтов подпятник с нижнего ригеля. После чего подпятник с помощью приспособления - ручной тали извлекается на первую площадку и передвигается по площадке на ее край. После чего в противоположном порядке происходит установка нового подпятника. При замене подпятника категорически запрещается нарушать техническую инструкцию по замене подпятника, которая имеется в технической документации к портальному крану и прилагается с завода изготовителя. 07.10.2009 года он около 11 часов подошел к причалу № 5, где ремонтировали портальный кран № 24, на земле возле крана стоял ФИО17, который пояснил, что меняют подпятник. В этот день он ветра не ощущал. Он не видел, кто работал на портальном кране, кажется, на нем работало около 7 человек. Он поднялся на первую площадку портального крана, увидел, что там работаю 7 человек. Инженер Рыхлевский сообщил, что вся работа идет согласно технологической схеме, и он все контролирует. Он ничего подозрительного в работе бригады не видел, никаких посторонних шумов не слышал. Около 11 часов 40 минут ему позвонил ФИО24 и сообщил, что обрушился портальный кран № 24 /том 1 л.д. 102-106/.
Из оглашенных пояснений свидетеля ФИО25 следует, что 07 октября 2009 года он был назначен председателем в состав комиссии по расследования причин несчастного случая по факту обрушения портального крана. 27 января 2010 года был подписан акт расследования. В ходе расследования было установлено, что 06.10.2009 года около 07 часов 20 минут на территории тылового пути восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Портовая аллея, д. 5 инженер - механик ОАО «Ейский морской порт» Рыхлевский Н.Н. в составе бригады слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт» ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО22 и докера - механизатора ОАО «Ейский морской порт» ФИО11 осуществляли подготовительные работы по замене подпятника портального крана «Ганц» № 24. Во время подготовительных работ инженер Рыхлевский Н.Н. в нарушение п. 9.3.22 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п.1.1 ч.1, п.2.6 ч.2 3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г. и п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану г/п 16/27,5 т. Венгерского Судо - и краностроительного завода г. Будапешт стал уравновешивать поворотную часть портального крана, путем дачи указаний слесарю ФИО10 о необходимости измерения расстояния центровки поворотной части крана 11 шагами по центру подпятника воль кранового пути по направлению стрелы, и указаний докеру ФИО11 о необходимости установки стрелы крана вдоль кранового пути, чтобы крюковая подвеска располагалась над головой слесаря ФИО10, при этом, не затянув вручную тормоза механизмов поворота крана. 07.10.2009 года около 7 часов 30 минут на территории тылового пути восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Портовая аллея, д. 5, при наличии ветра северо-восточного направления со скоростью 3-7 метров в секунду, инженер - механик ОАО «Ейский морской порт» Рыхлевский Н.Н. в составе бригады слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт» ФИО9, ФИО10 ЮЛ., ФИО5, ФИО8, ФИО6 и электрогазосварщика ОАО «Ейский морской порт» ФИО7 приступили к выполнению работы по замене неисправного подпятника портального крана «Ганц» № 24. Инженер Рыхлевский Н.Н. в нарушение п. 9.3.22 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п.1.1 ч.1, п.2.6 ч.2, 3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г. и п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану г/п 16/27,5 т. Венгерского судо - и краностроительного завода г. Будапешт при наличии погодных условий, не позволяющих проводить безопасную работу по замене подпятника, поднялся с бригадой слесарей на первую площадку портального крана и дал указание приступить к последовательной замене подпятника портального крана. После чего слесари по указанию Рыхлевского Н.Н. установили гидравлические домкраты на специально предназначенные для этого площадки, имеющиеся на ригеле портала, и выкрутили резьбовые шпинделя до их упора в гнездо опорных втулок, демонтировали оставшиеся крепежные болты и приступили к подъему поворотной части крана - башни, при зазоре между верхним фланцем подпятника опорным фланцем поворотной части крана подъем башни прекратили, и попытались отжать подпятник при помощи отжимных болтов, установленных в специально предназначенные для этого резьбовые отверстия нижнего фланца подпятника, болты не касались опорной части фланца нижнего ригеля, в связи, с чем отжать подпятник не удалось, инженер Рыхлевский Н.