решение по иску Чаунного А.В. к отделу военного комиссариата Краснодарского края по г. Ейску и Ейскому району, ФБУ Военный комиссариат Краснодарского края , о взыскании денежной компенсации за найм жилья



К делу № 2 –76/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 21 января 2011 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Лих В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чаунного Александра Викторовича к отделу военного комиссариата Краснодарского края по г. Ейску и Ейскому району, ФБУ Военный комиссариат Краснодарского края, о взыскании денежной компенсации за наем жилья,-

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд и просит взыскать в его пользу с отдела военного комиссариата Краснодарского края по г. Ейску и Ейскому району компенсацию за наем жилья в размере 73920,00 рублей, а также понесенные по делу судебные расходы.

В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены – истец просит признать незаконными действия Отдела военного комиссариата Краснодарского края по г. Ейску и Ейскому району и ФБУ Военный комиссариат Краснодарского края, связанные с невыплатой ему денежной компенсации за наем жилого помещения; взыскать с довольствующей организации отдела военного комиссариата по г. Ейску и Ейском району – ФБУ «Военный комиссариат Краснодарского края» в его пользу денежные средства в размере 88 320 рублей, в счет образовавшийся задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 15.11.2008 года по 30.11.2010 года, понесенные по делу судебные расходы в размере 7029,60 рублей.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что Чаунный А.В. проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ, является ветераном боевых действий. С 17.12.1994 года в Ейском гарнизоне был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, которым не обеспечен по настоящее время. Чаунный А.В. уволен с военной службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, при выслуге более 22 лет. Просит исковые требований удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчиков в судебном заседании в обосновании своих возражений относительно исковых требования пояснила, что выплата денежной компенсации за наем жилья гражданам, уволенным с военной службы, производится при условии постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях, при этом условие постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях граждан уволенных с военной службы является обязательным условием для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. В соответствии с действующим законодательством, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно – штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений, истец уволен с военной службы с оставлением в списке очередников на получение жилья воинской части 15516 Ейского гарнизона, однако в г. Ейске уполномоченным органом местной власти, ведущим учет граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, является МУ Управление жилищно – коммунального хозяйства Ейского городского поселения Ейского района, в данной организации на учете истец не состоит.

В судебном заседании установлено, что приказом командира 1 гвардейской смешанной авиационной дивизии № от ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. А п.1 ст.51 ФЗ), с зачислением в запас уволен старший прапорщик Чаунный А.В., с выслугой лет в Вооруженных силах: календарной – 22 года 02 месяца 02 дня, в льготном исчислении - 22 года 4 месяца 14 дней (л.д. 3). С 14.08.2008 года Чаунный А.В. исключен из списков личного состава части воинской части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в ВК г. Ейска Краснодарского края, при этом денежная компенсация за поднаем жилья выплачивалась Чаунному А.В. из расчета – до 14.08.2008 года (л.д.4,9)

С 17.12.1994 года Чаунный А.В. на состав семьи – один человек включен в список очередников на получение жилых помещений (л.д.6).

С 15.11.2008 года по настоящее время Чаунный А.В. проживает в съемной квартире № жилого дома №№ по ул. <адрес> (л.д.5), при этом отделом назначения и выплаты социальных пособий, субсидий и компенсаций управления социальной защиты населения Краснодарского края в Ейском районе денежная компенсация за поднаем жилья ему не начислялась и не выплачивалась (л.д.7).

В выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья Чаунному А.В. было отказано, поскольку указанная компенсация выплачивается только тем категориям уволенных военнослужащих, которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов РФ до 01.01.2005 года (л.д.8,30)

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав выступает право на жилище, входящее в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями.

В современных условиях право военнослужащих на жилище может обеспечиваться в следующих основных формах: предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда: служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, жилых помещений маневренного фонда; предоставление жилых помещений по договорам социального найма; предоставление жилых помещений в собственность бесплатно; предоставление на безвозмездной основе социальной выплаты на приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата; выделение денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"; предоставление арендованных жилых помещений; выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

В соответствии со ст. 23 Федерального Закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

В соответствии с ч.13, ч.14 ст.15 названного Федерального Закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года №909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам. При этом пункт 4 признан недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам (Решение Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53), определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N КАС08-566 указанное решение оставлено без изменения.

В соответствии с п.3.1, 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 года №3-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 постановления Правительства РФ «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова», п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к этой же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005 года – иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшим военнослужащим, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы. Таким образом, абзац 2 пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года и уволенным или подлежащим увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005 года.

В соответствии со ст.6 Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ «О конституционном Суде РФ», решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В судебном заседании установлено, что основной причиной отказа отделения социального и пенсионного обеспечения отдела военного комиссариата Краснодарского края по г. Ейску и Ейскому району Чаунному А.В. в выплате денежной компенсации за наем жилья, послужило увольнение истца с военной службы после 01.01.2005 года и отсутствие сведений о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов РФ организациях до 01.01.2005 года, что не соответствует нормам действующего законодательства. В настоящее время Чаунный А.В., уволенный с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления жилого помещения, при выслуге более 20 лет, вынужден проживать в съемной квартире, оплату за которую с момента увольнения вносит самостоятельно, денежной компенсации не получает, при этом имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Расчет образовавшейся задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 15.11.2008 года (день, следующий за днем исключения из списка личного состава части) по 30.11.2010 года, истцом приведен и принят судом.

В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с ФБУ «Военный комиссариат Краснодарского края» в пользу Чаунного А.В. подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы в размере 7029,60 рублей, в том числе 2849,60 рублей - оплата государственной пошлины, 180 рублей – государственная пошлина за удостоверение доверенности и копий документов, 4000 рублей – оплата за оказание юридической помощи с учетом количества судебных заседаний и в разумных пределах.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Отдела военного комиссариата Краснодарского края по г. Ейску и Ейскому району и федерального бюджетного учреждения «Военный комиссариат Краснодарского края» по невыплате Чаунному Александру Викторовичу денежной компенсации за наем жилого помещения – незаконными.

Взыскать в пользу Чаунного Александра Викторовича с федерального бюджетного учреждения «Военный комиссариат Краснодарского края», в счет образовавшийся задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения, за период с 15.11.2008 года по 30.11.2010 года, денежные средства в размере 88 320 (восемьдесят восемь тысяч триста двадцать) рублей, а так же понесенные по делу судебные расходы в размере 7029 (семь тысяч двадцать девять) рублей 60 (шестьдесят) копеек, всего взыскать – 95 349 (девяносто пять тысяч триста сорок девять) рублей 60 (шестьдесят) копеек.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме 26.01.2011 года.

Председательствующий