решение по иску Михайлова П.П. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края о начислении разницы пенсии



К делу № 2-408 2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2011 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего Безроднева Г.Ю.

при секретаре Пидченко О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Михайлова П. П. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края о начислении разницы пенсии за истекший период

УСТАНОВИЛ:

Истец Михайлов П.П., являясь пенсионером Министерства обороны, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Центр социального обеспечения военного комиссариата КК произвести перерасчет назначенной ему пенсии за период с 5 июля 1990 года по 28 февраля 2009 года в сторону увеличении.

Представитель ответчика с иском истца не согласен, представил письменный отзыв.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании истец пояснил, что он майор Михайлов П.П. проходил военную службу с 22.08.1972 г. по 04.07.1990 г. В период с 20.12.04.1976. по 07.08.1985 г. проходил службу в авиационном полку на должностях летного состава. На основании свидетельства о болезни № 455 от 02.09.1985 г. - признан негодным к летной работе. Полеты прекратил 07.08.1985 г. (расчет выслуги лет на пенсию от 03.04.1985 г. ФЭУ СКВО). Пенсия назначена ему с 05 июля 1990 года - со дня увольнения с военной службы. Назначение пенсии произведено из нелетного должностного оклада "руководитель полетами Ейского ВВАУЛ", на которую истец переведен с летной должности заместителя командира эскадрильи - штурман по состоянию здоровья.

Назначение пенсии ему произведено без учета требований пункта 60 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года № 986 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей", а именно: при определении размера пенсии не учтено, что на должность руководителя полетами 959 учебного авиационного полка ЕВВАУ летчиков им. Комарова Северо-Кавказского военного округа он был переведен с летной должности заместителя командира эскадрильи - штурман по состоянию здоровья.

При назначении пенсии размер причитающейся ему пенсии определен неверно, чем нарушено его право на получение пенсии в большем размере, чем назначенная и выплачиваемая ему продолжительное время пенсия.

В апреле 2008 года он узнал о том, что размер выплачиваемой ему пенсии не соответствует причитающейся ему пенсии и обратился к Военному комиссару г. Ейска с просьбой решить вопрос о начислении ему военной пенсии с последнего летного оклада. Сообщением от 08 мая 2008 года № 5/2411 (Приложение № 3) Военный комиссариат города Ейска подтвердил, что пенсия Михайлову П.П. назначена с должности руководителя полетами 959 учебного авиационного полка ЕВВАУ летчиков им. Комарова Северо-Кавказского военного округа, его заявление от 14 апреля 2008 года направлено для рассмотрения в Центр социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края.

В сообщении Военного комиссара города Ейска от 08 мая 2008 года № 5/2411 указана и причина, обусловившая неверное определение размера пенсии - отсутствие во втором экземпляре его личного дела выписки из приказа по личному составу, где указано, что за ним при уходе на пенсию сохраняется должностной оклад занимаемой им ранее летной должности. Заявление от 14 апреля 2008 года с просьбой решить вопрос о начислении ему военной пенсии с последнего летного оклада рассмотрено Центром социального обеспечение Военного комиссариата Краснодарского края. В результате с 01 марта 2010 года ему назначена пенсия из летного оклада в размере <данные изъяты> копеек. За период с 01 марта 2009 года по 28 февраля 2010 года ему дополнительно начислена пенсия (разница в пенсии) в сумме <данные изъяты> копеек.

Указанными выше действиями Центр социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края подтвердил наличие у него права на получение пенсии, назначаемой из летного оклада.

Однако за период с 05 июля 1990 года по 28 февраля 2009 года перерасчет пенсии не произвел - разница между назначенной и причитающейся ему в период с 05 июля 1990 года по 28 февраля 2009 года пенсии дополнительно не начислена. Причина этого указана Центром социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края в сообщении от 31 мая 2010 года № 2321 - это отсутствие в его пенсионном (личном) деле выписки из приказа Командующего ВВС Заб ВО № 09 от 15 января 1986 года о перемещении с летной на нелетную работу с правом исчисления пенсии из летного должностного оклада.

Истец считает, что довод, указанный в сообщении Военного комиссара города Ейска от 08 мая 2008 года № 5/2411 и в сообщении Центра социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края от 31 мая 2010 года № 2321, несостоятелен.

