решение по жалобе Чертковой П.В., заинтереованные лица - Администрация Ейского городского поселения Ейского района, ООО `Стройконтроль`, на действия должностного лица



К делу № 2 – 2801/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 01 ноября 2010 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Гавриловой Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Чертковой Пелагеи Васильевны, заинтересованные лица – Администрация Ейского городского поселения Ейского района, ООО «Стройконтроль», на действия должностного лица,-

У С Т А Н О В И Л:

Черткова П.В. обратилась в суд и просит признать непригодными для проживания 26/100 доли жилого <адрес> в <адрес>, считать необоснованным и отменить Постановление главы Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать органы местного самоуправления включить Черткову П.В., как вдову участника Великой отечественной войны в Федеральную программу на получение субсидии для решения вопроса улучшения жилищных условий, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Вов в 1941-1945 годов»; взыскать с Администрации Ейского городского поселения Ейского района в ее пользу 4200 рублей за строительно – техническое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, 1500 рублей за оказание юридической помощи, 200 рублей – уплаченная государственная пошлина, а также 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

В ходе судебного разбирательства заявленные требования были уточнены – заявитель просит признать непригодной для проживания 26/100 доли жилого <адрес> в <адрес>, считать необоснованным и отменить Постановление главы Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ №; органам местного самоуправления оказать содействие Чертковой П.В. о включении ее, как вдовы участника Великой отечественной войны в Федеральную программу на получение субсидии для решения вопроса улучшения жилищных условий, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ в 1941-1945 годов»; взыскать с Администрации Ейского городского поселения Ейского района в пользу Чертковой П.В. 4200 рублей за строительно – техническое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, 1500 рублей за оказание юридической помощи, 200 рублей – уплаченная государственная пошлина, а также 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований заявитель указала, что она проживает по адресу: <адрес> принадлежащих ей 26/100 долях <адрес> года постройки, состоящих из прихожей площадью 6,4 кв.м. и жилой комнаты площадью 11.9 кв.м. (подсобных и вспомогательных помещений не имеется), указанные помещения не газифицированы, не имеют освещения, водоснабжения и отопления (печное разрушено), за время эксплуатации принадлежащих заявительницы помещений, не проводилось ни текущих, ни капитальных ремонтов. Муж заявительницы Чертков П.Д., являлся участником ВОВ, состоял в очереди на получение жилья с января 2003 года. При обращении заявительницы с просьбой комиссионного обследования ее жилищных условий на предмет годности (непригодности) для проживания, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание членов межведомственной комиссии, по результатам чего было принято промежуточное решение, на основании которого комиссией из числа членов МВК ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование помещения заявительницы путем визуального осмотра, по итогам которого принято заключение о возможности проведения капитального ремонта и реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. Однако, при принятии заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, не было учтено строительно – техническое заключение ООО «Строконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное по предложению Управления ЖКХ города, о невозможности проведения капитального ремонта ветхих малоэтажных зданий с кирпичными стенами, имеющих общий износ более 60%. Кроме того, на основании указанного заключения, постановлением Главы Ейского городского поселения Ейского района, заявительницу обязали произвести капитальный ремонт, реконструкцию 26/100 долей жилого дома по <адрес> за счет собственных средств. В результате указанных действий Администрации Ейского городского поселения <адрес> заявительница перенесла нравственные страдания и финансовые траты.

Заинтересованное лицо – представитель ООО «Стройконтроль» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Суд, заслушав заявителя, явившегося представителя заинтересованного лица, показания эксперта, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В судебном заседании заявительница пояснила, что на требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме, с учетом внесенных уточнений.

Представитель Администрации Ейского городского поселения Ейского района в судебном заседании в обоснование своих возражений относительно заявленных требований пояснила, что собственник жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что Черткова П.В. является собственником 26/100 долей жилого <адрес>, в соответствии с договором купли – продажи недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУ «Управление муниципальными ресурсами г. Ейска» в лице исполняющей обязанности начальника Чикадановой Т.В. и Чертковой П.В., при этом стоимость указанного имущества, согласно п.2.1. договора купли – продажи составила 13294 рублей (л.д.8-10), из которых 10294 рубля оплачены Чертковой П.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), а 3000 рублей, уплаченные покупателем в счет акта оценки, засчитаны в сумму продажной цены имущества (п.2.2 договора купли - продажи) (л.д.8), что также подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» по Ейскому району (л.д. 91).

ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан акт приема – передачи 26/100 долей жилого кирпичного дома по <адрес>, состоящего из: жилого кирпичного дома литер А, общей и жилой площадью 23,4 кв.м., жилой кирпичной пристройки литер А1, общей и жилой площадью 21,8 кв.м., жилой кирпичной пристройки литер А2 общей площадью 40,2 кв.м., в том числе жилой – 19,9 кв.м., жилой кирпичной пристройки литер А3 общей площадью 28,0 кв.м., в том числе жилой 14,0 кв.м., пристройки деревянной литер а2, пристройки деревянной литер а3, ступеней, погреба кирпичного литер А2, сарая каркасного литер Б, погребника тесового литер В, погреба кирпичного литер под В, сарая деревянного литер Е, сарая шлакобетонного литер Ж, сарая кирпичного литер З и сооружения (л.д.12).

До приобретения Чертковой П.В. прав на спорное имущество, ДД.ММ.ГГГГ инспектором санитарно – экологической инспекции было проведено обследование домовладения по <адрес>, в ходе которого было установлено, что квартира, принадлежащая РЭУ 2 находится в антисанитарном состоянии, требует капитального ремонта (окон, дверей, крыши, полов, стен), электропроводка отключена, двери без запора, рядом на зеленой зоне без разрешительной документации в метре от жилого дома и 30 см. от водопроводного колодца (мыльная вода течет в колодец) построены строения, относящиеся к жильцам жилого дома по <адрес> (л.д.7)

Согласно строительно – технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования помещения (<адрес>) по адресу: <адрес>, принадлежащего Чертковой П.В. установлено, что физический износ постройки под литер А, А3 в результате срока эксплуатации составляет более 60% (ветхое строение): капитальный ремонт малоэтажных зданий с кирпичными стенами, имеющих общий износ более 60% запрещается, восстановление и усиление несущих конструкций помещений литер А, А3 нецелесообразно, так как стоимость восстановительных работ в несколько раз превысит фактическую стоимость здания; квартира <адрес> небезопасна для проживания граждан (л.д.16-25).

ДД.ММ.ГГГГ членами межведомственной комиссии по использованию муниципального жилищного фонда Ейского городского поселения Ейского района выполнено визуальное обследование технического состояния жилого помещения составляющего 26/100 доли жилого <адрес>, в ходе которого было установлено, что помещение состоит из одной жилой комнаты площадью 11,9 кв.м. и прихожей площадью 6,4 кв.м., кровля из шифера имеет повреждения – отдельные листы разрушены, имеют трещины, сколы, стропильная система имеет прогибы, отмостка у строения литер А, А3 находится в неисправном состоянии, поэтому ливневые воды, поступая под фундамент дома, способствуют разрушению несущих стен строения и гниению деревянных полов, следов протечки кровли не наблюдается. Деревянное перекрытие в жилом помещении литер А визуально не имеет прогибов, наблюдаются незначительные трещины на штукатурке стен и потолков, деревянные полы, в месте, где оборудован без разрешительных документов выход из жилой комнаты на улицу, имеют незначительные повреждения гнилью, предположительно связанные с поступлением дождевой воды снаружи через оборудованный дверной проем. В помещении прихожей, расположенной в строении литер А3 наблюдается отслоение отдельными местами штукатурки потолков по дранке. В настоящее время помещение не отапливается, для индивидуального отопления была установлена отопительная печь, работающая на твердом топливе, которая демонтирована собственником помещения, чем искусственно ухудшены условия для проживания (л.д.96).

На основании строительно – технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, заявления Чертковой П.В., межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято заключение № о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки 26/100 доли индивидуального жилого дома, расположенного в строении литер А, А3 <адрес> в <адрес>, принадлежащего Чертковой П.В. (л.д.26-28).

По поручению исполняющего обязанности главы муниципального образования Ейский район (л.д.15), ДД.ММ.ГГГГ Главой Ейского городского поселения Ейского района рассмотрено обращение Чертковой П.В. по вопросу оценки технического состояния помещения, расположенного по адресу: г. <адрес> для получения субсидий на улучшение жилищных условий как вдове участника Великой Отечественной войны, по результатам чего сообщено о принятом на внеочередном заседании межведомственной комиссией решение о необходимости проведения капитального ремонта 26/100 доли жилого <адрес>, с целью приведения в соответствие утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения (л.д.29-30). По вопросу постановки на учет граждан отдельных категорий, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы Администрации муниципального образования Ейский район отказано, в виду обеспечения Чертковой П.В. жилой площадью, не признанной непригодной для проживания (л.д.31-32).

