К делу №2- 891/2011 года
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2011 г. Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Поплавского М.В.
при секретаре Ракитянской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафроновой Натальи Алексеевны к ответчику – МУ «Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района» об обязывании МУ «Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района» предоставить Сафроновой Наталье Алексеевне в собственность за плату земельный участок
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратились в суд, просит признать недействительным отказ о предоставлении земельного участка площадью 864,0 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по улице <адрес> в городе Ейске Ейского района Краснодарского края в собственность за плату, просит обязать МУ «Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район» обязать МУ «Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района» предоставить Сафроновой Наталье Алексеевне в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по улице <адрес> в городе Ейске Ейского района Краснодарского края. В судебное заседание ответчик не явился, уведомлен. Истица Сафронова Н.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена.
Представитель истца Тарасова А.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований, считая отказ в предоставлении указанного земельного участка в собственность незаконным, а доводы, приведенные в нем, несостоятельными.
Пояснила, что Сафронова Н.А., являясь собственниками жилого дома, 21.10.2010 года я обратилась в МУ «Управление муниципальных ресурсов» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица <адрес>.
Право собственности на объект недвижимого имущества по указанному адресу возникло у истицы на основании решения Ейского городского суда от 07.04.2008 г. по делу №, свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 23-АЕ № от 30.06.2008 г.
25 октября 2010 года в ответ на заявление Сафронова Н.А. получила письмо МУ «Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район», которое по своему содержанию разъясняет перечень необходимых документов при подаче заявления о выкупе земельного участка, а также правовой статус земель особо охраняемых территорий. Согласно письму Управления, испрашиваемый земельный участок по указанному адресу входит в границы округа санитарной охраны курорта Ейск. Управление ссылается также на рассмотрение вопроса о защите права собственности Краснодарского края. При этом заинтересованное лицо руководствуется статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации и ссылается на то, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте, однако не подтверждает ограничение в обороте испрашиваемого земельного участка. Кроме этого, Управление ссылается на постановление главы администрации Краснодарского края № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск» и отказывается от принятия решения по существу.
В обоснование своих требований представитель истца обратила внимание суда на то, что названное Постановление в установленном порядке не было опубликовано, и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не дает оснований для его применения.
Считает, что в связи с тем, что границы округа санитарной охраны, имеющих лечебное значение на территории Ейского городского поселения не установлены в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», то относить спорный участок к округу санитарной охраны курорта Ейск, незаконно.
Представитель истца указала, что доводы Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район о том, что испрашиваемый земельный участок входит в зону округа санитарной охраны курорта Ейск согласно Постановлению № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск» не состоятельны в связи с тем, что в данном Постановлении приложение не приводится, а в обоснование своих доводов никаких доказательств администрацией муниципального образования Ейский район, не представлено.
Поскольку границы особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов не установлены в соответствии с требованиями Федеральных законов, то, по мнению представителя истца принимая решение, ответчик должен был руководствоваться ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане — собственники зданий, строений, сооружений, на которых они располагаются.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела и доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Сафроновой Н.А. к Управлению муниципальных ресурсов администрации Ейского района о признании отказа в предоставлении земельного участка недействительным, считает, что требования истицы следует удовлетворить.
В судебном заседании установлено, что право собственности на объект недвижимого имущества по указанному адресу возникло у Сафроновой Н.А. на основании решения Ейского городского суда от 07.04.2008 г. по делу №, свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 23-АЕ № от 30.06.2008 г
Являясь собственником жилого дома, 21.10.2010 года она обратилась в Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по улице <адрес> в городе Ейске Ейского района Краснодарского края.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав от 20.10.2010 г. № записи о каких либо ограничениях, обременениях и запрещениях на оспариваемый земельный участок, отсутствуют.
25 октября 2010 года письмом начальника Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район № 22-2175/10-01-20 отказано в предоставлении земельного участка в собственность, ввиду того, что в настоящее время администрацией Краснодарского края рассматривается вопрос о защите права собственности Краснодарского края на земельные участки, находящиеся в границах округа санитарной охраны курорта Ейск, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 09 февраля 1998 года № 65 «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск».
Ейский городской суд Краснодарского края приходит к выводу, что оснований для отказа Управления муниципальных ресурсов администрации Ейского района в предоставлении оспариваемого земельного участка в рассматриваемом случае не имеется в связи со следующим.
Земельный кодекс РФ все земли Российской Федерации подразделяет на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования (ст.7 ЗК РФ). Соответственно, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.