Перевод с летной должности на нелетную должность по состоянию здоровья подтверждается материалами его личного дела: послужным списком, представлением к назначению на должность руководителя полетами от 25 ноября 1985 года, а также направленной военным комиссаром города Ейска анкетой-запросом от 17 декабря 2008 года № 3/6030.

Довод, указанный в сообщении Военного комиссара города Ейска от 08 мая 2008 года № 5/2411 ив сообщении Центра социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края от 31 мая 2010 года № 2321, а именно: отсутствие выписки из приказа Командующего ВВС Заб ВО № 09 от 15 января 1986 года, объясняет причину, по которой размер пенсии определен неверно, но не лишает его права на получение пенсии в большем размере, рассчитанном из летного должностного оклада

Центр социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации", как орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов, однако этим правом не воспользовался.

Истец считает, что использованная для ограничения срока перерасчета назначенной ему пенсии статья 55 закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, их семей" применена к его случаю необоснованно по следующим основаниям.

Право на получение пенсии в большем размере, чем пенсия, назначенная ему к выплате с 05 июля 1990 года, он имел на момент первичного обращения о назначении пенсии. Он обратился с просьбой о назначении пенсии своевременно. Обстоятельства, влекущие изменение размера назначенной ему пенсии, имели место на момент первоначального назначения пенсии, и не были применены для определения размера причитающейся ему пенсии по вине уполномоченных на то должностных лиц. Он обратился в Центр социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края с просьбой изменить размер пенсии, определенный неверно с момента ее назначения, а не в связи с наступлением обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, их семей", и их семьям.

Однако перерасчет произведен только за период с 01 марта 2010 года, с доплатой разницы в пенсии за 12 месяцев, то есть с 01 марта 2009 года по 28 февраля 2010 года.

Центр социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края наделен правом в случае неверного определения размера выплачиваемой пенсии - устранить допущенное нарушение в досудебном порядке. Однако этим правом не воспользовался.

Истец считает, что его вины в неправильном определении размера причитающейся ему пенсии нет. Он не комплектовал пенсионное дело и не мог его комплектовать - не имел на то полномочий. Неверное определение размера причитающейся ему пенсии - следствие халатного отношения к исполнению обязанностей тех должностных лиц, которые уполномочены готовить документы на увольнение военнослужащего и направлять по службе документы военнослужащего для назначения ему пенсии, а также следствие некомпетентности должностных лиц. Халатное отношение должностных лиц к исполнению обязанностей, их некомпетентность не могут являться основанием к уменьшению размера причитающейся ему пенсии, а также к отказу в восстановлении его нарушенного права на получение заслуженного им достойного денежного пенсионного содержания. Организация работы по пенсионному обеспечению осуществляется МО, лица обращаются с заявлениями в пенсионные органы МО, которые рассматривают заявление с момента поступления заявления, либо не позднее 10 дней с момента поступления недостающих документов. Центр не проверил документы, предоставленные войсковой частью на получение пенсии Михайлову П.П. в связи с чем его право нарушено. Как только Михайлов П.П. узнал о нарушении права он обратился с заявлением о восстановлении нарушенных прав.

Представитель ответчика иск не признал, так как в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 « О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей» в денежное довольствие для исчисления пенсии учитывается оклад по воинской должности в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пунктом 9 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации 1993года № 941 предусмотрено, что в денежное довольствии, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности.

Истец уволен с военной службы 04.07.1990года с должности «Руководителя полетами 959 учебного авиационного полка (данная должность является нелетной).

В соответствии с п. 5 Положения об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 396 (с последующими изменениями), военнослужащим, проходящим военную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской должности увеличиваются в зависимости от квалификационной категории. В связи с принятием Правительством РФ указанного постановления, с 29 мая 2000года подлежат пересмотру все ранее назначенные с «летных» окладов пенсии летному составу, имеющим на день увольнения с военной службы присвоенные приказами соответствующих должностных лиц в установленном порядке квалификационные категории.

Пенсионеру, имевшему право на исчисление пенсии из сохраненного летного оклада, но получавшему, ее из оклада по последней штатной должности, по его заявлению может быть пересчитана пенсия из летного оклада с увеличением его за квалификационную категорию с первого числа месяца, следующего за месяцем, за который военнослужащему пенсия была выплачена исходя из нелетного оклада.

