К делу № 2 – 308/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 27 января 2011 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коваленко А.А.
при секретаре Швед В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово – Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ейского городского поселения, третье лицо – Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды,-
У С Т А Н О В И Л:
Азово – Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и просит обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района в месячный срок провести обследование и составить техническое описание сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района принять меры по принятию в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района получить разрешение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод в водный объект, посредством выпусков ливневой канализации Ейского городского поселения в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района разработать норматив предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района получить разрешение на предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в составе ливневых сточных вод в акваторию Черного моря, в предусмотренном законом порядке; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района обеспечить сброс ливневых сточных вод в акваторию Черного моря в соответствии с установленным нормативом допустимого сброса загрязняющих веществ, а также разрешением на сброс.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены - Азово – Черноморский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и составить техническое описание сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района принять меры по принятию в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района получить разрешение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод в водный объект, посредством выпусков ливневой канализации Ейского городского поселения в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района разработать норматив предельно допустимого сброса загрязняющих веществ составе сточных вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района получить разрешение на предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в составе ливневых сточных вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря, в предусмотренном законом порядке; обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района обеспечить сброс ливневых сточных вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря в соответствии с установленным нормативом допустимого сброса загрязняющих веществ, а также разрешением на сброс.
В обоснование своих требований Азово – Черноморский межрайонный природоохранный прокурор указал, что в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства Азово – Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что администрацией Ейского городского поселения не соблюдаются обязательные требования закона в сфере охраны окружающей среды, а также обязанности по решению вопросов местного значения в указанной сфере – администрацией Ейского городского поселения, фактически осуществляющей эксплуатацию систем ливневой канализации города, последняя в муниципальную собственность не принята, кроме <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и <адрес> (от <адрес> до <адрес>), технический учет систем ливневой канализации не ведется, решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод не получено, нормативы предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых в составе сточных ливневых вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря не установлены, разрешение на сброс загрязняющих веществ не получено, очистные сооружения не предусмотрены. При этом одной из основной причин загрязнения поверхностных вод в г. Ейске является поступление загрязненного поверхностного стока с площадей водосбора и отсутствие локальных очистных сооружений по очистке ливневых вод.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании помощник Азово – Черноморского межрайонного природоохранного прокурора на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме с учетом внесенных уточнений.
Представитель Администрации Ейского городского поселения Ейского района в обоснование своих возражений относительно исковых требований пояснила, что на территории Ейского городского поселения водоотведение осуществляется по средствам использования ливневых канав. Согласно распоряжению начальника муниципального учреждения «Отдел муниципальных ресурсов Ейского городского поселения Ейского района» от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче муниципального имущества» на баланс муниципального учреждения «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» передано муниципальное имущество, в состав которого входят и ряд ливневых канав. Согласно СНиП 2.04.03-85 ливневая канализация имеет защитное значение, которое заключается в том, что в системе дождевой канализации должна быть обеспечена очистка наиболее загрязненной части поверхности стока, образующегося в период выпадения дождей и таяния снега. Ливневые же канавы в городском поселении используются для отвода ливневых и талых вод и не имеют прямого выхода в водные объекты, расположенные на территории Ейского городского поселения. Из понятий приведенных в ГОСТе 25150-82 «Канализация. Термины и определения» установлено, что ливневая канализация представляет собой сложную систему ливнеотводов, ливнеспусков, железобетонных труб. На основании распоряжения начальника муниципального учреждения «Отдел муниципальных ресурсов Ейского городского поселения Ейского района» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии муниципального имущества» в казну Ейского городского поселения Ейского района изъяты ливневые канализации по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), и по <адрес> (от <адрес> до <адрес>). Других ливневых канализаций в городском поселении на данный момент нет. Вода в ливневых канализациях по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), и по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) не управляется специальными насосами, то есть также как и в природе, талая и дождевая вода имеет свойство самотечности. Следовательно, сброс сточных вод из ливневых канализаций не осуществляется в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря, что подтверждено проектной документацией.
Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу в судебном заседании просит исковые требования удовлетворить в полном объеме и пояснил, что очистка ливневых стоков идет не эффективно, по сей день сброс вод идет с превышением ПДК, Югводоканал неоднократно обращался в Администрацию Ейского городского поселения с письмами о реконструкции очистных сооружений, но на данный момент ни каких решение не принято. Утверждение представителя ответчика о том, что ливневые стоки не попадают в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря не соответствует действительности, поскольку непосредственно ливневые стоки по <адрес> (район железно – дорожного переезд), <адрес>, дальняя Нижнесадовая в районе нефтебазы выезд на Висту, выходят на акваторию Таганрогского залива.
