2-199.11 РЕШЕНИЕ 13 января 2011 года Ейский городской суд Краснодарского края в составе Председательствующего Овчаренко Н.В. При секретаре Грибановой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Григорьева Владислава Борисовича об оспаривании неправомерных действий заместителя военного прокурора краснодарского гарнизона на прокурорском участке в городе Ейске Басова А.В. связанных с внесением протеста в Ейскую КЭЧ района. УСТАНОВИЛ: Григорьев, в порядке ст. 254 ГПК РФ, обратился в Краснодарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что 5 октября 2010 года в Ейскую КЭЧ района поступил протест военной прокуратуры Краснодарского гарнизона внесенный заместителем военного прокурора на прокурорском участке в городе Ейске от 29 сентября 2010 года. Согласно внесенному протесту решение жилищной комиссии Ейской КЭЧ района от 25 сентября 2009 года (протокол № 19) о признании его нуждающимся Григорьев, полагая, что внесенный в Ейскую КЭЧ района протест военного прокурора от 29 сентября 2010 года нарушает его законные права, просит суд отменить его. 25 октября 20010 года заявление Григорьева было принято к производству Краснодарского гарнизонного военного суда. 9 ноября 2010 года в ходе судебного заседания Григорьевым был представлен приказ командующего войсками СКВО от 14 сентября 2009 года, согласно которому он досрочно уволен в запас. Как пояснил Григорьев, он в конце ноября 2009 года был исключен из списков военнослужащих Ейской КЭЧ района. Обратился в Краснодарский гарнизонный военный суд из-за того, что обжалует действия воинских должностных лиц военной прокуратуры. В настоящее время решение жилищной комиссией о снятии его с учета нуждающихся не принято. Определением суда от 9 ноября 2010 года дело направлено в Ейский городской суд для рассмотрения по подсудности. Григорьев В.Б. считает внесенный протест необоснованным по следующим основаниям: <данные изъяты>. он расторг брак с Григорьевой Екатериной Согласно выписки из протокола № 16 от 3 декабря 2008 года Согласно Приказа МО РФ № 80 от 2000 г. и ФЗ « О статусе Военный прокурор Краснодарского гарнизона на прокурорском участке в городе Ейске с заявлением не согласен, данное заявление Григорьева В.Б. считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению от имени гражданина ФИО4 о неправомерных действиях начальника Ейской квартирно-эксплуатационной части (далее Ейской КЭЧ района) Григорьева В.Б. установлено, что 25 сентября 2009 года жилищной комиссией Ейской КЭЧ района было принято решение о включении начальника Ейской КЭЧ района Григорьева В.Б. в очередь на получение постоянного жилого помещения по установленным нормам на состав семьи 2 человека. При принятии решения жилищной комиссией Ейской КЭЧ района не было принято во внимание то, что право на жилище, закрепленное требованием ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЧ. ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Григорьевым В.Б. было реализовано, поскольку в 1999 году из жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из 4 человек (жена - Григорьева Е.Н.; дочь – Эллина- <данные изъяты> г.р., мать жены Грязнова) ему предоставлялась для постоянного проживания трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты>, которая в 2002 году указанными лицами приватизирована в общую долевую собственность. <данные изъяты> года брак супруги Григорьев В.Б. и Григорьева Е.Н. расторгли (л.д.7), в ноябре 2007 года Григорьев В.Б. добровольно распорядился принадлежащей ему <данные изъяты> долей на вышеуказанную квартиру, передав ее по договору дарения бывшей супруге - Григорьевой Е.Н., не предприняв при этом все меры к получению причитающейся ему части жилой площади, в том числе и в судебном порядке, путем принудительного обмена. В связи с тем, что жилищные условия Григорьевым В.Б. были ухудшены в результате дарения ранее полученного от государства жилья, в соответствии с требованием п. «д» ст. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» он не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения. В соответствии с Разъяснениями Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны от 5 января 2001 г. № 147/3/4/26/4 определено, что военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и в последствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, при этом они обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе и в судебном порядке, путем принудительного обмена, что Григорьевым В.Б. предпринято не было. Кроме того, в соответствии с требованием ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а срок с момента совершения Григорьевым В.Б. <данные изъяты> года намеренных действий ухудшивших его жилищные условия и до момента принятия решения жилищной комиссией Ейской КЭЧ района 25 сентября 2009 года о постановке его в очередь на получение жилого помещения составляет менее 5 лет. Таким образом, по вышеизложенным причинам, Григорьев В.Б. не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения и принятое решение жилищной комиссии Ейской КЭЧ района от 25 сентября 2009 года о включении Григорьева В.Б. в очередь на получение постоянного жилого помещения по установленным нормам на состав семьи 2 человека (протокол заседания жилищной комиссии № 19) не соответствует закону. По результатам проведенной проверки на решение жилищной комиссии Ейской КЭЧ района от 25 сентября 2009 года о включении начальника Ейской КЭЧ района Григорьева В.Б. в очередь на получение постоянного жилого помещения по установленным нормам на состав семьи 2 человека военной прокуратурой Краснодарского гарнизона был принесен протест (исх. № 1411 от 29 сентября 2010 года). Григолрьев в судбеное заседание не явился, о дне и времени слушания дела уведомлен. Ранее дело также неоднократно откладывалось по ходатайству Григорьева в связи с его командировками, в последний раз по его ходатайству о необходимости приглашения адвоката. Суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит. Как установлено в судебном заседании 05 октября 2010 года в Ейскую КЭЧ района поступил протест заместителя военного прокурора Краснодарского гарнизона Северо-Кавказкого военного округа от 29.09.10 года (л.д.6). Как следует из протеста решение жилищной комиссии Ейской КЭЧ от 25 сентября 2009 года о включении Григорьева в очередь на получение постоянного жилого помещения по установленным нормам на состав семьи 2 человека (протокол заседания жилищной комиссии Ейской КЭЧ района от 25 сентября 2009 г. № 19) необходимо привести в соответствие закону. Прокурор указывает, что при принятии решения жилищной комиссией не был принят во внимание тот факт, что право на жилище, закрепленное требованием ч.З ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ, ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Григорьевым было реализовано, поскольку в 1999 году из жилищного фонда Министерства обороны на состав семьи из 4 человек (жена - Григорьева Е.Н..: дочь - Эллина..,<данные изъяты> г.р., мать жены Грязнова) ему предоставлялась для постоянного проживания трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м. расположена по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты>. которая в 2002 году указанными лицами приватизирована в общую долевую собственность. <данные изъяты> года Григорьев брак расторг и в ноябре 2007 года добровольно распорядился принадлежащей ему <данные изъяты> долей на вышеуказанную квартиру, передав ее по договору дарения бывшей супруге - Григорьевой Е.Н.. В связи с тем, что жилищные условия Григорьевым были ухудшены в результате дарения ранее полученного от государства жилья в соответствии с требованием п. «д» ст. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих. подлежащих увольнению с военной службы, и граждан., уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства Григорьев на может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения. Кроме того, разъяснениями Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны от 5 января 2001 года №147/3/4/26/4 определено, что военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и в последствии расторгнувшие брак, могут получить жилое помещение только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, при этом они обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе и в судебном порядке, путем принудительного обмена, что Григорьевым предпринято не было (л.д.6). При отказе в удовлетворении заявления суд исходит из следующего. В соответствии с положениями ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. По смыслу ст.59 и п."т"ст.71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам. Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральногозакона от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. О специальном характере положений Федеральногозакона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст.49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Пунктом1ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен в ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000года N80 (далее - Инструкция). Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья. Согласно п.14ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии с требованиями ч.4ст.52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласно п.27 и 37 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ. Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001года N147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями ст.68 ЖК РСФСР. Из анализа положений ст.15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998года, осуществляется путем предоставление за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации. По делу установлено, что Григорьев и его прежняя семья в 1999 году были обеспечены от Министерства обороны жилым помещением по установленным нормам. После расторжения брака он не принял все меры к получению причитающейся ему части жилья, обмену либо разделу спорного жилого помещения, в том числе в принудительном судебном порядке в соответствии со ст.68 ЖК РФ, и не сдал его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам. Более того, в ноябре 2007 года Григорьев В.Б. добровольно распорядился принадлежащей ему <данные изъяты> долей на вышеуказанную квартиру, передав ее по договору дарения бывшей супруге - Григорьевой Е.Н., не предприняв при этом все меры к получению причитающейся ему части жилой площади, в том числе и в судебном порядке, путем принудительного обмена. Таким образом, Григорьев добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны жильем, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам. В соответствии с п.31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000года N80, при получении служебного жилого помещения по установленным нормам военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы. Кроме того, в соответствии с требованием ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а срок с момента совершения Григорьевым В.Б. 1 ноября 2007 года намеренных действий ухудшивших его жилищные условия и до момента принятия решения жилищной комиссией Ейской КЭЧ района 25 сентября 2009 года о постановке его в очередь на получение жилого помещения составляет менее 5 лет. Таким образом, по вышеизложенным причинам, Григорьев В.Б. не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения и принятое решение жилищной комиссии Ейской КЭЧ района от 25 сентября 2009 года о включении Григорьева В.Б. в очередь на получение постоянного жилого помещения по установленным нормам на состав семьи 2 человека (протокол заседания жилищной комиссии № 19) не соответствует закону, а протест, внесенный заместителем военного прокурора обоснованным, совершенным в соответствии с требованиями закона и в пределах предоставленных прокурору полномочий. При таких обстоятельствах суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,- РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Григорьева Владислава Борисовича об оспаривании неправомерных действий заместителя военного прокурора краснодарского гарнизона на прокурорском участке в городе Ейске Басова А.В. связанных с внесением протеста в Ейскую КЭЧ района – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд со дня его изготовления в окончательном виде, т.е. с 18 января 2011 года. Председательствующий Овчаренко Н.В.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в постоянном жилье является неправомерным.
Николаевной. С того момента в квартире № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> он не
проживал. Выписался, снимал съемные квартиры. Тем самым <данные изъяты> г. он ухудшил свои жилищные условия. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Так как данный срок(5 лет) истек, он вновь обратился к жилищной комиссии с вопросом о постановке его на учет на получение постоянного жилья.
заседанием жилищной комиссии Ейской КЭЧ района ему была
предоставлена служебная кв. №<данные изъяты> в доме по ул. <данные изъяты>.
военнослужащих», военнослужащие намерено ухудшившие свои жилищные условия могут обеспечиваться служебными жилыми помещениями.