Н. в нарушении нарушение п. 9.3.22 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п.1.1 ч,1, п.2.6 ч.2, 3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г. и п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану г/п 16/27,5 т. Венгерского Судо-и краностроительного завода г. Будапешт, дал указание приварить три уголка (два со стороны стрелы и один со стороны противовеса), каждый из которых одним концом нижнему фланцу подпятника, а другим к нижней части башни, после чего слесаря по указанию Рыхлевского Н.Н. продолжили подъем поворотной части крана (башни) с подпятником. В результате чего поворотную часть крана (башню) в нарушение п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану г/п 16/27,5 т. Венгерского судо-и краностроительного завода г. Будапешт подняли свыше 80 мм. Нарушения, допущенные инженером Рыхлевский Н.Н. при уравновешивании поворотной части крана, производства работ при наличии ветровых нагрузок, выдавливание подпятника с помощью приваривания металлических уголков и поднятие поворотной части крана (башни) свыше допустимой величины (более 80 мм.) привело к обрушению, и падению портального крана «Ганц» № 24 /том 3 л.д.123-126/.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО26 следует, что в его служебные обязанности входит надзор и контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов на территории 8 муниципальных образований, в том числе и на территории Ейского района. ОАО «Ейский морской порт» является поднадзорной Ростехнадзору предприятием. В ОАО «Ейский морской порт» имеется 20 портальных кранов, которые зарегистрированы в Ростехндазоре. Согласно документации портальный электрический полноповоротный грейферный кран на четырехопорном портале с сочлененной уравновешенной стрелой с жесткой оттяжкой был изготовлен в 1986 году на Венгерском судо - и краностроительном заводе р. Венгрия г. Будапешт. Кран предназначен для перегрузки навалочных и штучных грузов в морских и речных портах. 15.06.2001 года кран смонтирован тыловом пути восточного причала ОАО «Ейский морской порт». 28.06.2001 года зарегистрирован в Госгортехнадзоре России под номером 14556 к. В связи с истечением нормативного срока службы данного портального крана экспертными организациями проводились экспертизы промышленной безопасности. В сентябре 2009 года ООО «ЭКЦ «Дедал»» провело экспертизу промышленной безопасности портального крана «Ганц», принадлежащий ОАО «Ейский морской порт». Согласно заключению кран находится в исправном состоянии, соответствует требованиям промышленной безопасности и допускается продолжение эксплуатации на установленных параметрах два года, то есть до 2011 года. Органы Ростехнадзора экспертизы не проводят, а лишь регистрируют и утверждают заключения экспертизы промышленной безопасности, проводимые специализированными учреждениями, имеющие лицензии. Органы Ростехнадзора провести техническую экспертизу обрушения портального крана не могут, нет таких полномочий и специалистов. 07 октября 2009 года он был включен в состав комиссии по расследования причин несчастного случая по факту обрушения портального крана. 27 января 2010 года был подписан акт расследования. В ходе расследования было установлено, что 06.10.2009 года около 07 часов 20 минут на территории тылового пути восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Портовая аллея, д. 5 инженер -механик ОАО «Ейский морской порт» Рыхлевский Н.Н. в составе бригады слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт» ФИО9, ФИО10, ФИО5И ФИО22 и докера- механизатора ОАО «Ейский морской порт» ФИО11 осуществляли подготовительные работы по замене подпятника портального крана «Ганц» № 24. Во время подготовительных работ инженер Рыхлевский Н.Н. в нарушение п. 9.3.22 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п. 1.1 ч.1, п.2.6 ч.2, 3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» 18.01.1998 г. и п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану стал уравновешивать поворотную часть портального крана, путем дачи указаний слесарю ФИО10 о необходимости измерения расстояния центровки поворотной части крана 11 шагами по центру подпятника воль кранового пути по направлению стрелы, и указаний докеру ФИО11 о необходимости установки стрелы крана вдоль кранового пути, чтобы крюковая подвеска располагалась над головой слесаря ФИО10, при этом, не затянув вручную тормоза механизмов поворота крана. 07.10.2009 года около 7 часов 30 минут на территории тылового пути восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Портовая аллея, д. 5, при наличии ветра северо-восточного направления со скоростью 3-7 метров в секунду, инженер - механик ОАО «Ейский морской порт» Рыхлевский Н.Н. в составе бригады слесарей по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов отдела механизации ОАО «Ейский морской порт» ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО8, ФИО6 и электрогазосварщика ОАО «Ейский морской порт» ФИО7 приступили к выполнению работы по замене неисправного подпятника портального крана «Ганц». Инженер Рыхлевский Н.