К делу № 2 – 301/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 19 января 2011 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коваленко А.А.
при секретаре Швед В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Администрация муниципального образования Ейский район, о признании незаконным бездействия по разработке условий технического задания для систем коммунальной инфраструктуры,-
У С Т А Н О В И Л:
Ейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ейский район по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района, условий технического задания для систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; обязать администрацию муниципального образования Ейский район разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района в течение двух месяцев с момента вынесения решения суда.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования были уточнены – прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ейский район по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района, условий технического задания для систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; обязать администрацию муниципального образования Ейский район разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района в течение шести месяцев с момента вступления решения суд в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Краснодарского края проверки исполнения законодательства при формировании и применении тарифов на товары, работы, услуги организаций коммунального комплекса, действующих на территории, поднадзорной Ейскому межрайонному прокурору, было установлено, что до настоящего времени администрацией муниципального образования Ейский район не разработана программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района, не разработаны в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по подготовке технический заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 года №100, в соответствии с муниципальной целевой программой «Развития (расширение) инженерной инфраструктуры Ейского городского поселения Ейского района на 2010-2011 годы» условия технического задания для систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что препятствует разработке инвестиционных программ организации коммунального комплекса, реализующим свою деятельность в указанных сферах производственной деятельности, установлению тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, что послужило основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ Главе муниципального образования Ейский район представления об устранении нарушений ФЗ от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулировании тарифов организаций коммунального комплекса», однако требования прокурора устранить нарушения законодательства РФ не исполнено до настоящего времени. Указанное бездействие администрации муниципального образования Ейский район влечет за собой увеличение финансового бремени юридических и физических лиц, желающих подключиться к системам подачи тепловой энергии, воды, канализационной системе, вынужденных в отсутствие тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение производить оплату в порядке, предусмотренном п.п.2 п.14 постановления Правительства РФ от 09.06.2007 года №360 «Об утверждении правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры».
Заслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме, по следующим основаниям.
В судебном заседании помощник Ейского межрайонного прокурора на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме с учетом внесенных уточнений.
Представитель администрации муниципального образования Ейский район в обоснование своих возражений относительно заявленных требований пояснила, что развитие инвестиционной программы организации коммунального комплекса на территории Ейского района необходимо, но данные программы разрабатываются ресурсоснабжающими организациями на основании технических условий выдаваемых администрацией, в свою очередь технические условия выдаются на основании комплексного плана системы, который разрабатывается органами местного самоуправления в соответствии в документами территориального планирования. Документы территориального планирования разрабатываются на основе ряда документов, одним из которых является – генеральные планы поселений. Утверждение генеральных планов поселений, организация в границах поселений тепло, водоснабжения, водоотведения, содержание дорог является функцией поселения. В настоящее время ни одно поселение, кроме города не имеет плана развития коммунальной инфраструктуры, в виду чего условия технического задания для систем коммунальной инфраструктуры разработаны быть не могут. Требования прокурора должны быть направлены не на план развития инфраструктуры, а на утверждение генеральных планов, ведь пока их не будет - невозможно приступить к следующему этапу, поэтому требование прокурора и даже срок – 6 месяцев, касательно планов инфраструктур, в принципе, недостаточен.
В судебном заседании установлено, что на территории Ейского района в сфере жилищно – коммунального комплекса функционируют следующие предприятия: теплоснабжающие: МУП «Ейские тепловые сети», ООО «КубаньГлавСтрой», ООО «Титан», Ейская КЭЧ района, ОАО «Ейский станкостроительный завод», ЗАО «Санаторий «Ейск»; водоснабжающие: филиал «Ейский групповой водопровод» ООО «Югводоканал», МУП ЖКХ Ейского района, СХП «Советское» «Агрофирма «Волготрансгаз-Ейск», ООО «Агрофирма Александровская», МУП «Коммунальщик Ейского района» (л.д.7). При этом МУП ЖКХ Ейского района (л.д.8), МУП «Коммунальщик Ейского района» (л.д.9), МУП «Ейские тепловые сети» (л.д.10) технические задания МО Ейский район для разработки инвестиционной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры данные предприятия не получали, в виду чего, инвестиционная программа на основе технического задания не разрабатывалась и в администрацию муниципального образования Ейский район не поступала.
В связи с тем, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры органами местного самоуправления муниципального образования Ейский район не разработана, что препятствует установлению тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, ДД.ММ.ГГГГ Ейской межрайонной прокуратурой в адрес главы муниципального образования Ейский район вынесено представление об устранении нарушений ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса», с требованием принять меры, направленные на разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Ейского района, инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установление тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (л.д.11-12).
Согласно сообщению Администрации муниципального образования Ейский район № от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении представления прокурора, органами местного самоуправления муниципального образования Ейский район в настоящее время не нарушается действующее законодательство по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса в части отсутствия программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, поскольку предельный срок разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования определен до 01.01.2010 года (л.д.13).
Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена муниципальная целевая программа Ейского городского поселения Ейского района «Развитие (расширение) инженерной инфраструктуры Ейского городского поселения Ейского района» на 2010-2011 годы (л.д.14, 15-17).
Согласно сообщению администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время администрацией Ейского городского поселения Ейского района разработан проект решения Совета Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении порядка, условий разработки и изменения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса на территории Ейского городского поселения Ейского района», рассмотрение проекта, с целью утверждения его депутатами Совета Ейского городского поселения Ейского района, планируется в декабре 2010 года (л.д.20).
Материалами дела подтверждается, что в 2006 году муниципальным образованием Ейский район приняты полномочия сельских поселений (Ясенского сельского поселения, Трудового сельского поселения, Моревского сельского поселения, Кухаривского сельского поселения, Красноармейского сельского поселения, Копанского сельского поселения, Камышеватского сельского поселения, Ейского сельского поселения, Должанского сельского поселения, Александровского сельского поселения) в части утверждения генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления земельного контроля за использованием земель поселения (л.д.34, 37-86).
В соответствии с п.4, 4.1 ч.1 ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Согласно п.1,2 ч.1 и п.4,7 ч.2 ст.5 Федерального Закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок отнесены утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, инвестиционных программ организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, технических заданий по разработке инвестиционных программ организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.
В соответствии со ст. 2, 5 названного Федерального Закона, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования – программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Органы местного самоуправления в частности осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В соответствии с ч.1,2,6,12 ст.11 Федерального Закона от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п.5 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 года № 99, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. При соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, а также предложения о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение. После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», до 1 января 2010 года при отсутствии программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются представительными органами муниципальных образований.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что бездействие администрации муниципального образования Ейский район по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района, условий технического задания для систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, инвестиционной программы организации коммунального комплекса на территории Ейского района, нарушает права граждан и препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно – коммунальной инфраструктуры на территории г. Ейска и Ейского района, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности граждан, постоянно или временно пребывающих на территории г. Ейска и Ейского района.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, -
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ейский район по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района, условий технического задания для систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Обязать администрацию муниципального образования Ейский район разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Ейского района в течение шести месяцев с момента вступления решения суд в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме 24.01.2011 года.
Председательствующий