Решение по иску ВУНЦ ВВС `Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина` в г. Ейск к Шерсткову Ю.С.о взыскании денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку.



2- 1036.11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011года Ейский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего Овчаренко Н.В.

при секретаре Грибановой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в городе Ейск к Шерсткову Юрию Сергеевичу о взыскании денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку.

УСТАНОВИЛ:

Шерстков Ю.С. проходил обучение в Ейском ВВАУ в должности курсан­та с 1 августа 2007 года по 29 июня 2010 года. 1 августа 2008 года он заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ.

29 июня 2010 года курсант Шерстков Ю.С. был отчислен из училища в связи с невыполнением им условий контракта. При отчислении из училища Шерстков Ю.С. не возместил денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку.

Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина » в городе Ейск обратился в суд с иском в котором просит взыскать с Шерсткова Ю.С. в пользу государства 153 657 руб. - средства, затраченные на его военную и специальную подготовку и госпошлину в сумме 4 271 руб. 34 коп.

В обоснование исковых требований истец указывает, что в соответствии с п. 7 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений про­фессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обуче­ния.

В соответствии с указанным законом условие о возмещении средств и размер подлежащих возмещению средств были включены в контракт курсанта ШерстковаЮ.С.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 402 от 25 июня 2007 года финансовым отделом ЕВВАУ произведён расчёт размера подлежа­щих возмещению средств федерального бюджета, который составил 153 657 рубля 00 коп.

ЕВВАУ стало структурным подразделением ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» и в настоящее время является ее филиалом, зарегистрирован с 1 января 2011 года как филиал. Руководитель филиала действует на основании доверенности. Они являются уполномоченным лицом на основании доверенности и вправе предъявлять иски. Сумма всем курсантам доведена и приказом об исчислении Шерстков был ознакомлен с этой суммой.

Правопреемство указано в распоряжении правительства, в котором все это расписано. В иске идет речь о военной и специальной подготовке. Это затраты на преподавателей, затраты на обучение, проживание, питание. Даже если имеется отказ от заключения контракта, то суммы подлежат взысканию. На втором курсе подошел срок заключения контракта, когда курсантам исполнилось по 18 лет, контракты были подписаны, но суммы взыскания не были в них указаны. Суммы были определены позже. Всем эти суммы доводились неоднократно, доводились в журналах через командиров батальонов. В приказе об увольнении курсанта не предусмотрено подписи об ознакомлении.

Представитель Шерсткова Ю.С. с исковыми требованиями не согласен, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основания:

1. Согласно абзаца 2 п. 7 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Из дословного толкования указанного абзаца видно, что для взыскания возмещения средств необходимо два условия:

1)         наличие в контракте условия о возмещении средств

2) должен быть прописан размер подлежащих возмещению средств (прописью, в рублях).

С ответчиком был заключен контракт 01 августа 2008 г. В данном контракте отсутствует размер подлежащих возмещению средств. Истцом не соблюден порядок определения размера подлежащих возмещению средств. Сумма взыскиваемых средств взята с «потолка», т.к. с суммой подлежащих возмещению ответчик не был ознакомлен во время заключения контракта.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

При удовлетворении иска суд исходит из следующего.

в соответствии с п. 7 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений про­фессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обуче­ния.

В соответствии с указанным законом условие о возмещении средств и размер подлежащих возмещению средств были включены в контракт курсанта Шерсткова Ю.С..

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 402 от 25 июня 2007 года финансовым отделом ЕВВАУ произведён расчёт размера подлежа­щих возмещению средств федерального бюджета, который составил 153 657 рубля 00 коп.

Доводы ответчика о том, что в иске должно быть отказано по тому основанию, что сумма подлежащая взысканию не указана в контракте, а имеется лишь общее указание о возможности взыскания средств, расчет произведен неверно потому, что он должен был быть произведен до заключения контракта суд считает необоснованными.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).

Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы, должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38).

В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (пункт 3). Аналогичные задачи ставились перед высшим военно-учебным заведением и ранее действовавшим Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 650.

Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании статьи 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.

Пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.

Контракт о прохождении военной службы, предусматривающий обязательство заявителя возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, был заключен 1 августа 2008 года. Размер суммы подлежащий уплате произведен в соответствии с Постановлением правительства РФ№402 от 25.06.07 года, изданным на основании данного Закона. Доводы представителя ответчика о том, что размер, сумм подлежащий взысканию должен быть указан при заключении контракта не основаны на действу3ющем законодательстве.

РЕШИЛ:

Взыскать с Шерсткова Юрия Сергеевича 4 февраля 1985 года рождения уроженца г. Ейска Краснодарского края в доход Российской Федерации 153637 руб. и госпошлину по делу - 4271 руб. 34 копеек, всего взыскать 157928 (сто пятьдесят семь тысяч девятьсот двадцать восемь рублей) 34 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде, т.е. с 20 апреля 2011 года в Краснодарский краевой суд

Председательствующий Овчаренко Н.В.