На основании заключения межведомственной комиссии по использованию муниципального жилищного фонда Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией Ейского городского поселения Ейского района ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о понуждении Черткову П.В. провести за счет собственных средств капитальный ремонт, реконструкцию 26/100 доли индивидуального жилого домовладения, расположенного в строении литер А, А3 домовладения № по <адрес>, принадлежащего Чертковой П.В. в срок до 25.08.2011 года (л.д.33)

Согласно протоколу проведения заседания межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, ранее принятое решение МВК № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта помещения, расположенного по <адрес>, принадлежащего Чертковой П.В. оставлено без изменения, так как заключение специализированной организации ООО «Стройконтроль» не имеет вывода о непригодности данного помещения для проживания (л.д.97-98).

Статьей 15 ЖК РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания также устанавливается Правительством РФ.

Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

В соответствии со ст.ст. 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 года №494, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечит безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания.

Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья (крайняя степень - аварийность), а именно наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм при застройке близлежащей к дому территории и проч.

В соответствии с Положением о признании жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 года №494 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К участию в работе комиссии следует привлекать собственника жилищного фонда или представителя собственника, осуществляющего функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого дома (жилого помещения) которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания, а в случае необходимости - представителя проектно-изыскательских организаций, производившего обследование этого жилого дома (жилого помещения). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. После изучения представленных документов, перечень которых предусмотрен п. 45 Положения, и при необходимости осмотра жилого дома (жилого помещения) комиссия принимает решение: о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В соответствии с п.5.3, 5.8 СНиП 31-01-2003 раздел 5, в квартирах, предоставляемых гражданам с учетом социальной нормы площади жилья в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню, переднюю, ванную комнату или душевую, уборную (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф). Высота (от пола до потолка) жилых помещений и кухни (кухни – столовой) должна быть не менее 2,7 метров.

В соответствии с подп.1 п.1 ст.2 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

Согласно ч.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Суд, учитывая тот факт, что истица проживает в жилом помещении, физический износ которого составляет более 60%, указанное помещение небезопасно для проживания не соответствует требованиям СНиП, другого жилья Черткова П.В. не имеет, считает необходимым исковые требования в части признания непригодной для проживания 26/100 доли жилого <адрес> в <адрес>, отмены Постановление главы Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ №; оказания содействия органами местного самоуправления о включении Черткову П.В., как вдову участника Вов в Федеральную программу на получение субсидии для решения вопроса улучшения жилищных условий, согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Вов в 1941-1945 годов» удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что Черткова П.В. понесла судебные расходы: 4200 рублей оплата строительно – технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46), 1500 рублей оплата за оказание юридической помощи (л.д.47), 200 рублей уплаченная государственная пошлина (л.д.6), подлежащие, в соответствии со ст.98 ГК РФ, взысканию с Администрации Ейского городского поселения Ейского района.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степень вины причинителя вреда, а также исходит из требований разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд, исходя из требований разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с Администрации Ейского городского поселения Ейского района в пользу Чертковой П.В. денежные средства в счет возмещения морального вреда в размере 1000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л:

Признать непригодной для проживания 26/100 долей жилого <адрес> в <адрес>, принадлежащих на праве собственности Чертковой Пелагее Васильевне.

Признать необоснованным и отменить Постановление главы Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О необходимости проведения капитального ремонта и реконструкции 26/100 доли индивидуального жилого помещения, расположенного в строении литер А и А3 домовладения № по <адрес> в <адрес>».

Органам местного самоуправления оказать содействие по включению Чертковой Пелагеи Васильевны, как вдовы участника Великой Отечественной войны в Федеральную программу на получение субсидии для решения вопроса улучшения жилищных условий, согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Вов в 1941-1945 годов».

Взыскать с Администрации Ейского городского поселения Ейского района в пользу Чертковой Пелагеи Васильевны понесенные по делу судебные издержки в размере 5900 (пять тысяч девятьсот) рублей, в том числе: 4200 (четыре тысячи двести) рублей за строительно – техническое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей за оказание юридической помощи, 200 (двести) рублей – уплаченная государственная пошлина.

Взыскать с Администрации Ейского городского поселения Ейского района в пользу Чертковой Пелагеи Васильевны в качестве компенсации за причиненный моральный вред 1000 (одну тысячу) рублей.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме 03.11.2010года.

Председательствующий