решение по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах Маракуша А.А., о признании незаконными действий администрации муниципального образования Ейский район



К делу № 2 – 3284/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 15 декабря 2010 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Усатой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах Маракуша Анны Александровны, заинтересованное лицо – Администрация муниципального образования Ейский район, о признании незаконными действий,-

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор в интересах Маракуша А.А. обратился в суд и просит признать незаконными действия администрации муниципального образования Ейский район по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Маракуша А.А.; отменить подп.1 п.1 постановления администрации муниципального образования Ейский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; обязать администрацию муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Маракуша А.А., решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки по обращению вдовы участника Великой Отечественной войны Маракуша А.А., об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, было установлено, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Маракуша А.А. является необоснованным, поскольку с 1945 года Маракуша А.А. проживает в домовладении № по <адрес> долей которого до 2005 года находилось у нее в собственности. В 2001 году Маракуша А.А. попросила переехать из <адрес> – Сахалинска в <адрес> дочь – Охотникову Н.В. для осуществления за Маракуша А.А. ухода, так как она заболела и перестала ходить. С 2001 года в указанном домовладении Маракуша А.А. стала проживать с дочерью Охотниковой Н.В., внуком Охотниковым А.В. и мужем дочери Охотниковым В.И. (умершем в 2004 году). В 2005 году Маракуша А.А. с Охотниковой Н.В. заключили договор пожизненного содержания с иждивением в целях перехода к Охотниковой Н.В. права собственности на 29/63 долей домовладения по <адрес>. В 2009 году внук – Охотников А.В. женился и перевез из <адрес> жену – Охотникову Т.А. и ее дочь – Смолину В.М., так как им негде жить. Вселение Охотниковой Т.А. и Смолиной В.М. осуществлялось не Маракуша А.А., а собственницей 29/63 долей домовладения по <адрес> Охотниковой Н.В., то есть данные действия не имеют признаков намеренности ухудшения жилищных условий, в соответствии с ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан нуждающихся в жилых помещениях», что явилось основной причиной отказа Маракуша А.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время обеспеченность общей площадью на одного человека составляет менее учетной нормы – 7,42 кв.м., кроме того, в домовладении по <адрес> отсутствует канализация, ванная комната, туалет.

Лицо, в интересах которого выступает прокурор – Маракуша А.А., в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Суд, заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор в судебном заседании на требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации муниципального образования Ейский район в судебном заседании в обоснование своих возражений относительно заявленных требований пояснила, что основанием быть признанной нуждающейся в обеспечении жилым помещение возникло у Маракуша А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, когда она дала согласие Охотниковой Н.В. на регистрацию ее невестки и внучки, так как общая площадь 29/63 долей жилого дома по <адрес> составляет 37,1 кв.м., на указанной площади зарегистрировано 5 человек, в виду чего на каждого зарегистрированного приходится менее учетной нормы 9 кв.м. общей площади жилого помещения и тем самым Маракуша А.А. намерено ухудшила свои жилищные условия, поскольку согласно п.2.4, 2.5 договора пожизненного содержания с иждивением Охотникова Н.В. обязалась пожизненно полностью содержать Маракуша А.А. и не праве отчуждать, сдавать или иным способом обременять недвижимое имущество, переданное по настоящему договору в обеспечение пожизненного содержания, без предварительного согласия Маракуша А.А.

В судебном заседании установлено, что Маракуша А.А. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны (л.д.21), ДД.ММ.ГГГГ Маракуша А.А. передала бесплатно в собственность Охотниковой Н.В. принадлежащие ей по праву собственности № долей земельного участка, площадью 461,0 кв.м. с кадастровым номером № и размещенные на нем № долей жилого дома по договору пожизненного содержания с иждивением (л.д.14-15, 32).

В настоящее время Маракуша А.А. не участвовала в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовала ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Ейского района, собственником объектов недвижимости не значится (л.д.16,17).

Согласно техническому паспорту жилого дома по <адрес>, угловой с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект состоит из: жилого дома литер А, пристройки отапливаемой литер А1, пристройки отапливаемой литер А2, пристройки отапливаемой литер а2, пристройке отапливаемой литер а3, жилого дома литер Б, крыльца, подвала литер под Б, сарая литер В, сарая литер Г, сарая литер Ж, ворот, забора, уборной, забора, сливной ямы, навеса, уборной, водопровода, забора, калитки (л.д.27-31), при этом 29/63 долей указанного жилого дома составляют 37,1 кв.м., на указанной площади зарегистрированы и проживают: Охотникова Н.В., Охотников А.В., Охотникова Т.А., Смолина В.М., Маракуша А.А., при этом Охотников А.В., Охотникова Т.А., Смолина В.М. зарегистрированы по указанному адресу после 2005 года, то есть после заключения договора пожизненного содержания с иждивением (л.д.23-26).

При обращении Маракуша А.А. в администрацию муниципального образования Ейский район по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения (л.д.18,19), постановлением администрации муниципального образования Ейский район № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключения уполномоченного органа по учету граждан отдельных категорий нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Ейский район от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), Маракуша А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по основаниям, предусмотренным подп.3 п.1 ст.54 ЖК РФ – не истек пятилетний срок (л.д.12).

Согласно ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В 2009 году отменены ограничения, установленные в ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Указе Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945», связанные с периодом постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам.

Согласно ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий, которые совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относится обмен или отчуждение пригодного для проживания жилого помещения.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 19.04.2007 года №258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав ст.53 ЖК РФ» ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

С учетом обстоятельств дела, суд не находит оснований, предусмотренных ст. ст. 211-212 ГПК РФ, для приведения решения суда в части понуждения администрации муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Маракуша А.А., к немедленному исполнению.

Суд, учитывая факт не подтверждения в судебном заседании совершения Маракуша А.А. умышленных действий, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, регистрацию Охотниковой Т.А., Смолиной В.М., Охотникова А.В. в жилом <адрес> собственником (на тот момент) указанного жилого дома – Охотниковой Н.В., считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично, отказав в части обращения решения суда по вопросу понуждения администрации муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Долгопольского Л.М. к немедленному исполнению, в остальной части заявленные требования – удовлетворить.

На основании ст.ст.51,53,57 ЖК РФ, определением Конституционного суда РФ от 19.04.2007 года №258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав ст.53 ЖК РФ», Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ст. ст. 211-212 ГПК РФ, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия администрации муниципального образования Ейский район по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Маракуша Анну Александровну.

Отменить подп.1 п.1 Постановления администрации муниципального образования Ейский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать администрацию муниципального образования Ейский район принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Маракуша Анну Александровну.

В остальной части требований - отказать

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в десятидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме 20.12.2010 года.

Председательствующий