К делу № 2-47/2011
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2011 года город Ейск
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Поплавского М.В.,
при секретаре Ракитянской Н.В.,
с участием прокурора Подлесного В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к МУЗ Ейского района «ЦРБ» и МУ Ейского района «Централизованной бухгалтерии учреждения здравоохранения» об обязывании МУЗ Ейского района «ЦРБ» и МУ Ейского района «Централизованной бухгалтерии учреждения здравоохранения» при расчете заработной платы не включать в минимальный размер оплаты труда работников, установленный Федеральным Законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты руда» выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе за работу на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными условиями труда и за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения, третьи лица «Ейская районной организацию профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации и Краснодарский территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в лице Ейского межрайонного филиала.
У С Т А Н О В И Л:
Ейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском об обязывании МУЗ Ейского района «ЦРБ» и МУ Ейского района «Централизованной бухгалтерии учреждения здравоохранения» при расчете заработной платы не включать в минимальный размер оплаты труда работников, установленный Федеральным Законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты руда» выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе за работу на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными условиями труда и за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены и изложены в следующей редакции: « Признать незаконными действия муниципального учреждения здравоохранения Ейского района «Центральная районная больница», выразившиеся в дискриминации на вознаграждение за труд работников, занимающих должности профессиональных квалификационных групп, которым установлен размер оклада в размере меньшем, чем 4330 рублей, в связи с установлением условий оплаты труда в виде надбавок компенсационного характера за работу на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличения объема работ, включаемых в состав минимального размера оплаты труда в РФ, в размере 4330 рублей с 1 января 2009 года, при начислении заработной платы работникам, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда.
В обоснование своих исковых требований, прокурор, участвующий в деле, пояснил, что в ходе проверки заявлений граждан, было установлено, что в муниципальных учреждениях здравоохранения Ейского района нарушены права медицинских работников на выплату заработной платы в размерах, гарантированных Конституцией РФ и Трудовым Кодексом РФ.
Так же, в обоснование своего иска, прокурор проводит анализ трудового законодательства, содержащего определение понятия заработной платы, её составных частей, анализирует Положение об оплате труда работников МУЗ Ейского района «Центральная районная больница», утвержденного приказом Главного врача №459 от 15 мая 2010 года, разработанного в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов ( утв. Решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, что позволяет по мнению прокурора, сделать вывод о том, что в МУЗ Ейского района «ЦРБ» не обеспечивается реальная оплата труда в повышенном размере работникам учреждений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными ( или ) опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда отклоняющихся от нормальных, а так же не повышается мотивация качественного труда работников и их поощрение за результаты труда посредством стимулирующих выплат. Из штатного расписания, ведомостей начислений, расчетно-платежных ведомостей МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» следует, что доведение заработной платы медперсоналу до минимального размера оплаты труда осуществляется путем выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе за работу в особых условиях, за работу на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, что, по мнению прокурора, противоречит нормам трудового законодательства.
Представители ответчиков в судебном заседании иск не признали. Считают, что заработная плата работникам устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей в МУЗ Ейского района «ЦРБ» системой оплаты труда. Трудовым Кодексом РФ ( ст. 144) определены источники, устанавливающие систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений. В частности в МУЗ Ейского района «ЦРБ» данным источником является постановление Главы муниципального образования Ейский район от 28.11.2008г. №1061 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Ейского района», а так же Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений Ейского района утвержденного Постановлением №1061 от 28 ноября 2008 года. Данным нормативным актам установлены, по мнению ответчиков, справедливые условия оплаты труда работникам. Они ни как не ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством Российской Федерации.
Обращают внимание суда на то, что законность действующего Постановления Главы муниципального образования Ейский район от 28.11.2008г. №1061 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Ейского района» и Положения к нему, прокурором не оспорена. А значит исполнить его требования без нарушений названных муниципальных правовых актов - невозможно. Оснований не исполнять вышеназванное Постановление Главы муниципального образования Ейский район от 28.11.2008г. №1061 и Положения об оплате труда, а также полномочий внести в него изменения, у ответчиков нет. Поскольку размер месячной заработной платы работников МУЗ Ейского района «ЦРБ» не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом - нарушений трудовых прав работников при расчете и выплате им заработной платы не допущено. Данные выводы, по мнению ответчиков, нашли своё отражение в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 19.07.2010г. №7-6092-10-ОБ/65/2 составленного государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Телятниковым Д.И.
Обязательных требований о не включении выплат компенсационного и стимулирующего характера в минимальный размер заработной платы работникам не содержат ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни другие нормативные правовые акты, устанавливающие нормы трудового права, в том числе и действующая в МУЗ Ейского района «ЦРБ» система оплаты труда.
