решение по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах Никитиной А.А. к администрации МО Ейский район, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменты семейной политики Кк, о предоставлении жилого помещения



К делу № 2 – 1450/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск                                                                          28 июля 2011 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего         Коваленко А.А.

при секретаре                         Пидченко О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Никитиной Алеси Алексеевны к администрации муниципального образования Ейский район, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края, третьи лица - управление по вопросам семьи и детства муниципального образования Ейский район, управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации Муниципального образования Ейский район, о предоставлении жилого помещения,

    У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор обратился в суд и просит обязать администрацию муниципального образования Ейский район предоставить Никтиной А.А. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы; обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы осуществить финансирование Департамента Семейной политики Краснодарского края для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Никитиной А.А.;

В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены – прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Ейский район предоставить Никтиной А.А., в соответствии со Списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Ейский район, жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы; обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы осуществить финансирование Департамента Семейной политики Краснодарского края для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Никитиной А.А., в соответствии со Списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Ейский район; обязать Департамент семейной политики Краснодарского края перечислить полученные бюджетные средства в бюджет муниципального образования Ейский район.

Ответчики – представитель Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причины неявки неизвестны; представитель Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, в судебное заседание не явился, в удовлетворении заявленных требований возражает, поскольку из краевого бюджета осуществляется финансирование в форме субвенций публичных нормативных обязательств, которые не могут быть персонифицированы.

Суд, заслушав прокурора, лица, в интересах которого он выступает, явившихся представителей ответчиков, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом внесенных уточнений.

Никитина А.А. в судебном заседании поддерживает исковые требования и просит их удовлетворить с учетом внесенных уточнений.

Представитель Администрации муниципального образования Ейский район в судебном заседании не возражает против удовлетворения исковых требований с учетом внесенных уточнений.

В судебном заседании представитель Управления по вопросам семьи и детства муниципального образования Ейский район исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район в судебном заседании исковые требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что родители Никитиной (до брака Иващенко) А.А. (л.д. 10) – ФИО1 и ФИО2 умерли ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,14,15).

Постановлением Главы Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя Иващенко А.А. определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение, сохраненное за несовершеннолетней Иващенко А.А. на праве проживания и пользования жилое помещение по <адрес> ст. <адрес> (л.д.17) является собственностью ФИО7 в порядке наследования по завещанию (л.д.27).

В настоящее время у Никитиной А.А. имеется несовершеннолетний сын – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9)

Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от ДД.ММ.ГГГГ, Иващенко А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории ребенок – сирота (л.д.16,21) и внесена в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по льготному списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 31 (л.д.18)

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Иващенко А.А. является собственником 51000/767197 долей земельного участка с кадастровым номером из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства (л.д.22), недвижимого имущества в собственности не имеет (л.д.24,25).

Согласно ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с Приложением 14 «Ведомственная структура расходов краевого бюджета на 2009 год» к Закону Краснодарского края от 8 декабря 2008 года № 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 74.1 Бюджетного Кодекса РФ социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств, предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Исходя из положений ст. 2 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в частности детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 5 названного Закона, правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно ч.1 ст.7 того же Закона, принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, - не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.ст. 3.1, 3.5 Приложения к Постановлению Главы Администрации (губернатору) Краснодарского края от 30.07.2009 года №653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет указанной категории граждан, извещения о включении их в список граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма. Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях. Список претендентов формируется в течение трех рабочих дней с даты принятия органом местного самоуправления последнего заявления от гражданина в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет граждан категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года №805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере - предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

В соответствии с Приложением 4 к указанному Закону, субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, из расчета: количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

В соответствии с ч.3 ст. 20 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1654 – КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование, в целях обеспечения жильем, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая факт того, что Никитина А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, факт отсутствия достаточного количества финансовых средств на реализацию краевой целевой программы «Дети Кубани» в бюджете муниципального образования Ейский район, в результате чего последнее не имеет возможности реализовать государственные полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям- сиротам и лицам из их числа, считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, ст. ст. 6, 74.1 БК РФ, Федеральным Законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1654 – КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», суд, -

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования Ейский район предоставить Никтиной Алеси Алексеевне, в соответствии со Списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Ейский район, жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы.

Обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы осуществить финансирование Департамента Семейной политики Краснодарского края для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Никитиной Алеси Алексеевны, в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Ейский район.

Обязать Департамент семейной политики Краснодарского края перечислить полученные бюджетные средства в бюджет муниципального образования Ейский район.

Срок обжалования решения – десять дней в Краснодарском краевом суде путем подачи кассационной жалобы (представления) через Ейский городской суд

Председательствующий