2-324.11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 февраля 2011 года Ейский городской суд Краснодарского края в составе Председательствующего Овчаренко Н.В. при секретаре Грибановой Н.М. с участием ст. помощника Ейского межрайонного прокурора Сыса Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гмырина Геннадия Анатольевича к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Ейском районе об индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. УСТАНОВИЛ: Истец - Гмырин Г.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, вследствие катастрофы на ЧАЭС. Гмырину Г.А. Управлением социальной защиты населения ДСЗН Краснодарского края в Ейском районе выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью в соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Истец обратился в суд с иском об индексации ежемесячной компенсации компенсацию за возмещение вреда причиненного здоровью, т.к. считает, что ответчиком неправомерно занижены ежемесячные суммы выплат вследствие их неправильной индексации. В судебном заседании истец пояснил, что является инвалидом <данные изъяты> группы Должен быть применен коэффициент роста прожит минимума 2,085, он рассчитывался исходя из данных, которые были опубликованы в газете «Кубанские новости», о расчетах прожиточного минимума в 2000 г. и данных, полученных в 2001 г., т.к. данные характеристики потребительской корзины и прожиточного минимума были опубликованы только за 2000 г., другие данные не опубликованы, в органах власти по данному вопросу решения не было. Данные 2000 г. приобрели публичный характер и должны применяться. Должны применяться и Постановления Пленума ВС № 7 от 05.04.05 г., Ответчик считает, что должны применяться сопоставимые величины по РФ за 2000-01 г. Но согласно Постановления Пленума ВС№ 35 от 14.12.2000 г. этот порядок не отвечает механизмам индексации и не соответствует Конституции РФ. Согласно закону, положения не соответствующие Конституции не подлежат применению, поэтому коэффициент по минимальному прожиточному минимуму по РФ 1,258 не должен применяться. Другой вариант предлагает УСЗН - это методика величины прожиточного мин за 2001 г. и 2002 г., вычисляется средняя величина 2002 г. и делится на минимум 2001г. и вычисляется коэффициент, который может применяться с 2002 г. Считает, что не может быть применим этот коэффициент по следующим основаниям при расчете следует руководствоваться Постановлением Пленума ВС № 7, согласно п. 6 суды при рассмотрении дел ориентируют выплату вреда с учетом индексации в субъекте федерации. Считает, что не правильно взят период расчета, суд вправе взять самостоятельно период, за который производится расчет, ответчик предлагает взять за величину минимума период за 2002 г., он с этим не согласен, в соответствие с разъяснением Пленума ВС № 7 берутся данные за истекший год. В определении Конституционного суда № 49 сказано, что разъяснения даются Верховным Судом, а такие разъяснения вправе давать Пленум ВС, которым он руководствуется, должен применяться коэффициент 2,085, который отражает реальный рост стоимости жизни в Краснодаре. Этот же принцип должен быть применен для расчета роста прожиточного минимума и соответствующего коэффициента с 01.01.03 года и с 01.01.04 года. Потом произошли изменения в законодательстве, был принят закон РФ №31 –ФЗ от 26.04.04 года и в дальнейшем индексация производится по индексам прогнозной инфляции устанавливаемой ежегодно федеральными законами РФ о федеральном бюджете на соответствующий год. Следующая индексация с 01.01.05 года производится на 11%, с 01.0106 года на 9%, с 01.01.07 года на 8%, с 01.012.08 года на 10,5%, с 01.01.09 года на 13%, с 01.01.10 -10%, с 01.01.11 -6,5%. Данные проценты подтверждены также соответствующими постановлениями Правительства РФ об индексации Чернобыльских выплат. «В соответствии со ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Анализ содержания вышеприведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что ее положения подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, т.е. когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались. Следовательно, статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью, которые выплачивались им на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», применению не подлежит». Ответчик ссылается на то, что не произведен расчет прожиточного минимума и отсутствуют инструкции. На исковых требованиях истец настаивает, просит вынести решение об удовлетворении исковых требований, проиндексировав сумму возмещения вреда с 01.01.2002 г. с учетов роста величины прожиточного минимума по Краснодарскому краю с применением коэффициентов 2,085 с 01.01.2002 г., 1,223 - с 01.01.2003 г., 1,187 - с 01.01.2004 г., а с 01.01.2005 г. с учетом индексов прогнозной инфляции; также взыскав недополученную сумму 442009,68 руб. и обязать выплачивать ежемесячно с 01.02.11 года сумму 14463,70 руб. с последующей индексацией согласно законодательства. Представители ответчика - Управления социальной защиты населения ДСЗН Краснодарского края в Ейском районе с иском не согласны. В обоснование возражений указывают, что истец является инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС и получателем сумм возмещения вреда (ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС») на срок установления инвалидности до 01 ноября 2011 года. С 15 февраля 2001 года Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определил твердые размеры суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам и предусмотрел возможность их индексации исходя из роста величины прожиточного минимума. