К делу № – 2821/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 25 октября 2010 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коваленко А.А.
при секретаре Гавриловой Ж.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах Цирульник Марии Афанасьевны, заинтересованное лицо – Администрация муниципального образования Ейскоий район, о признании незаконными действий,-
У С Т А Н О В И Л:
Ейский межрайонный прокурор обратился в суд и просит признать незаконными действия администрации муниципального образования Ейский район по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Цирульник М.А.; отменить подп.1 п.1 постановления администрации муниципального образования Ейский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; обязать администрацию муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Цирульник М.А., решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки по обращению вдовы участника Великой Отечественной войны Цирульник М.А., об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, было установлено, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Цирульник М.А. является необоснованным, поскольку в настоящее время Циркльник М.А. проживает в гараже, так как <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания. На момент отчуждения Цирульник М.А. ? доли домовладения по <адрес> в <адрес>, право собственности на которую она приобрела в порядке наследования, после смерти дочери – Цирульник М.А., и передаче вырученных денежных средств внуку – Цирульник Д.А. в 2007 году, Цирульник М.А. не могла знать об изменения законодательства. При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что Цирульник М.А. намерено в результате умышленных действий искусственно ухудшила свои жилищные условия.
Выслушав прокурора, представителя лица, в интересах которого выступает прокурор, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор в судебном заседании на требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме, поскольку основанием для отказа в постановке Цирульник М.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий явилось намеренное ухудшение ею своих жилищных условий.
Представитель Цирульник М.А. в судебном заседании просит заявленные требования удовлетворить, поскольку в настоящее время Цирульник М.А. проживает в гараже.
Представитель Администрации муниципального образования Ейский район в судебном заседании в обоснование своих возражений относительно заявленных требований пояснила, что Цирульник М.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны, на основании представленных ею документов, по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, было сделано заключение об отсутствии у нее права постановки на учет, в виду наличия в собственности жилого помещения в <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания и отчуждения ею ? доли домовладения в этом же поселке, что является намеренным ухудшением условий своего проживания, поскольку на момент продажи доля аварийной еще не была признана. В связи с чем Цирульник М.А. может быть поставлена на учет не позднее чем через 5 лет после указанных действий.
В судебном заседании установлено, что Цирульник М.А. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны (л.д.12), ДД.ММ.ГГГГ Цирульник М.А. продала ? долю домовладения по <адрес> в <адрес>, принадлежащую ей на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ после смерти дочери (л.д.6). Детей при жизни дочь Цирульник М.А. не имела, но просила все имущество, которое останется после ее смерти передать единственному племяннику – Цирульник Д.А., нарушить волю дочери Цирульник М.А. не могла, улучшить жилищные условия за денежные средства, полученные от продажи дома в размере 300000 рублей невозможно (л.д.4-5).
Жилое помещение по <адрес>, принадлежащее Цирульник М.А. на праве собственности (л.д.6), решением межведомственной комиссии муниципального образования Ейский район по земельным вопросам и строительству от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Ейский район от ДД.ММ.ГГГГ №, признано непригодным для проживания и аварийным (л.д.8-9).
При обращении Цирульник М.А. в администрацию муниципального образования Ейский район по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, постановлением администрации муниципального образования Ейский район № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключения уполномоченного органа по учету граждан отдельных категорий нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), Цирульник М.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по основаниям, предусмотренным подп.3 п.1 ст.54 ЖК РФ – не истек пятилетний срок (л.д.11).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, Цирульник М.А. является собственником 1020/630490 долей земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства по адресу: Ейский район, Трудовой с/о в границах плана СХП «Советское», расположенное за пределами участка (л.д.15).
Согласно ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В 2009 году отменены ограничения, установленные в ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Указе Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945», связанные с периодом постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам.
Согласно ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий, которые совершены в намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относиться обмен или отчуждение пригодного для проживания жилого помещения.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 19.04.2007 года №258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав ст.53 ЖК РФ» ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
На основании ст.221 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, суд не находит оснований для приведения решения суда, в части понуждения администрации муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Цирульник М.А., к немедленному исполнению.
Суд, учитывая факт не подтверждения в судебном заседании совершения Цирульник М.А. умышленных действий, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично, в части обращения решение суда по вопросу понуждения администрацию муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Цирульник М.А. к немедленному исполнению - отказать.
Руководствуясь ст.ст.51,53,57 ЖК РФ, определением Конституционного суда РФ от 19.04.2007 года №258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав ст.53 ЖК РФ», Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ст.ст. 50, 221, 254-256 ГПК РФ суд, -
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия администрации муниципального образования Ейский район по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Цирульник Марии Афанасьевны.
Отменить подп.1 п.1 Постановления администрации муниципального образования Ейский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Обязать администрацию муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Цирульник Марию Афанасьевну.
В остальной части требований – отказать.
Срок обжалования решения – десять дней в Краснодарском краевом суде путем подачи жалобы через Ейский городской суд.
Председательствующий