К делу № 2-1204/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2011 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Безроднева Г.Ю.
при секретаре Пидченко О.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Краснодарского транспортного прокурора в интересах государства и неопределенного круга лиц к ООО «Лактан» о приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем
У С Т А Н О В И Л:
Краснодарский транспортный прокурор просит суд приостановить деятельность ООО «Лактан» по осуществлению эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта в морском порту Ейск, а именно деятельность по обслуживанию судов с использованием Западного грузового причала и причала № 1 в составе Набережной грузовой (литер П), на площадке автоналива и временного хранения, перевалки нефтепродуктов на морской транспорт, расположенной по адресу: г. Ейск, ул. Портовая аллея, д.5, до момента получения обществом лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление погрузо-разгрузочных операций, связанных с перевалкой опасных грузов.
Представитель ответчика в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель з\лица Департамента Росприроднадзора по ЮФО с иском согласен.
Представитель з\лица Северо-Кавказское управление Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора в суд не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав истца, представителя з\лица Департамента Росприроднадзора по ЮФО, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании Краснодарской транспортной прокуратурой в феврале-марте 2011 года была проведена проверка соблюдения требований лицензионного законодательства, законодательства о безопасности эксплуатации портовых комплексов, экологической безопасности хозяйствующими субъектами на территории морского порта Ейск.
Ответчик ООО «Лактан» зарегистрировано по адресу: г. Ейск, ул. Мичурина, 6, и осуществляет свою деятельность на территории ОАО «Ейский морской порт».
В ходе проверки выявлены нарушения требований лицензионного законодательства РФ в деятельности ООО «Лактан».
Так, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с требованиями п. 28 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования взрывопожароопасных производственных объектов определяется положением «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599, (далее Положение)
Данное Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации.
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах
В соответствии с ч. 3 Положения, лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в соответствии с договором субаренды № 2 от 01.11.2010 между ОАО «Ейский морской порт» (Арендатор) и ООО «Лактан» (Субарендатор), Арендатор передал в Субаренду в единоличное временное пользование следующие объекты: Площадки автоналива с продуктопроводом, входящие в состав Комплекса ООО «ТТДХ» по перевалке нефтепродуктов.
В соответствии с п. 2.2.2. указанного договора субаренды Субарендатор обязан иметь необходимую разрешительную и иную документацию, необходимую при эксплуатации переданных ему в аренду Объектов.
Согласно договора субаренды № 3 от 01.11.2010 между ОАО «Ейский морской порт» (Арендатор) и ООО «Лактан» (Субарендатор), Арендатор передал в Субаренду в единоличное временное пользование следующие объекты:
- Западный нулевой причал протяженностью - 99,5 м с Западным береговым откосом протяженностью - 70,6 м расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, Морской порт – кадастровый (условный) номер объекта <данные изъяты>
- Первый причал в составе Набережной грузовой, литер П 8, которая имеет общую площадь - 44325,8 кв.м длину - 651,85м, ширину - 68 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, Морской порт – кадастровый (условный) номер объекта <данные изъяты>, свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 13.10.2006 Серия 23 АВ № 120344.
07.12.2010 ОАО «Ейский морской порт» зарегистрировало в государственном реестре опасных производственных объектов Северо-Кавказкого управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № А 30-00270: Восточный грузовой причал, Западный грузовой причал, Площадку комплекса временного хранения и перевалки нефтепродуктов на морской транспорт, Площадку хранения мазутного топлива.
Данные объекты отнесены к категории взрывопожароопасных производственных объектов по критерию: хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, кроме взрывчатых материалов промышленного назначения, в соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В рамках проводимой Краснодарской транспортной прокуратурой проверки установлено, что ООО «Лактан» в нарушение указанных выше требований в период с 01.02.2011 по настоящее время осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли, при этом эксплуатирует взрывопожароопасные производственные объекты: Западный грузовой причал, Площадку комплекса временного хранения и перевалки нефтепродуктов на морской транспорт, входящие в состав зарегистрированных обществом взрывопожароопасных производственных объектов, в отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
В период с 01.02.2011 по 25.02.2011 ООО «Лактан» провело 15 операций по бункеровке топливом танкера-бункеровщика «Поэт Владимир Олефиренко» через продуктопровод на причале № 1, для дальнейшей бункеровки транспортных судов. В ходе данных операций забункерованно 1204 тонны дизельного топлива.