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума, в связи с чем Конституционный Суд предоставил право судам выносить индивидуальные решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации. Согласно пункту 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года № 692-0-0, положение пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, согласно которому суды могут принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года № 364-0, должно рассматриваться как адресованное исключительно судебным органам и представляет собой конституционно-правовую меру временного характера, установленную на период до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование. Статьями 1 и 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ внесены необходимые изменения в часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, а также в часть третью статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, соответственно. Указанными изменениями предусмотрено, что размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ определен порядок индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за прошлое время: с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции. Таким образом, на момент подачи иска Неправомерность требований истца об индексации суммы возмещения вреда в ином порядке признана также определениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 18-В08-66 и от 31 марта 2009 года № 18-В09-15. . Таким образом, требования об индексации суммы возмещения вреда на индексы роста величины прожиточного минимума противоречат: части третьей статьи 5 и пункту 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1; части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года 5-ФЗ; статьям 1, 2 и 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ; определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года № 692-0-0. Истец рассчитывает с 1 января 2002 года коэффициент индексации 2,085 на основании величины прожиточного минимума в Краснодарском крае за 2000 год - 484 руб. 40 коп. и за 2001 год - 1010 руб. 25 коп. в нарушение норм законодательства Российской Федерации и Краснодарского края. Истец основывает свои требования на данных Крайстата. Однако, никаких писем Краевой статистики в подтверждение заявленных требований не предоставляет. Управление, располагает письменными доказательствами территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю от 3 августа 2006 года № 05-16/2460 и от 16 июля 2008 года № 05-07/137/2284, от 09.10.2009 г. №05-08/168/3137 в которых указано, что ранее опубликованные данные не являются официальными. Таким образом, требования истца основываются на неофициальных сведениях и никакими документами не подтверждены. Кроме того, частью первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Так как документы истцом к иску не приобщены и их копии не представлены, следовательно, требования об индексации суммы возмещения вреда с 1 января 2002 года на коэффициент 2,085 Распоряжения и постановления главы администрации Краснодарского края об установлении в Краснодарском крае величины прожиточного минимума стали издаваться с I квартала 2001 года, поэтому величина прожиточного минимума по Краснодарскому краю за 2000 год (484 руб. 40 коп.) является неофициальной, она не была установлена нормативными правовыми актами Краснодарского края. Статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ в субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. В Краснодарском крае потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения установлена Законом Краснодарского края от 2 апреля 2001 года № 349-КЗ «О потребительской корзине в Краснодарском крае». Определять величину прожиточного минимума в Краснодарском крае в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», то есть на основании потребительской корзины, до 2001 года не представлялось возможным, так как отсутствовала необходимая нормативно-правовая база как на федеральном, так и на краевом уровнях. Принятие Закона Краснодарского края от 2 апреля 2001 года № 349-КЗ позволило определять величину прожиточного минимума в крае на основе потребительской корзины начиная с I квартала 2001 года. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 7 мая 1998 года № 125-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» величина прожиточного минимума в Краснодарском крае определяется и устанавливается ежеквартально администрацией Краснодарского края на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике. До принятия Закона Краснодарского края от 2 апреля 2001 года № 349-КЗ «О потребительской корзине в Краснодарском крае» отсутствовали правовые основания для установления администрацией Краснодарского края величины прожиточного минимума в Краснодарском крае. Взятые истцом для сравнения величины 484 руб. 40 коп. и 1010 руб. 25 коп. являются несопоставимыми, так как они исчислены по разным методикам. По декабрь 2000 года величина прожиточного минимума в крае рассчитывалась ежемесячно по нормативно-статистическому методу по методике Минтруда России (Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, утвержденные Минтрудом РФ 10 ноября 1992 года). С первого квартала 2001 года расчет величины прожиточного минимума в крае производится по совершенно иной методике - на основании потребительской корзины в соответствии с Законом Краснодарского края от 2 апреля 2001 года № 349-КЗ. В связи с существенным различием названных методик и критериев исчисления величины прожиточного минимума расчет темпов роста величины прожиточного минимума в Краснодарском крае на момент перехода от старой (2000 год) к новой (2001 год), совершенно иной методологии, не может быть произведен, так как темпы роста подлежат определению для показателей, рассчитанных по единой методологии. Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая в порядке надзора данный вопрос, неоднократно указывал на недопустимость сравнения несопоставимых величин прожиточных минимумов. Рассчитанный истцом исходя из несопоставимых величин прожиточных минимумов коэффициент 2,085 не соответствует реальной динамике его повышения. Применение для расчетов величины прожиточного минимума 484 руб. 40 коп. противоречит данным федеральных органов исполнительной власти. Абзацем третьим статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что в случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленные Правительством Российской Федерации. В пункте 5.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П и в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 говорится, что до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Кроме того, в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 разъяснено, что сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти. Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 7 мая 1998 года № 125-КЗ таким уполномоченным органом является администрация Краснодарского края, которая до I квартала 2001 года не устанавливала официально величину прожиточного минимума, необходимые данные следует истребовать в федеральных органах исполнительной власти. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю является структурным подразделением Федеральной службы государственной статистики - федерального органа исполнительной власти (основание: положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года № 420). Согласно письмам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю от 3 августа 2006 года № 05-16/2460 и от 16 июля 2008 года № 05-07/137/2284, от 09.10.2009 г. №05-08/168/3137 опубликованные ранее данные о величине прожиточного минимума в среднем на душу населения по категории «пенсионеры» в размере 484 рубля 40 копеек в крае за 2000 год были рассчитаны на основе действовавших ранее Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, утвержденных Минтрудом РФ 10 ноября 1992 года, и не являются официальными. Соотношение величин прожиточных минимумов для пенсионеров в Краснодарском крае за 2000 год - 484 руб. 40 коп. и за 2001 год - 1010 руб. 25 коп. некорректно, так как для их расчетов использована разная методология, соответственно, эти данные несопоставимы. Согласно статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) «в случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации». Сопоставимыми величинами прожиточных минимумов являются величины прожиточных минимумов по Российской Федерации в 2000 и 2001 годах, установленные Правительством Российской Федерации.Таким образом, применение коэффициента 2,085 нарушает нормы: части четвертой статьи 3 и статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; абзаца третьего статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; части 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 7 мая 1998 года № 125-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае»; пункта 5.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П; пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35. Кроме того согласно статье 208 ГК РФ требования о возмещении вреда, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Статья 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» так же как и статья 208 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что исковая давность не распространяется на требования чернобыльцев о возмещении вреда, однако статья 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ не содержит положения о периоде, за который может быть произведена выплата возмещения вреда, в то время как в статье 208 Гражданского кодекса этот период четко определен. В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 445-0 подтверждено, что в статье 208 Гражданского кодекса РФ перечислены требования, на которые исковая давность не распространяется, включая требования о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина. Однако одной из составляющих специального нормативного обеспечения правовых гарантий защиты прав граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, является положение о том, что соответствующие требования, предъявленные по истечении сколь угодно длительного периода времени с момента возникновения права на возмещение вреда, подлежат удовлетворению за прошлое время, но не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Такое ограничение взыскания на прошлый период выступает в качестве защитной меры, позволяющей оградить должника от недобросовестности кредитора, предъявление которым требований за продолжительный период времени фактически являлось бы злоупотреблением правом. При этом Конституционный Суд