Н. в нарушение п. 9.3.22 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п. 1.1 ч.1,п.2.6 ч.2, 3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора и п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану при наличии погодных условий, не позволяющих проводить безопасную работу по замене подпятника, поднялся с бригадой слесарей на первую площадку портального крана и дал указание приступить к последовательной замене подпятника портального крана. После чего слесари по указанию Рыхлевского Н.Н. установили гидравлические домкраты на специально предназначенные для этого площадки, имеющиеся на ригеле портала, и выкрутили резьбовые шпинделя до их упора в гнездо опорных втулок, демонтировали оставшиеся крепежные болты и приступили к подъему поворотной части крана - башни, при зазоре между верхним фланцем подпятника опорным фланцем поворотной части крана подъем башни прекратили, и попытались отжать подпятник при помощи отжимных болтов, установленных в специально предназначенные для этого резьбовые отверстия нижнего фланца подпятника, болты не касались опорной части фланца нижнего ригеля, в связи, с чем отжать подпятник не удалось, инженер Рыхлевский Н.Н. в нарушении нарушение п. 9.3.22 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00, п. 1.1 ч,1, п.2.6 ч.2, 3.5 ч. 3, п. 4.2, 4.3 ч. 4 должностной инструкции инженера-механизатора грузового района утвержденной генеральным директором ОАО «Ейский морской порт» и технической документации к потальному крану дал указание приварить три уголка (два со стороны стрелы и один со стороны противовеса), каждый из которых одним концом нижнему фланцу подпятника, а другим к нижней части башни, после чего слесаря по указанию Рыхлевского Н.Н. продолжили подъем поворотной части крана (башни) с подпятником. В результате чего поворотную часть крана (башню) в нарушение п. 2.07.08. 2 тома технической документации к потальному крану г/п 16/27,5 т. Венгерского Судо-и краностроительного завода г. Будапешт подняли свыше 80 мм. Нарушения, допущенные инженером Рыхлевским Н.Н. при уравновешивании поворотной части крана, производства работ при наличии ветровых нагрузок, выдавливание подпятника с помощью приваривания металлических уголков и поднятие поворотной части крана (башни) свыше допустимой величины (более 80 мм.) привело к обрушению, и падению портального крана «Ганц» /том 4 л.д.49-52/.
Кроме того вина подсудимого подтверждается материалами дела.
Согласно заключению СМЭ № 292 причиной смерти ФИО5 стала сочетанная травма головы, непосредственной причиной смерти было грубое анатомическое нарушение черепа /том 4 л.д. 14-21/.
Согласно заключению СМЭ № 293 причиной смерти ФИО7 стала сочетанная тупая травма головы, грудной клетки, верхних и нижних конечностей в виде открытой черепно-мозговой травмы, непосредственной причиной смерти было грубое анатомическое нарушение черепа /том 4 л.д. 23-30/.
Из заключения СМЭ № 826 ФИО8 причинен неполный травматический отрыв правой нижней конечности на уровне правого коленного сустава с полным отрывом подколенной артерии. Данные повреждения расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку потери органа /том 4 л.д. 36-38/.
Согласно заключению СМЭ № 827 ФИО10 причинены телесные повреждения в виде тяжелой сочетанной травмы, вывих правого бедра с переломом переднего края вертлужной впадины без смешения, данный повреждения расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты трудоспособности не менее чем на 1/3 /том 4 л.д. 32-34/.
Из заключения СМЭ № 878 следует, что ФИО9 причинены повреждения в виде закрытого перелома шиловидного отростка правой локтевой кости со смещением, повреждения расцениваются как средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства на срок более 21 дня /том 4 л.д. 44-45/.
Согласно заключению СМЭ № 78 Рыхлевскому Н.Н. причинены телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы, ушиб головного мозга тяжелой степени, перелом свода и основания черепа, повреждения расцениваются как тяжкий вред здоровью /том 4 л.д. 40-42/.
На основании заключения амбулаторной психолого-психиатрической экспертизы Рыхлевский в настоящее время хроническим психическим расстройством не страдает и не страдал на момент совершения преступления. Осознавал фактический характер своих действий и мог руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. Способен воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, однако учитывая наличие антеро-ретроградной амнезии он не может давать достоверную оценку событиям /том 4 л.д. 117-121/.