Таким образом, ответчиком за указанный период осуществлялась предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) – на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, при том, что ее наличие обязательно в силу требований п. 28 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Осуществление ООО «Лактан» деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов без лицензии подтверждается справкой от 25.02.2011 ФГУ «Администрация морского порта Ейск» о проведении операций по бункеровки танкера – бункеровщика «Поэт Владимир Олефиренко», справкой от 22.02.2011 № 600/07-10.1 Ростехнадзора о необходимости получения ООО «Лактан» лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, справкой от 23.03.2011 № 961/07-10.1 Ростехнадзора о необходимости получения ООО «Лактан» лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, договором № 4 от 01.02.2011 на поставку обществом ГСМ на теплоход «Чероки», договором № 5 от 07.02.2011 на поставку обществом ГСМ на теплоход «Мистер К», договором поставки нефтепродуктов № НП-0909/10 от 25.10.2010 в адрес ООО «Лактан», договором поставки нефтепродуктов № 11 от 31.01.2011 в адрес ООО «Лактан», договором о взаимном оказании услуг от 20.01.2011 заключенным между ООО «Лактан» и ООО «Азов-Транзит» (владелец судна-бункеровщика «Поэт Владимир Олефиренко»).
Обязательные лицензионные требования регламентированы Положением «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599, и только при соблюдении всех требований уполномоченным органом обществу может быть выдана данная лицензия. До настоящего времени обществом лицензионные требования не соблюдаются. Эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии) в непосредственной близости к акватории Таганрогского залива Азовского моря и жилым сектором г. Ейска создает угрозу наступления негативных последствий, как для работников ООО «Лактан» и ОАО «Ейский морской порт», так и для жителей г. Ейска, и отдыхающих на Азовском побережье.
Кроме того, прокурорской проверкой также выявлено, что ООО «Лактан» осуществляет деятельность по погрузке, разгрузке опасных грузов в морском порту Ейск без наличия государственной экологической экспертизы, обосновывающей возможность осуществления этой деятельности с учетом ее негативного воздействия на экологию Ейского района и Азовского моря.
Так, в соответствии со ст. ст. 42, 58, 72 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 33. Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» определено, что эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
При проведении прокурорской проверки в феврале 2011 года в ООО «Лактан» установлено, что в соответствии с договором о взаимном оказании услуг от 20.01.2011 ООО «Лактан» оказывает ООО «Азов -Транзит» услуги но перевалке топлива через терминал перевалки нефтепродуктов ООО «ТТДХ», расположенный на территории ОАО «Ейский морской порт», на борт судна - бункеровщика «Поэт Владимир Олефиренко», который принадлежит ООО «Азов - Транзит».
При осуществлении деятельности по погрузке нефтепродуктами судна - бункеровщика «Поэт Владимир Олефиренко», ООО «Лактан» производит прием и временное хранение автоцистерн до их выгрузки в бункеровщик на площадке автоналива с продуктопроводом, расположенных на Западном грузовом причале.
Вместе с тем осуществление погрузо-разгрузочных операций, связанных с перевалкой нефтепродуктов на суда, ООО «Лактан» производится в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой в целях установления соответствия осуществляемого вида деятельности требованиям и нормам экологического законодательства, а также оценки негативного воздействия данной деятельности на окружающую природную среду.
Осуществление обществом деятельности в нарушение требований экологического законодательства, и в нарушение лицензионных требований которые неукоснительно должны соблюдаться лицензиатом при осуществлении лицензируемых видов деятельности для предотвращения негативных последствий, создает угрозу причинения непоправимого вреда уникальной экосистеме Азовского моря, здоровью, как работников предприятия, так и населения Краснодарского края, а также значительного материального ущерба субъекту федерации и государства в целом.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, в случае, если эксплуатация объекта создает опасность причинения вреда в будущем, по решению суда такая деятельность может быть приостановлена.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,-
Р Е Ш И Л:
Приостановить деятельность ООО «Лактан» по осуществлению эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта в морском порту Ейск, а именно деятельность по обслуживанию судов с использованием Западного грузового причала и причала № 1 в составе Набережной грузовой (литер П), на площадке автоналива и временного хранения, перевалки нефтепродуктов на морской транспорт, расположенной по адресу: г. Ейск, ул. Портовая аллея, д.5, до момента получения обществом лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление погрузо-разгрузочных операций, связанных с перевалкой опасных грузов.
Срок обжалования решения в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд, со дня изготовления решения в окончательной форме 19.08.2011 г.
Судья