Третьи лица, в судебное заседание не явились.
Представитель Ейского филиала Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования по существу иска просят рассмотреть дело в их отсутствии. Позицию свою высказывает в письменных возражениях, которая совпадает с позицией ответчиков. Ссылается на то, что Медицинские организации по своим признакам являются организациями бюджетной сферы – бюджетными учреждениями в соответствии с нормами Гражданского и Бюджетного кодекса. РФ Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений ( п.4 ст.86 Бюджетного Кодекса РФ).
Представитель «Ейской районной организацию профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации» Исянова И.В., ранее в судебном заседании пояснила, что требования прокурора преждевременны, в Краевом Отраслевом Соглашении на 2011-2013 г.г., затрагивающем трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников, установлено, что руководители организаций здравоохранения будут обязаны устанавливать сверх минимального размера оплаты труда выплаты компенсационного характера за выполнение работником в течение установленной продолжительности рабочего дня ( смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии ( должности) путём совмещения профессий ( должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, исполнения обязанностей временно отсутствующих работников. Аналогичное соглашение должно быть принято на муниципальном уровне, но пока еще находится в стадии согласований. Представила в суд Отраслевое соглашение на 2011 - 2013 год подписанное Краснодарской краевой организацией профсоюза работников здравоохранения РФ и Департаментом здравоохранения Краснодасркого края в ноябре 2010 года, зарегистрированное в Департаменте труда и занятости населения Краснодарского края 29 декабря 2010 года и в Территориальном секторе по труду управления по труду и социальным вопросам департамента труда и занятости населения Краснодасркого края.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора не подлежат удовлетворению. Суд не может согласиться с приведенными доводами истца, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, в то же время позиция ответчиков нашла свое подтверждение в суде.
В пункте №5 Постановления Главы муниципального образования Ейский район от 28 ноября 2008 года № 1061 с внесенными изменениями от 2 февраля 2009 года №64 с 1 декабря 2008 года установлена заработная плата работникам муниципального учреждения здравоохранения Ейского района не ниже уровня 4330 рублей. Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения ( утв. № 1061 от 28.11 2008 года) установлено, что заработная плата медицинских работников состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, при этом выплаты компенсационного характера работников основного персонала при расчёте средней заработной плату не учитываются. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых, создано учреждение. Приложением №1 к указанному постановлению установлены оклады работников учреждений здравоохранения. В указанном приложение установлен минимальный размер оклада для санитарок, младших медицинских сестер по уходу за больными, фасовщицам и другим в размере 2900 рублей, без повышающих коэффициентов ( повышающий коэффициент «о») ( л.д.34,34 оборот, 35-37,39 оборот – 40).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда " и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку не оспорено Постановление №1061 от 28 ноября 2008 года устанавливающего заработную плату работников в размере 4330 рублей, а не оклад, требования Ейского межрайонного прокурора является преждевременным и удовлетворению не подлежит.
По мнению суда, прокурор выбрал неверный путь защиты интересов неопределенного круга лиц, а именно работников ЕЦРБ у которых размер оклада установлен меньше минимального размера оплаты труда. Главой муниципального образования Ейского района от 28 ноября 2008 года № 1061 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Ейского района» установлены минимальные размеры оплату труда медицинских работников с увеличивающими процентами, при этом минимальный размер оплаты труда указанный в постановлении был принят на основании Федерального закона от 20 апреля 2007 года №54 ФЗ в последующем Администрацией Ейского района были внесены изменения в Постановление № 1061 увеличивающие минимальный размер заработной платы до 4330 рублей. Таким образом суд приходи к выводу, что прокурору необходимом применять меры прокурорского реагирования не к Администрации МУЗ Ейского района ЦРБ и к МУ Ейского района «ЦБУЗ», а к Администрации Ейского района с требованием о внесении соответствующих изменений в ранее принятое постановление и положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Ейского района.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к муниципальному учреждению здравоохранения Ейского района «Центральная районная больница» о признании незаконными действия муниципального учреждения здравоохранения Ейского района «Центральная районная больница», выразившиеся в дискриминации на вознаграждение за труд работников, занимающих должности профессиональных квалификационных групп, которым установлен размер оклада в размере меньшем, чем 4330 рублей, в связи с установлением условий оплаты труда в виде надбавок компенсационного характера за работу на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, за совмещение профессий ( должностей), расширение зон обслуживания, увеличения объема работ, включаемых в состав минимального размера оплаты труда в РФ, в размере 4330 рублей с 1 января 2009 года, при начислении заработной платы работникам, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда – отказать.
Срок обжалования решения - десять дней в краевой суд через Ейский городской суд с момента изготовления мотивировочной части решения с 27 февраля 2011 года.
Председательствующий