К делу № 2 – 1137/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 05 мая 2011 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коваленко А.А.
при секретаре Жданкиной М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованные лица – администрация муниципального образования Ейский район, муниципальное учреждение здравоохранения Ейского района «Центральная районная больница», о признании незаконным бездействия,-
У С Т А Н О В И Л:
Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ейский район, выразившееся в не выделении денежных средств, необходимых для содержания бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности; обязать администрацию муниципального образования Ейский район по истечении шестимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории МУЗ Ейского района «Центральная районная больница»; обязать МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» в шестимесячный срок после поступления денежных средств устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории, именно: произвести капитальный ремонт помещения бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории МУЗ Ейского района «Центральная районная больница», выполнить отделку помещений в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами, обеспечить поточность движения патогенных биологических агентов, привести в рабочее состояние второй вход для доставки материала на исследование, провести горячее водоснабжение, провести приточно – вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердака, заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, с организацией, имеющей лицензию, обеспечить вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на единую дежурную диспетчерскую службу пожарной охраны, установить пожарные гидранты (не менее 2-х), на наружных стенах здания установить указатели месторасположения пожарных гидрантов, водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), убрать деревянные перегородки на путях эвакуации, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердака, произвести замер сопротивления изоляции электропроводки силовой и осветительной сети, исключить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника, разработать и вывесить на видном месте планы эвакуации людей на случай пожара.
Выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, пояснения специалистов, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования Ейский район в судебном заседании просит в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия отказать, поскольку главным распорядителем средств районного бюджета является МУЗ Ейского района «Ейская центральная районная больница», так как они его формируют и исполняют бюджет в соответствии действующим законодательством. Имущество было передано на праве оперативного управления и находится на балансе МУЗ «Ейская центральная районная больница», несмотря на то, что договор не прошел государственную регистрации, МУЗ «Ейская центральная районная больница» использует данное имущество, в виду чего обязана поддерживать его в надлежащем состоянии, в том числе и осуществлять ремонт. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения МУЗ Ейского района «Ейского центральная районная больница» в администрацию муниципального образования Ейский район по вопросу выделения денежных средств на ремонт.
Представитель МУЗ Ейского района «Ейская центральная районная больница» в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований отказать, по причине того, что администрацией муниципального образования Ейский район на нужды МУЗ Ейского района «Ейская районная больница» выделяется конкретная сумма денег, которая распределяется муниципальным учреждением на свои нужды в соответствии с уставом больницы, в виду того, что основной целью является оказание медицинской помощи населению, большая часть денежных средств уходит на приобретение медикаментов, организацию питания и оплату труда сотрудников больницы, та денежная часть, которая остается не использованной тратится на ремонт помещений и приведения их в соответствие с установленными нормами.
Специалист ОГПН г. Ейска и Ейского района в судебном заседании пояснил, что в отношении МУЗ Ейского района «Ейская центральная районная больница» неоднократно проводились проверки, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения в области пожарной безопасности, в виду чего были составлены протоколы об административном правонарушении, которые переданы на рассмотрение в суд.
Специалист территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском и Щербиновском районах в судебном заседании пояснил, что в мае 2010 года срок действия лицензии бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории МУЗ Ейского района «Ейская центральная районная больница» истек, однако она продолжает работать, в виду чего Роспотребнадзором были предприняты меры по привлечению лиц к принятию мер по приведению лаборатории в нормальное состояние: зафиксирован факт работы лаборатории без лицензии, составлен акт и протокол. В настоящее время для решения вопроса о закрытии лаборатории материалы переданы в суд.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Ейской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» выявлены многочисленные нарушения по эксплуатации бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории, а именно: на стенах, потолке имеются трещины, щели, отсутствует возможность проведения качественной мойки и дезинфекции помещений, места ввода инженерных коммуникаций негерметичны (р.2.3.11; 2.3.12 СП 1.3.2322-08); в здании бактериологической лаборатории имеется два входа, для сотрудников и для поступления биологического материала, в момент обследования функционирует один, из-за недостатка помещений и отсутствия второго входа (передаточного окна) нарушается поточность движения ПБА, вход для сотрудников и поступления ПБА – один (п.п.2.3.3, 2.3.5, 2.3.6 СП 1.3.2322-08); канализация, водоснабжение (холодное), отопление – централизованные, горячее водоснабжение – отсутствует (п.2.3.4 СП 1.3.2322-08); вентиляция естественная, приточно – вытяжная вентиляция с механическим побуждением отсутствует (п.2.3.24 СП 1.3.2322-08) (л.д.34-35).
На основании выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском районах в отношении МУЗ Ейского района «Ейская центральная районная больница» составлен протокол об административном правонарушении № (л.д.36-37), материалы переданы в суд.
Постановлением судьи Ейского городского суда от 22.12.2010 года, МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, с назначением наказания по данной статье в виде штрафа в доход государства в размере 20000 рублей (л.д.38-41).
Нарушения в области пожарной безопасности выражены в том, что: все помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ ст. 54,83,91 СП 5.13130.2009 п.А.10 прил.А, п.9 табл. А1 НПБ 110-03 п.14 табл.1, п.5, таб. 3, п.9); все помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не ниже 3-го типа (ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ, ст.54, 84 СП 3.13130.2009, раздел 7 табл. 2); отсутствует договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, с организацией, имеющей лицензию (п.96 ППБ 01-03); не обеспечен вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на единую дежурную диспетчерскую службу пожарной охраны (п.13.4, НПБ 88-2001, решение КЧС администрации МО Ейский район от 11.02.2008 года №3); наружное противопожарное водоснабжение не предусмотрено согласно СПиП 2.04.02.84 ( в радиусе 200 метров не менее 2-х пожарных гидрантов, по факту один) (СНиП 2.04.02.84); на наружных стенах здания не установлены указатели месторасположения пожарных гидрантов, водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), предоставить акты испытаний (п.90 ППБ 01-03); в коридорах на путях эвакуации не убрана деревянная перегородка (ППБ 01-03 п.53); не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака (ППБ 01-03 п.36); не разработаны и вывешены на видном месте планы эвакуации людей на случай пожара, согласно ГОСТ 12.2.143-2002 (п.16 ППБ 01-03); отсутствует замер сопротивления изоляции электропроводки силовой и осветительной электросети (ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ ст.141, 142, 143; п.2.12.17, правила технической эксплуатации эл. потребителей); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками предусмотренные конструкцией светильника (п.60 ППБ 01-03) (л.д.31-33).
Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья. Право граждан на охраны здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, сохранением благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнить требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно – эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно – технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании ст.14 ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно Уставу МУЗ Ейского района «Центральная районная больница», основной задачей МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» является оказание гражданскому населению муниципального образования Ейский район комплексной, многопрофильной, медицинской помощи, включая диагностику, обследование, лечение, реабилитацию больных в амбулаторных и стационарных условиях. Данному учреждению на праве оперативного пользования имущество, которое является собственностью муниципального образования Ейский район (л.д.42-53).
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и не вправе расходовать денежные средства, не заложенные в установленном порядке в бюджет.
В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания подразумеваются расходы, которые обязан произвести собственник в целях обеспечения противопожарной безопасности содержания принадлежащего имущества и его эксплуатации.
Следовательно, в соответствии со ст. 120 ГК РФ, обязанность для выделения средств на указанные мероприятия из бюджета должны быть возложены на муниципальное образование Ейский район — собственника имущества.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Ейский район по не выделению денежных средств, необходимых для содержания бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории МУЗ Ейского района «Центральная районная больница», суд исходит из того, что решением Совета муниципального образования Ейский район № от ДД.ММ.ГГГГ «О районном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в районном бюджете муниципального образования Ейский район на здравоохранение, в том числе: стационарную и амбулаторную медицинскую помощь и другие вопросы в области здравоохранения, запланированы денежные средства (л.д. 69-96), в судебном заседании не представлено доказательств обращения МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» к собственнику муниципального имущества по вопросу выделения денежных средств на его содержание. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества, в том числе обязаны использовать его в надлежащем состоянии (проводить ремонт).
Вместе с тем, судом учитывается также тот факт, что эксплуатация бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории, с многочисленными нарушениями норм санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, может способствовать распространению инфекционных заболеваний.
Руководствуясь ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 Федерального Закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.161 БК РФ, ст.120, 210 ГК РФ, ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд, -
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования Ейский район по истечении шестимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории МУЗ Ейского района «Центральная районная больница».
Обязать МУЗ Ейского района «Центральная районная больница» в шестимесячный срок после поступления денежных средств устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории, именно: произвести капитальный ремонт помещения бактериологического отделения клинико – диагностической лаборатории МУЗ Ейского района «Центральная районная больница», выполнить отделку помещений в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами, обеспечить поточность движения патогенных биологических агентов, привести в рабочее состояние второй вход для доставки материала на исследование, провести горячее водоснабжение, провести приточно – вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердака, заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, с организацией, имеющей лицензию, обеспечить вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на единую дежурную диспетчерскую службу пожарной охраны, установить пожарные гидранты (не менее 2-х), на наружных стенах здания установить указатели месторасположения пожарных гидрантов, водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), убрать деревянные перегородки на путях эвакуации, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердака, произвести замер сопротивления изоляции электропроводки силовой и осветительной сети, исключить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника, разработать и вывесить на видном месте планы эвакуации людей на случай пожара.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Срок обжалования решения – десять дней в Краснодарском краевом суде путем подачи жалобы через Ейский городской суд
Председательствующий