Статьями 94 и 96 Земельного кодекса РФ установлены понятия и состав особо охраняемых территорий, в число которых входят земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, на которых могут быть образованы округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно ст. 95 Земельного Кодекса РФ, земельные участки в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся к землям особо охраняемых территорий. Названные земли являются самостоятельной категорией земель и по смыслу ст.ст. 83, 96 Земельного кодекса РФ должны быть отделены от черты поселений. Либо в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки включенные в состав таких зон используются в соответствии с требованиями ст.ст. 94-100 Земельного кодекса РФ.
Однако, Управлением муниципальных ресурсов не представлены доказательства ни того, что территория города Ейска и в частности испрашиваемый земельный участок относится к особо охраняемой территории как самостоятельной категории, ни того, что испрашиваемый земельный участок входит в состав особо охраняемой территории, включенной в состав земель населенных пунктов.
Из представленных заявителями документов, в частности кадастрового паспорта земельного участка от 08.07.2010 года и выписки из Единого государственного реестра прав от 20.10.2010 года следует, что земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а записи о каких либо ограничениях, обременениях и запрещениях на оспариваемый земельный участок, отсутствуют, следовательно испрашиваемый земельный участок не может быть отнесен к объектам, имеющим особо ценное оздоровительное значение, а именно к землям особо охраняемых природных территорий.
Понятие особо охраняемых природных территорий определено Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому они представляют собой участки земли водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органами государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются ряд категорий, указанных территорий, порядок образования каждой их которых регламентирован этим же законом.
Применительно к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, являющейся одной из категорий особо охраняемых природных территорий, пунктом 4 статьи 31 вышеназванного Закона определено, что отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Статьей 5 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся: признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения и установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение. Вышеназванная норма также нашла отражение в статье 6 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 года №41-КЗ (в ред. № 585-КЗ от 03.06.2003 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края».
Таким образом, Федеральным законом предусмотрено, что отнесением к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов предполагается не только принятие решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, но и установление границ и режима использования таких земель в соответствии с Федеральными законами и Законами субъектов РФ.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 г. № 1098 «О курортах краевого значения», городу Ейску придан статус курорта краевого значения, а департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского поручено провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курорта города Ейска до 31.12.2009 года.
Во исполнение Закона Краснодарского края от 07.08.1996 г. № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» и Постановления главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 г. № 1098 «О курортах краевого значения», постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 года №1136 утверждено Положение о курорте краевого значения город Ейск, согласно которому «Границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта Ейск утверждает глава администрации Краснодарского края».
Положение о курорте краевого значения Ейск утверждено 10.12.2007 года постановлением главы администрации Краснодарского края №1136, на которое ссылается в своих возражениях Управление муниципальных ресурсов, т.е. после вступления в силу Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Краснодарского края от 23.07.1996 г. № 41-КЗ (в ред. от 06.03.2007 г. № 1193-КЗ) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», а также Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05.11.2002 г. № 532-КЗ., в связи с чем должно отвечать всем требованиям вышеназванных законов.
Однако, до настоящего времени границы и режим округа санитарной охраны курорта Ейск главой Краснодарского края, в порядке установленном действующим законодательством, не утверждены. Доказательств противного заинтересованной стороной суду не представлено. Таким образом, постановлением 06.12.2006 г. №1098 городу Ейску только придан статус курорта краевого значения, но границы и режим округа санитарной охраны курорта Ейск в соответствии с требованиями Закона не установлены.
В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» все особо охраняемые территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировке.
На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. По правилу ч.3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
Однако, Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района не представило доказательств включения земель особо охраняемых территорий в схемы территориального планирования субъекта РФ, что дало бы им право принимать решения, касающиеся особо охраняемых территорий.
По смыслу ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земли особо охраняемых территорий должны быть поставлены на государственный кадастровый учет. Согласно данной нормы в Государственный кадастр недвижимости в состав сведений о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий входит описание местоположения границ таких зон.
Согласно ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения. Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются карты, планы, создаваемые в определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений формах и масштабах.
Таким образом, чтобы сформировать земельный участок, определить его границы на местности, необходимо осуществить землеустроительные работы.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков представляют собой землеустройство, объектами которого являются территории административно-территориальных образований, земельные участки, иные территориальные зоны.
В результате проведения землеустройства создается землеустроительная документация.
Доказательств проведения землеустройства в отношении какой-либо особо охраняемой территории в границах муниципального образования Ейское городское поселение сторонами не представлено, что позволяет сделать вывод о том, что установление на местности границ такой территории не осуществлялось, а особо охраняемая природная территория образована не была.
Поскольку, проведение кадастровых работ в отношении особо охраняемой территории в границах категории земель «населенных пунктов» не выполнялось, то и государственный кадастровый учет земель особо охраняемых природных территорий в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не осуществлен. В связи с тем, что моментом возникновения земельного участка в существующих границах является дата внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости, то отсутствие такой записи свидетельствует об отсутствии объекта кадастрового учета, в рассматриваемом случае — земли особо охраняемых природных территорий.
Несостоятельными являются доводы Управления муниципальных ресурсов муниципального образования Ейский район о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны округа санитарной охраны курорта Ейск согласно постановлению главы администрации Краснодарского края № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск», в котором описаны зоны санитарной охраны от Таганрогского залива до улицы Б.Хмельницкого, от косы Ейской до улицы Седина с севера на юг, поселки Садовый, Зеленая Роща), т.к. в данном постановлении указано, что приложение отсутствует, а в обосновании своих доводов никаких доказательств не представлено.
Кроме того, в силу определения такого понятия, как «граница» объекта землеустройства, описанной в методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003 г. и части 7 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», границей объекта землеустройства является линия, соединяющая характерные точки, положение которых определяется посредством определения координат таких точек.
Таким образом, Постановление № 65 от 09.02.1998 г. «Об утверждении округа санитарной охраны курорта Ейск», на которое ссылается Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района в своем отказе, не является доказательством соблюдения процедуры создания особо охраняемой природной территории и установления границ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что описание границ не соответствует закону, а довод Управления муниципальных ресурсов о том, что земельный участок находится в границах округа санитарной охраны курорта Ейск, является несостоятельным.
Управление не обосновало невозможность предоставления в собственность указанного земельного участка.
Кроме того, статьей 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий. Единственным доказательством существования земельного участка, имеющего особо ценное оздоровительное значение в границах особо охраняемой природной территории, является государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Правилами его ведения, включающий в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении, площади и границах, режиме особой охраны, собственниках, владельцах, землепользователях, природопользователях, степени сохранности ООПТ и другие сведения.
Между тем, сведений о включении в установленном законом порядке земельного участка в соответствующий кадастр с присвоением ему статуса особо охраняемой территории с объектами оздоровительного назначения и определением особого правового режима, Управление муниципальных ресурсов суду не представило.
Кроме этого, согласно ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации, полное изъятие земельных участков из оборота предусматривается в первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
Согласно п. 5 ст. 14 Закона Краснодарского края «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», продажа земли запрещена в первой зоне санитарной охраны (допускается передача в аренду). Для второй и третьей охранной зоны (зоны наблюдения) такое ограничение в обороте не установлено. Согласно письму ответчика указанный земельный участок входит в границы округа санитарной охраны курорта Ейск, однако не указывает в какой именно зоне расположен испрашиваемый земельный участок. Разрешенное использование земельного участка – под индивидуальный жилой дом. Хозяйственная (предпринимательская) деятельность, сопровождающаяся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением на указанном земельном участке не осуществляется.
Согласно положений ст. 95, 96 Земельного кодекса РФ, земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. Таким образом, законодательством допускается возможность существования частной собственности в границах охранных зон. Сам по себе статус охранной зоны не означает полное ограничение в обороте и запрет на совершение сделок (кроме первой зоны) с земельными участками, находящимися в охранных зонах, а устанавливает особый правовой режим, регулируемый нормативно-правовыми актами.
В связи с тем, что Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района, отказывая истцу в предоставлении земельного участка в собственность, а также вступая в гражданский процесс в качестве ответчика, в нарушении ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, не представила суду доказательств, подтверждающих существование земель особо охраняемых природных территорий, и входящие в его состав зон санитарной охраны курорта Ейск с описанием его границ и режимом хозяйственной деятельности, а также доказательства включения испрашиваемого в собственность земельного участка в земли особо охраняемых природных территорий, суд признает заявленные требования обоснованными.
На основании выше изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст.ст. 233, 234, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
- обязать МУ «Управление муниципальных ресурсов администрации Ейского района» предоставить Сафроновой Наталье Алексеевне в собственность за плату земельный участок площадью 864,0 кв.м. с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по улице <адрес> в городе Ейске Ейского района Краснодарского края.
Ответчики вправе подать заявление об отменен заочного решения в течении семи дней со дня вручения копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.В. Поплавский