признал, что положения статьи 208 Гражданского кодекса РФ не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком сумм, своевременно не выплаченных по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты (пункт 2.2 Определения). Вопрос о наличии или отсутствии счетных ошибок, недоплат или несвоевременных выплат, возникших как по вине ответчиков, так и по причине несвоевременного предъявления требований при возникновении к тому оснований, разрешается судами общей юрисдикции, в производстве которых находятся соответствующие дела, с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного дела (пункт 2.3 Определения). Конституционным Судом четко определено, что суммы возмещения вреда взыскиваются за прошлое время без ограничения сроком исковой давности в том случае, когда доказана вина органов, обязанных предоставлять компенсации чернобыльцам, в их несвоевременной выплате. Данный факт также подтвержден п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1, в котором указано: при рассмотрении иска, предъявленного по истечении трех лет со времени возникновения права на удовлетворение требований о возмещении вреда... следует иметь в виду, что в силу ст.208 ГК РФ выплаты за прошлое время взыскиваются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска. Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня2002 года № 11-П, Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 признано, что суды были вправе до определения законодательством механизма индексации принимать решения о выплате компенсаций в иных размерах при рассмотрении конкретных дел, в индивидуальном порядке. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года № 692-0-0, положение пункта 2 резолютивной части Постановления от 19 июня 2002 года № 11 -П, по которому суды ранее могли принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации должно рассматриваться как адресованное исключительно судебным органам и представляет собой конституционно-правовую меру временного характера, установленную на период до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование. Названным определением подтверждается, что данное положение было адресовано исключительно судебным органам, то есть органы социальной защиты населения были не вправе самостоятельно устанавливать сумму возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума. Таким образом, ответчики считают что вины органов социальной защиты населения в невыплате Гмырину Г.А. сумм возмещения вреда в более высоких размерах нет, поскольку сумма возмещения вреда истцу установлена и проиндексирована в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ранее имевшимся решением Мирового судьи от 04.12.2003 года. Органы социальной защиты населения не вправе произвольно устанавливать иные размеры суммы возмещения вреда. Суд считает, что иск подлежит удовлетворению. В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в дальнейшем — базовый Закон) с последующими изменениями и дополнениями, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрена ежемесячная денежная компенсация за возмещение вреда, причиненного здоровью. Представителями ответчика не оспаривается, что истец получал указанную компенсацию. Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм. Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005 № 7) установлено, что на основании положений ч. 3 ст. 5 базового закона ( в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288, ст. 318 ГК РФ (в редакции действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002 г.) суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г. равного 1,581 (132: 83,49), а с 01.01.2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200: 132) Кроме того, указанное положение подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5.04.2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в соответствии с которым суды вправе произвести индексацию за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ « О минимальном размере оплаты труда». Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 14 декабря 2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникновения при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции постановления Пленума ВС РФ № 7 от 05.04.2005) установлено, что индекс роста величины прожиточного минимума должен определяться как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. В пункте 5.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П говорится, что до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, Величина прожиточного минимума по данным Краевого государственного комитета по статистике за 2000 г. составляет 484 рублей 40 копеек, за 2001 год составляет 1 010,25 рублей, за 2002 год - 1 235 рублей 25 копеек, за 2003 год - 1466 рублей. Индекс роста среднегодовой величины прожиточного минимума за 2002 год составил 2,085 (1010,25 : 484,40) за 2003 г.