дело по заявлению Матвиенко, Матвиенко к Управлению муниципальных ресурсов Ейского района о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным



К делу № 2-3032\2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск

15.02.2011г. Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Отрошко В.Н.

при секретаре Савенковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Матвиенко ФИО5 Матвиенко ФИО6 к заинтересованному лицу - Управления муниципальных ресурсов Ейского района Администрации муниципального образования Ейский района о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным,

установил:

Заявители обратились в суд, просили признать действия начальника Управления муниципальных ресурсов Администрации муниципального образования Ейский район, выраженное в отказе принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность неправомерными, нарушающими их права и свободы, просят обязать Администрацию муниципального образования Ейский район устранить в полном объеме допущенное нарушение и обязать повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка площадью 691 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, <данные изъяты>

В судебное заседание заявители настаивали на удовлетворении

заявленных требований, считая отказ в предоставлении указанного земельного участка в собственность незаконным, а доводы, приведенные в нем, несостоятельными.

Пояснили, что они, являясь собственниками жилого дома, в 2010 году обратилась в Управление муниципальных ресурсов Администрации муниципального образования Ейский район с ходатайством о предоставлении в собственность земельного участка площадью 691 кв.м., расположенного в <адрес>.

В управление муниципальными ресурсами для выкупа земельного участка предоставлены документы. Однако, письмом отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что в настоящее время Администрацией Краснодарского края рассматривается вопрос о защите права собственности Краснодарского края на земельные участки, находящиеся в границах округа санитарной охраны курорта Ейск, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск».

В обоснование своих требований заявители обратили внимание суда на то, что названное Постановление в установленном порядке не было опубликовано, и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не дает оснований для его применения.

Считает, что в связи с тем, что границы округа санитарной охраны, имеющих лечебное и оздоровительное значение на территории Ейского городского поселения не установлены в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», то относить спорный участок к округу санитарной охраны курорта Ейск, незаконно.

Заявители указали, что доводы Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район о том, что испрашиваемый земельный участок входит в зону округа санитарной охраны курорта Ейск согласно Постановлению № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск» не состоятельны в связи с тем, что в данном Постановлении приложение не приводится, а в обоснование своих доводов никаких доказательств администрацией муниципального образования Ейский район, не представлено.

Поскольку границы особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов не установлены в соответствии с требованиями Федеральных законов, то по мнению представителя заявителей, принимая решение, Администрация муниципального образования Ейский район должна была руководствоваться ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане — собственники зданий, строений, сооружений, на которых они располагаются.

Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования Ейский район в лице Управления муниципальных ресурсов Ейского района в судебное заседание не явилось, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражает против заявленных требований по следующим основаниям.

Постановлением главы администрации Краснодарского края № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск» утвержден округ санитарной охраны курорта Ейск и установлены зоны санитарной охраны от Таганрогского залива до улицы Б.Хмельницкого, от косы Ейской до улицы Седина с севера на юг, поселки Садовый, Зеленая Роща, а также зоны охраны месторождений лечебной грязи Плес Глубокий и Ханского озера (включаются станицы Копанская, Ясенская, поселок Ясенская Переправа, хутор Шиловка).

Указывают, что Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 года № 1098 года «О курортах краевого значения» городу Ейску в границах утвержденных округов санитарной охраны присвоен статус курорта Краевого значения. Кроме того, в силу требований пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации, полномочиями по распоряжению испрашиваемым земельным участком обладает Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Полагают, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям ограниченным в обороте согласно статьям 27, 94 Земельного кодекса, а именно к землям особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, и не может предоставляться в частную собственность.

Выслушав представителя заявителей, изучив материалы дела и доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным, считает, что требования заявителей следует удовлетворить.

В судебном заседании установлено, что заявители являются собственниками на жилой дом на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19.04.2007 г. зарегистрированного в установленном порядке, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 21.05.2007г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи.

Являясь собственниками жилого дома, в 2010 году заявители обратились в Управление муниципальных ресурсов Ейского района с ходатайством о предоставлении в собственность земельного участка площадью 149 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, <адрес>

Для сбора всех необходимых документов, заявителями были выполнены кадастровые работы по межеванию земельного участка, получен межевой план, на основании которого осуществлена постановка на государственный кадастровый учет, органами кадастрового учета выдан кадастровый паспорт земельного участка.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав записи о каких либо ограничениях, обременениях и запрещениях на оспариваемый земельный участок, отсутствуют.

Письмом начальника Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район отказано в предоставлении земельного участка в собственность, ввиду того, что в настоящее время администрацией Краснодарского края рассматривается вопрос о защите права собственности Краснодарского края на земельные участки, находящиеся в границах округа санитарной охраны курорта Ейск, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 09 февраля 1998 года № 65 «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск».

Ейский городской суд Краснодарского края приходит к выводу, что оснований для отказа администрацией муниципального образования Ейский район в предоставлении оспариваемого земельного участка в рассматриваемом случае не имеется в связи со следующим.

Земельный кодекс РФ все земли Российской Федерации подразделяет на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования (ст.7 ЗК РФ). Соответственно, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.

Статьями 94 и 96 Земельного кодекса РФ установлены понятия и состав особо охраняемых территорий, в число которых входят земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, на которых могут быть образованы округа санитарной (горно­санитарной) охраны.

Согласно ст. 95 Земельного Кодекса РФ, земельные участки в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся к землям особо охраняемых территорий. Названные земли являются самостоятельной категорией земель и по смыслу ст.ст. 83, 96 Земельного кодекса РФ должны быть отделены от черты поселений. Либо в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки включенные в состав таких зон используются в соответствии с требованиями ст.ст. 94-100 Земельного кодекса РФ.

Однако, Управлением муниципальных ресурсов не представлены доказательства ни того, что территория города Ейска и в частности испрашиваемый земельный участок

относится к особо охраняемой территории как самостоятельной категории, ни того, что испрашиваемый земельный участок входит в состав особо охраняемой территории, включенной в состав земель населенных пунктов.

Из представленных заявителями документов, в частности кадастрового паспорта земельного участка и выписки из Единого государственного реестра прав следует, что земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а записи о каких либо ограничениях, обременениях и запрещениях на оспариваемый земельный участок, отсутствуют, следовательно испрашиваемый земельный участок не может быть отнесен к объектам, имеющим особо ценное оздоровительное значение, а именно к землям особо охраняемых природных территорий.

Понятие особо охраняемых природных территорий определено Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому они представляют собой участки земли водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органами государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются ряд категорий, указанных территорий, порядок образования каждой их которых регламентирован этим же законом.

Применительно к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, являющейся одной из категорий особо охраняемых природных территорий, пунктом 4 статьи 31 вышеназванного Закона определено, что отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Статьей 5 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения и установление границ и режима округов санитарной (горно­санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение. Вышеназванная норма также нашла отражение в статье 6 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 года №41-КЗ (в ред. №.585-КЗ от 03.06.2003 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края».

Таким образом, Федеральным законом предусмотрено, что отнесением к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов предполагается не только принятие решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, но и установление границ и режима использования таких земель в соответствии с Федеральными законами и Законами субъектов РФ.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 г. № 1098 «О курортах краевого значения», на которое ссылается Управление муниципальных ресурсов муниципального образования Ейский район в своем «Отзыве», городу Ейску придан статус курорта краевого значения. А департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского поручено провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курорта города Ейска до 31.12.2009 года.

Во исполнение Закона Краснодарского края от 07.08.1996 г. № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» и Постановления главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 г. № 1098 «О курортах краевого значения», постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 года №1136 утверждено Положение о курорте краевого значения город Ейск, согласно которому «Границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта Ейск утверждает глава администрации Краснодарского края».

Положение о курорте краевого значения Ейск утверждено 10.12.2007 года постановлением главы администрации Краснодарского края №1136, на которое ссылается в своих возражениях Управление муниципальных ресурсов, т.е. после вступления в силу Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Краснодарского края от 23.07.1996 г. № 41-КЗ (в ред. от 06.03.2007 г. № 1193-КЗ) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», а также Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05.11.2002 г. № 532-КЗ., в связи с чем должно отвечать всем требованиям вышеназванных законов.

Однако, до настоящего времени границы и режим округа санитарной охраны курорта Ейск главой Краснодарского края, в порядке установленном действующим законодательством, не утверждены. Доказательств противного заинтересованной стороной суду не представлено.

Таким образом, постановлением 06.12.2006 г. №1098 городу Ейску только придан статус курорта краевого значения, но границы и режим округа санитарной охраны курорта Ейск в соответствии с требованиями Закона не установлены.

В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» все особо охраняемые территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировке.

На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

По правилу ч.З ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.

Однако, Управление муниципальных ресурсов не представило доказательств включения земель особо охраняемых территорий в схемы территориального планирования субъекта РФ, что дало бы им право принимать решения, касающиеся особо охраняемых территорий.

По смыслу ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земли особо охраняемых территорий должны быть поставлены на государственный кадастровый учет. Согласно данной нормы в Государственный кадастр недвижимости в состав сведений о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования " территорий входит индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, описание местоположения границ таких зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, а также содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Между тем, и таких сведений, как доказательства существования зон с особыми условиями использования территорий и доказательства своих возражений относительно заявленных требований, Управлением муниципальных ресурсов не представлено.

Согласно ст. 6 ФЗ от 24,07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения. Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются карты, планы, создаваемые в определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений формах и масштабах.

Таким образом, чтобы сформировать земельный участок, определить его границы на местности, необходимо осуществить землеустроительные работы.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков представляют собой землеустройство, объектами которого являются территории административно-территориальных образований, земельные участки, иные территориальные зоны.

В результате проведения землеустройства создается землеустроительная документация.

Доказательств проведения землеустройства в отношении какой-либо особо охраняемой территории в границах муниципального образования Ейское городское поселение сторонами не представлено, что позволяет сделать вывод о том, что установление на местности границ такой территории не осуществлялось, а особо охраняемая природная территория образована не была.

Поскольку, проведение кадастровых работ в отношении особо охраняемой территории в границах категории земель «населенных пунктов» не выполнялось, то и государственный кадастровый учет земель особо охраняемых природных территорий в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не осуществлен. В связи с тем, что моментом возникновения земельного участка в существующих границах является дата внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости, то отсутствие такой записи свидетельствует об отсутствии объекта кадастрового учета, в рассматриваемом случае — земли особо охраняемых природных территорий.

Несостоятельными являются доводы Управления муниципальных ресурсов муниципального образования Ейский район о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны округа санитарной охраны курорта Ейск согласно постановлению главы администрации Краснодарского края № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск», в котором описаны зоны санитарной охраны от Таганрогского залива до улицы Б.Хмельницкого, от косы Ейской до улицы Седина с севера на юг, поселки Садовый, Зеленая Роща), т.к. в данном постановлении указано, что приложение отсутствует, а в обосновании своих доводов никаких доказательств не представлено.

Кроме того, в силу определения такого понятия, как «граница» объекта землеустройства, описанной в методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003 г. и части 7 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», границей объекта землеустройства является линия, соединяющая характерные точки, положение которых определяется посредством определения координат таких точек.

Заинтересованное лицо в своем «Отзыве» описывает границы зон санитарной охраны по улицам города Ейска, Таганрогского залива и косы Ейской. Совершенно очевидно, что такое описание границ не соответствует закону, т.к. улица Б.Хмельницкого шириной 30 метров не может являться линией. Также Управление муниципальных ресурсов не указывает, на каком расстоянии от уреза воды проходит граница по побережью Таганрогского залива и Ейской косы, что также является доказательством об отсутствии в установленном законом порядке границ земель особо охраняемых природных территориях.

Таким образом, Постановление № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск», на которое ссылается заинтересованное лицо, не является доказательством соблюдения процедуры создания особо охраняемой природной территории и установления границ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что описание границы, приведенной в «Отзыве» не соответствует закону, а довод Управления муниципальных ресурсов о том, что земельный участок находится в границах округа санитарной охраны курорта Ейск, является несостоятельным.

Кроме того, в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых природных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением существующего режима, учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов, статьей 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий. Единственным доказательством существования земельного участка, имеющего особо ценное оздоровительное значение в границах особо охраняемой природной территории, является государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Правилами его ведения, включающий в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении, площади и границах, режиме особой охраны, собственниках, владельцах, землепользователях, природопользователях, степени сохранности ООПТ и другие сведения.

Между тем, сведений о включении в установленном законом порядке земельного участка в соответствующий кадастр с присвоением ему статуса особо охраняемой территории с объектами оздоровительного назначения и определением особого правового режима, Управление муниципальных ресурсов суду не представило.

На основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, аналогичные земельные участки переданы в собственность граждан.

В соответствии со ст.6 Конституции РФ, каждый гражданин РФ, обладает на ее территории всеми правами, свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные Конституцией

РФ. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст.9 Конституции РФ земля может находиться в частной собственности.

Однако, в одних и тех же случаях земля предоставляется в собственность одним гражданам и не предоставляется другим, что противоречит Конституции РФ. Само Постановление № 65 от 09.02.1998 года в установленном порядке, как утверждает заявитель, не было опубликовано, что согласно ст. 15 Конституции РФ, не дает оснований для его применения.

В связи с тем, что администрация муниципального образования Ейский район в лице Управления муниципальных ресурсов, отказывая заявителям в предоставлении земельного участка в собственность, а также вступая в гражданский процесс в качестве ответчиков (заинтересованных лиц), в нарушении ст.ст. 56,57 ГПК РФ, не представила суду доказательств, подтверждающих существование земель особо охраняемых природных территорий, и входящие в его состав зон санитарной охраны курорта Ейск с описанием его границ и режимом хозяйственной деятельности, а также доказательства включения испрашиваемого в собственность земельного участка в земли особо охраняемых природных территорий, суд признает заявленные требования обоснованными.

Руководствуясь 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, выраженные в отказе принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность неправомерными,

Обязать Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Матвиенко ФИО7 Матвиенко ФИО8 в собственность земельный участок площадью 691 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд.

Председательствующий