В судебном заседании установлено, что в 2007 году по заказу МУ «Отдел капитального строительства г. Ейска» ООО «Атлант» был разработан проект «Строительство ливневой канализации по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и по <адрес> (от <адрес> до <адрес>)». Согласно указанному проекту система организованного отвода поверхностного стока ливневых вод с центральной части города подключается к существующей ливневой канализации, построенной в начале прошлого века. Параметры существующей ливневой канализации рассчитаны на пропуск организованного ливневого стока с центральной части города. Проект реализован в декабре 2007 года (л.д.35).
Распоряжением начальника МУ «Отдел муниципальных ресурсов Ейского городского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ, с баланса МУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» на баланс и в оперативное управление МУ «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» передано муниципальное имущество балансовой стоимостью 52299935,75 рублей, в том числе ливневые канавы, указанные в пунктах 59-92 Приложения к указанному распоряжению (л.д.37, 38-43)
Распоряжением начальника Отдела муниципальных ресурсов Ейского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ из оперативного управления МУ «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» в казну Ейского городского поселения Ейского района изъяты: ливневая канализация по <адрес>, ливневая канализация по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), ограждение по <адрес> (л.д.36)
На обращение и.о. прокурора Азово – Черноморской межрайонной прокуратуры, Главой Ейского городского поселения Ейского района сообщено следующее: на территории г. Ейска отсутствует централизованная система ливневой канализации; в результате реконструкции исторической центральной части города в реестре муниципальной собственности Ейского городского поселения Ейского района состоит локальная ливневая канализация, проходящая по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) протяженностью 310 п.м., находящая в казне Ейского городского поселения (л.д.9), что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Ейского городского поселения Ейского района по состоянию на 17.11.2010 года (л.д.10), распоряжением начальника отдела муниципальных ресурсов Ейского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), актом приемки законченного строительством объекта – строительство ливневой канализации по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13). Права на неучтенные сети ливневой канализации г. Ейска ни за кем не зарегистрированы, что подтверждается сообщением филиала ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7), уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
На основании приказа и.о. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприподнадзора) по Южному Федеральному округу № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), ФГУ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Центр по Южному Федеральному округу 26.08.2010 года проверено качество очищенных сточных вод с глубоководного выпуска Ейский лиман выше сброса 250 метров и ниже сброса 250 метров (л.д.50-52), по результатам аналитического контроля выявлены превышения (в сравнении с фоновой пробой) выше сброса (Ейский лиман) по следующим показателям: взвешенные вещества в 1,04 раз, нитрат – анионы в 2 раза, нитрит – анионы в 2 раза, ион – аммония в 1,08 раз, фосфат – ионы в 1,17 раз (л.д.53-59).
В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поселением является городское или сельское поселение.
Согласно Закона Краснодарского края от 07.07.2004 года №714-КЗ «Об установлении границ муниципального образования Ейский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований – городских и сельских поселений- и установлении их границ» в составе муниципального образования Ейский район образовано муниципальное образование – Ейское городское поселение.
В соответствии с п.3,4,26 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Частью 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ, основными принципами водного законодательства являются значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав, приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ использования водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 - ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 2 ст. 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В соответствии с пунктом 3 ч. 3 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 294, 296 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Суд, принимая во внимание, что в настоящее время администрацией Ейского городского поселения, фактически осуществляющей эксплуатацию систем ливневой канализации города, последняя в муниципальную собственность не принята, кроме <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и <адрес> (от <адрес> до <адрес>), технический учет систем ливневой канализации не ведется, решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод не получено, нормативы предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых в составе сточных ливневых вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря не установлены, разрешение на сброс загрязняющих веществ не получено, очистные сооружения не предусмотрены, а также тот факт, что сброс в водный объект сточных вод, имеющих превышение концентрации загрязняющих веществ, способствует загрязнению морской воды, при этом не исключена вероятность возникновения инфекционных, паразитных и неинфекционных заболеваний, при использовании морской воды в целях рекреационного, лечебно – оздоровительного водопользования, учитывая конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, считает исковые требования Азово – Черноморского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, -
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и составить техническое описание сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района.
Обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района принять меры по принятию в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения.
Обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района получить разрешение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод в водный объект, посредством выпусков ливневой канализации Ейского городского поселения в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря.
Обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района разработать норматив предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря.
Обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района получить разрешение на предельно допустимый сброс загрязняющих веществ в составе ливневых сточных вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря, в предусмотренном законом порядке.
Обязать Администрацию Ейского городского поселения Ейского района после принятия в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района обеспечить сброс ливневых сточных вод в акваторию Ейского лимана, Таганрогского залива, Азовского моря в соответствии с установленным нормативом допустимого сброса загрязняющих веществ, а также разрешением на сброс.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме 01.02.2011 года.
Председательствующий