-1,223 (1235,25 : 1010,25), за 2004 год-1,187 (1466 : 1235,25). В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 05.04.2005г, указано, что первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума может быть произведена только по истечению данного календарного года, то есть с января 2002 года. Согласно п.1 Постановления РФ № 292 от 07.05.2005г. «Об индексации в 2005 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 января 2005г. индексация размеров компенсаций ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится с применением коэффициента 1,11 (утв. постановлением Правительства РФ № 163 от 24 марта 2006 г.), исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год»№ 141-ФЗ от 04.11.2005г. На основании Постановления Правительства № 246 от 30.04.2006г. коэффициент индексации с 01.01.2006 г. равен 1,09 (Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон « О федеральном бюджете на 2006г.» № 197-ФЗ от 01.12.2006г). На основании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 года» № 238-ФЗ от 19.12.2006 г. коэффициент индексации с 01.01.2007 г. равен 1,08. На основании Постановления Правительства № 655 от 03.09.2008г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914» коэффициент индексации с 01.01.2008 г. равен 1,105 и далее по годам. Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика, считает, что они не соответствуют требованиям закона. Суд считает необходимым произвести расчет ежемесячной денежной компенсации за возмещение вреда, причиненного здоровью, следующим образом: Расчетный период Выплачиваемая компенсация Положенная компенсация Коэф.-т ПМ инфляции Задолжен. за расчетный период С 01.01.2002 по 31.01.2002 С 01.02.2002 по 14.02.2002 С 15.02.2002 по 28.02.2002 С 01.03.2002 по 31.12.2002 3057,50 1528,75 1528,75 3057,50 5212,50 2606,25 2606.25 5212,50 2,085 2155,00 14дн.= 1077.50 14дн. = 1077.50 10x2155.00= = 21550.00 С 01.01.2003 по 31.01.2003 С 01.02.2003 по 14.02.2003 С 15.02.2003 по 28.02.2003 С 01.03.2003 по 31.12.2003 3629,25 1 814,63 1814,62 3629,25 6374.89 3187,44 3187,45 6374,89 1.223 2745,64 14дн.= 1372.81 14дн.= 1372,83 10x2745.64= =27456,40 С 01.01.2004 по 31.12.2004 4260,74 7566,99 1,187 12x3306.25= 39675.00 С 01.01.2005 по 31.12.2005 4729,42 8399,36 1.11 12x3669.94= 44039,28 С 01.01.2006 по 31.12.2006 5155,07 9155,30 1.09 12x4000.23= 48002.76 С 01.01.2007 по 31.12.2007 5567,48 9887,72 1,08 12x4320,24= 51842.88 С 01.01.2008 по 31.12.2008 6152,07 10925,93 1,105 12x4773,86= 57286.32 С 01.01.2009 по 31.12.2009 6951,84 12346,30 1,13 12x5394,46= = 64733.52 С 01.01.2010 по 31.12.2010 7647,02 13580,93 1Л 12x5933,91 = = 71206.92 С01.01.2011 no31.01.2011 8049,11 14463,69 1,065 6414.58 Итого: 442008,94 С 01.02.2011 г. сумма ежемесячной компенсации возмещение вреда, причиненного здоровью составит (коэф.- 1.065) - 14463,69 руб. При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации за возмещение вреда причиненного здоровью обязать Управление социальной защиты населения ДСЗН Краснодарского края в Ейском районе производить ежемесячные выплаты в соответствии с вышеуказанными расчетами. В вышеназванных расчетах учтены все ранее выплаченные суммы. Доводы представителя ответчика о применении сроков исковой давности суд считает необоснованными, т.к. истцом предъявлено требование не о возмещении вреда, а об индексации ранее назначенной и выплачиваемой суммы в возмещение вреда здоровью. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Взыскать с управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Ейском районе единовременно за период с 01.01.2002г. по 31.01.2011 г., в пользу Гмырина Геннадия Анатольевича задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 442008 (четыреста сорок две тысячи восемь рублей) 94 копейки за счет средств федерального бюджета. Обязать управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Ейском районе выплачивать Гмырину Геннадию Анатольевичу с 01.02.2011 года на срок установления <данные изъяты> группы инвалидности, связанной с получением увечья при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в сумме 14463,69 руб. (четырнадцать тысяч четыреста шестьдесят три рубля) 69 копеек, за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией согласно действующего законодательства. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 22.02.11 года путем подачи жалобы через Ейский городской суд. Председательствующий Овчаренко Н.В.
вследствие катастрофы на ЧАЭС, на основании Закона « О социальной
защите граждан, подвернувших воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» №5 - ФЗ с 01.01.2002 года истцу была установлена сумма выплаты в возмещение вреда здоровью 2500 рублей, однако размер денежной компенсации не соответствует действующему законодательству, не учитывается процент инфляции, выплаты производятся не в полной мере, что нарушает его материальные права. В связи с вышеуказанным законом предусматривается ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью, из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Считает, что должна быть проведена индексация, с учетом коэффициента прожиточного минимума и инфляции. 15.02.101 года вступили в силу изменения в базовый чернобыльский закон от 12.02.01 №5-ФЗ. Это закон предусмотрел ежегодную компенсацию сумм в возмещение вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Постановлением КС от 19.06.02 года №11-П п. 5.4 признан неопределенным характер данного положения об индексации в целом по Российской Федерации и ориентировал суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел проводить ежегодную индексацию исходя из роста прожиточного минимума в субъекте федерации, т. е. в Краснодарском крае. Исходя из этих позиций первая индексация должна быть применена с 01.01.02 года на коэффициент 2,085. законодателем определен порядок индексации с 19 июня 2002 года суммы возмещения вреда.документально не доказаны.