Согласно заключению технической экспертизы причиной аварии портального крана «Ганц» явились нарушение требований п. 3.2.2 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и «технической документации» завода изготовителя крана в части «Инструкции по сборке и разборке подпятника». Работа производилась на кране в неуравновешенном состоянии, без учета ветровой нагрузки. Нарушена предельная величина подъема колонны, в результате чего произошло падение башни, разрушение металлоконструкции. Данные работы должны производиться только в безветренную погоду /том 4 л.д. 62-86/.
Согласно протоколу осмотра места происшествия следует, что была осмотрена территория восточного причала № 5 ОАО «Ейский морской порт» и обнаружен обрушившийся кран Ганц /том 1 л.д. 4-18/.
Из протокола выемки от 08.10.2009 года следует, что у представителя ОАО «Ейский морской порт» были изъяты учредительные документы, технические документы /том 1 л.д. 89-93/.
Вещественными доказательствами по делу признаны: надлежащие копии служебных документов ОАО «Ейский морской порт», части портального крана «Ганц», три гидравлических домкрата, медицинские карты /том 3 л.д. 47-50/.
Из протокола осмотра от 03.05.2010 года следует, что были осмотрены три домкрата, подпятник, нижняя часть поворотной колонны, фрагмент ригеля, медицинские карты /том 4 л.д. 134-145/.
Поскольку приведенные данные согласуются между собой в общем и частном, не противоречат друг другу и изобличают подсудимого в предъявленном ему обвинении, суд пришел к выводу, что вина Рыхлевского Н.Н. доказана.
Утверждения защиты о невиновности подсудимого, о том, что падение крана произошло в результате того, что лопнул рельс подкранового пути, опровергаются приведенными выше показаниями потерпевших, свидетелей обвинения и заключением эксперта о причине падения: без учета ветровой нагрузки превысили величину подъема башни и не уравновесили кран при замене подпятника.
Действия виновного следует квалифицировать по части 3 статьи 216 УК РФ, как нарушение правил безопасности при ведении иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть двух лиц.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Рыхлевский совершил преступление по неосторожности средней тяжести. Не судим. По месту жительства и работы характеризуется положительно, семьянин, занимается детьми, с соседями дружелюбен, в скандалах не замечен, спиртными напитками не злоупотребляет, грамотный, исполнительный работник, принимает активное участие в работе, обучении специалистов, к поручениям относится добросовестно /том 4 л.д. 219, 220/. На учете у психиатра и нарколога не состоит.
В качестве смягчающих обстоятельств суд учел, что у Рыхлевского на иждивении малолетний ребенок, сам подсудимый является инвалидом, нетрудоспособен. В деле имеется медицинское заключение от 21 февраля 2011 г., согласно которому Рыхлевский Н.Н. страдает органическим поражением центральной нервной системы в виде посттравматической энцефалопатии 2 ст., субкомпенсация. Посттравтическая гидроцефалия, левосторонняя пирамидная недостаточность, мозжечковая атаксия, частые липотимические кризы, эпилептиформный синдром, выраженные эмоционально-когниктивные нарушения. Астено-депрессивный синдром. Парез отводящего нерва слева. Глухота на правое ухо. Эти заболевания препятствуют содержанию Рыхлевского Н.Н. под стражей.
Отягчающих обстоятельств нет. Гражданские иски потерпевшими не заявлены.
Рыхлевскому Н.Н. следует назначить наказание в виде лишения свободы с учетом того, что его неосторожной вине погибло двое человек, однако от отбывания наказания его следует освободить в связи с тем, что после совершения преступления у него возникла иная тяжелая болезнь, препятствующая отбыванию наказания в виде лишения свободы.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд,-П Р И Г О В О Р И Л:
Рыхлевского Николая Николаевича признать виновным по части 3 статьи 216 УК РФ и назначить наказание три года лишения свободы в колонии-поселении. На основании части 2 статьи 81 УК РФ освободить осужденного от отбывания наказания.
Меру пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить.
Вещественные доказательства: копии документов хранить в уголовном деле. Оригиналы документов, возвращенных ОАО «Ейский морской порт», три гидравлических домкрата оставить собственнику. Медицинские карты оставить лечебным учреждениям, куда они переданы для хранения органом предварительного расследования.
Приговор может быть обжалован в срок 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд.
Осужденный вправе заявить ходатайство о своем участии в заседании суда кассационной инстанции и назначении ему защитника за счет государства.
Председательствующий: