2- 1801.10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2010 года Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Овчаренко Н.В.
При секретаре Грибановой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Деренченко Владимира Владимировича к МУ «Управление муниципальных ресурсов» о признании незаконными действий и предоставлении в собственность земельного участка.
У С Т А Н О В И Л:
Истец просит признать незаконным действие МУ «Управление муниципальных ресурсов» по отказу в предоставлении в собственность доли земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, ..., угол улицы ... и обязать МУ «Управление муниципальных ресурсов» предоставить Деренченко Владимиру Владимировичу в собственность за плату ... доли земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по ..., угол ... в г.Ейске Краснодарского края.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен.
Изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании Дата обезличена года Деренченко В.В. обратился в МУ «Управление муниципальных ресурсов» с заявлением о предоставлении в собственность доли земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица ..., угол улицы ...
Право собственности на объект недвижимого имущества по указанному адресу возникло у истца на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серия ... от Дата обезличена г.
Письмом от Дата обезличена года МУ «Управление муниципальных ресурсов» сообщило, что испрашиваемый земельный участок по указанному адресу входит в границы округа санитарной охраны курорта Ейск. Управление ссылается также на рассмотрение вопроса о защите права собственности Краснодарского края.
При удовлетворении иска суд исходит из следующего
Согласно п. 2 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
В соответствии с Федеральным законом, в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона, территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
Согласно ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации, полное изъятие земельных участков из оборота предусматривается в первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
Согласно п. 5 ст. 14 Закона Краснодарского края «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», продажа земли запрещена в первой зоне санитарной охраны (допускается передача в аренду). Для третьей охранной зоны (зоны наблюдения) такое ограничение в обороте не установлено. Согласно отзыву ответчика указанный земельный участок входит в третью зону санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Разрешенное использование земельного участка – под индивидуальный жилой дом. Хозяйственная (предпринимательская) деятельность, сопровождающаяся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением на указанном земельном участке не осуществляется.
Согласно положений ст. 95, 96 Земельного кодекса РФ, земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. Таким образом, законодательством допускается возможность существования частной собственности в границах охранных зон. Сам по себе статус охранной зоны не означает полное ограничение в обороте и запрет на совершение сделок (кроме первой зоны) с земельными участками, находящимися в охранных зонах, а устанавливает особый правовой режим, регулируемый нормативно-правовыми актами.
Управление не обосновало невозможность предоставления в собственность указанного земельного участка, расположенного в третьей зоне санитарной охраны.
В силу ст. 9 Закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах",, природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 18 ЗК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ФЗ № 53 от 17.04.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Испрашиваемый истцом земельный участок относится к государственной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ № 137 от 25.10.2001 (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В силу ст. 11 Закона Краснодарского края «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», от имени Краснодарского края права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции и другие собственники, наделенные этими правами установленными нормативными правовыми актами.
Отказывая в предоставлении участка Управление руководствуется статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации и ссылается на то, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте. Управление не подтверждает ограничение в обороте указанного земельного участка. Управление также ссылается на постановление главы администрации Краснодарского края № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск» и отказывается от принятия решения по существу.
Кроме этого, доли указанного земельного участка ранее предоставлены в частную собственность - после утверждения границ санитарных зон (т.е. после 09.02.1998), что подтверждается кадастровым паспортом, свидетельством о государственной регистрации права собственности серия ... от Дата обезличена г. Указанное подтверждает несостоятельность позиции органа местного самоуправления. Учитывая, что земельным участком как объектом правоотношений возможно обладать только на одном виде права, отказ в предоставлении указанного ранее права необоснован. В аренду либо бессрочное пользование испрашиваемый земельный участок предоставить истцу в соответствии с требованиями федеральных законов невозможно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Документальных оснований изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота Управление не представило, в письменном ответе такие основания не указало. Федеральным законодательством предусматривается запрет на приватизацию земельных участков, расположенных в первой охранной зоне санитарной охраны, но не предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков, расположенных в третьей зоне санитарной охраны.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным действие МУ «Управление муниципальных ресурсов» по отказу в предоставлении в собственность доли земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, ..., угол улицы ...; обязать МУ «Управление муниципальных ресурсов» предоставить Деренченко Владимиру Владимировичу в собственность за плату ... доли земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по ..., угол ... в г.Ейске Краснодарского края.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в краснодарский краевой суд через Ейский горсуд.
Председательствующий Овчаренко Н.В.