Михайлов П.П. обратился 25.12.2009года с заявлением о пересчете пенсии в отдел военного комиссариата Краснодарского края по г. Ейск и Ейскому району представив архивную справку о переводе его с летной работы на нелетную, так как он является летчиком первого класса. Данное обращение 16.02.210 года поступило в центр социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края для пересчета пенсии с учетом увеличения должностного оклада за классную квалификацию как летчику первого класса. До обращения и предоставления архивной справки, подтверждающих документов для перерасчета пенсии в личном деле не имелось.

В соответствии со ст.55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

При перерасчете пенсии в новом размере, надбавки к ним и повышения определяются исходя из размеров денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, установленных по состоянию на день, в который производится перерасчет.

Согласно данной статьи Михайлову П.П. центром социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края произведен перерасчет пенсии с учетом увеличения должностного оклада за классную квалификацию, а так же выплачена разница в пенсии за 12 месяцев предшествующих дню обращения, т.е. с 01.03.2009 года в сумме <данные изъяты> коп. В личном деле Михайлова П.П. на момент 1990 года подтверждающих документов о переводе истца с летной работы на нелетную не было. Постановление № 986 давало истцу право на получение пенсии из летного оклада, но реализовать он его не мог, так как не было подтверждающих документов. Пенсионные дела отправляются почтой на военный комиссариат края, у них вторые экземпляры личного дела, но документов там практически нет. Личные дела хранятся в военкомате для учета. После обращения истца в военкомат был сделан запрос, и после получения подтверждающих документов ему была назначена пенсия и сделан перерасчет за предшествующий год. Право на повышение пенсии возникло у истца при появлении этих документов. До 2008 года истец не обращался с заявлением. При назначении пенсии это делалось из расчета по занимаемой должности. Пенсионное дело формировалось в воинской части, в которой он служил кадровой службы воинской части. Документами для назначения пенсии является аттестат, расчет выслуги лет, выписки из приказов.

Ст.55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что при перерасчете пенсии в новом размере, надбавки к ним и повышения определяются исходя из размеров денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, установленных по состоянию на день, в который производится перерасчет.

Перерасчет пенсии Михайлову П.П.. Центром социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края произведен перерасчет с учетом увеличения должностного оклада за классную квалификацию, а так же выплачена разница в пенсии за 12 месяцев предшествующих дню обращения.

Доводы истца и его представителя о том, что перерасчет должен быть произведен за весь предшествующий период с 5 июля 1990 года, поскольку ЦСЗ не использовал предоставленных ему прав по истребованию документов, вины истца в отсутствии необходимых документов в его пенсионном деле нет, это является следствием халатности должностных лиц МО, оформлявших его пенсионное дело, суд считает необоснованным, так как Законом установлен срок за который может быть выплачена пенсия при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий - 12 месяцев. Пенсионеру, имевшему право на исчисление пенсии из сохраненного летного оклада, но получавшему ее из оклада по последней штатной должности, по его заявлению может быть пересчитана пенсия из летного оклада с увеличением его за квалификационную категорию с первого числа месяца, следующего за месяцем, за который военнослужащему пенсия была выплачена исходя из нелетного оклада. Михайлов П.П. с таким заявлением ранее не обращался, перерасчет пенсии возможен только по заявлению, данной статьей не предусмотрена обязанность органов осуществляющих пенсионное обеспечение самостоятельно производить перерасчет.

В материалах дела отсутствуют и суду не представлены достоверные доказательства, подтверждающие вину военного комиссариата в не начислении Михайлову П.П. разницы пенсии за период с 05 июля 1990 г. по 28 февраля 2009 г. с учетом права на исчисление пенсии из летного должностного оклада.

Вина военного комиссариата Краснодарского края в данном случае не установлена. Препятствием к начислению пенсии, исчисленной из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до перевода с летной должности, явилось отсутствие выписки из приказа Командующего ВВС Заб ВО № 09 от 15.01.1986 года о перемещении с летной на нелетную работу с правом исчисления пенсии из летного должностного оклада. Пенсионное дело формировалось в воинской части, в которой служил истец, требований к данной части истец не предъявляет.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Михайлову Петру Петровичу к Центру социального обеспечения военного комиссариата КК о начислении разницы пенсии за период с 05 июля 1990 г. по 28 февраля 2009 г. с учетом права на исчисление пенсии из летного должностного оклада – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней года в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд, со дня изготовления решения в окончательной форме 7 февраля 2011 г.

Председательствующий