Решение по иску Краснодарского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО `Ейск-Порт-Виста` о приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.



К делу 2-1516\11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

"21" июня 2011 года    Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего          Отрошко В.Н.

при секретаре                          Савенковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Краснодарского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Ейск-Порт-Виста» третьи лица Департамент Росприроднадзора по ЮФО, Северно-кавказское управление по технологическому, экологическому и атомному надзору, Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля КК. О приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда в бедующем.

у с т а н о в и л:

Краснодарский природоохранный прокурор обратился с иском в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчику с требованием приостановить деятельность ответчика по осуществлению эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта в морском порту г. Ейска, деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов с использованием перегрузочного комплекса до момента получения ответчиком лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов и на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, а также положительного      заключения государственной экологической экспертизы на перевалку лома черного металла.

В судебном заседании прокурор отказался от заявленных им требований в отношении взрывопожароопасных производственных объектов.

Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом прокурор просил суд учесть тот факт, что отсутствие государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов с использованием перегрузочного комплекса нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе и на экологию окружающей среды, биоресурсов. Так как установить нарушения допускаемые ответчиком установить не возможно. Прокурор считает, что технологический процесс разгрузки лома и формирование судовых партий подразумевает под собой, в том числе и хранение лома черного металла. Считает, что ответчик намерено, трактует свою деятельность «перевалкой» лома черного металла, не подлежащей лицензированию. Кроме того прокурор ссылается на наличие подобных лицензий в других портах РФ, в том числе и г. Ейске.

Представители ответчика просили суд отказать прокурору в удовлетворении требований, так как деятельность ответчика по «перевалки» черного металла лицензированию не подлежиат, так как лицензия выдается лишь на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов. При этом представители подтвердили тот факт, что технологический процесс перевалки лома связан с его разгрузкой, складированием на территории причала связанное с формированием судовой партии. По данным основания просят в удовлетворении требований отказать, так как требования прокурора противоречат требованиям закона. Также просят учесть и тот факт, что прокурором не доказан факт хранения черного металлолома. Просят в требованиях отказать.

Изучив материалы дела, выслушав мнения сторон, суд приходит к выводу о необходимости требования Краснодарского транспортного прокурора удовлетворить в полном объеме, по следующим основаниям. Краснодарский транспортный прокурор в феврале 2011 года письмом 23\1\11\2011\658 истребованы сведения о наличии лицензии на хранение лома черного металла. (л.д. 9). Ответом (л.д. 12) установлено отсутствие соответствующей лицензии, в том числе и на нефтиналевную деятельность. Об отсутствии лицензии также сообщил письмом и сам ответчик, при этом подтвердил отгрузку лома черных металлов (л.д. 12). Данные сведения по перевалки лома также подтверждаются и ГУ Администрация Ейского морского порта (л.д. 13,14). Обстоятельства, изложенные прокурором, подтверждаются и актом проверки от 12.01.2011 года.(л.д. 17) в котором отмечено наличие нарушений не позволяющих получить истребуемую лицензию.

Принимая решение, суд учитывает то факт, что прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ отказался о части требований, по приостановки эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Основанием для такого отказа послужил тот факт, что ответчиком в период рассмотрения настоящего дела получена соответствующая лицензия за № ВП – 30-003739(жн) от 25 мая 2011г. (л.д. 39,40). По мнению суда необходимо учесть и тот факт, что ответчик указывает, что осуществляет «перевалку» металлолома со сбором судовых партий, при этом суд учитывает тот факт, что перевалка груза осуществляется и со складированием до судовой партии на причале. Таким образом, по мнению суда, доводы ответчика не состоятельны т.к. перевалка является способом сбора судовых партий черного металлолома.

Оценивая сложившиеся правоотношения, суд учитывает положения ст. 49 ГК РФ которой предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Кроме того, в ходе судебного заседания установлен факт осуществления ООО «Ейск-Порт-Виста» деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов при отсутствии лицензии на данный вид деятельности, а также при отсутствии государственной экологической экспертизы обосновывающей возможность осуществления этой деятельности с учетом ее негативного воздействия на экологию Ейского района и Азовского моря.

В соответствии с ч.4 ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правила обращения с ломом и отходами - черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом. Под переработкой лома черных металлов понимают - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов. Под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

В соответствии с требованиями п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит заготовка, переработка и реализация лома черных металлов. При этом суд критически относится к указаниям ответчика о том обстоятельстве, что ими хранение не производится, а лишь перевалка с накоплением судовых партий, что по мнению суда и является периодом хранения.

Порядок лицензирования по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов определяется положением «О лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 766, в котором определен порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. В соответствии с п. 3 ч. 1 Положения, лицензирование заготовки, переработки и реализации лома черных металлов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 17 Положения, осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных металлов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В ходе прокурорской проверки установлено, что в период времени с 12.12.2010 по 05.03.2011 года осуществлялось накопление судовых партий до суммы 13652,86 тонн. При этом в судебном заседании установлено отсутствие соответствующей лицензии как на момент прокурорской проверки так и в период рассмотрения настоящего дела.

лезнодорожным транспортом. На грузовой площадке общества данный лом черных металлов разгружался силами общества, и хранился до сбора судовой партии. В процессе хранения лом черных металлов прессовался с помощью ковша погрузчика и бетонного камня, после чего в период с 19.01.2011 по настоящее время лом черных металлов отгружается на морские суда, которыми вывозится за пределы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 33. Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В отношении отсутствия экологическая экспертиза суд учитывает, что ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» определено, что эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

При проведении проверки в феврале 2011 года в ООО «Ейск-Порт-Виста» установлено, что в соответствии с выданным заключением экспертной комиссии госэкспертизы Северо - Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору № 517 от 20.09.10 г. по материалам «Экологического обоснования деятельности во внутренних морских водах» основными грузами переваливаемыми через причалы № № 8,9 являются: лес круглый навалом, лес пакетированный, пиломатериалы, зерно насыпью, кукуруза, зерно насыпью, ячмень, сорго, овес мягкие контейнеры с сыпучими грузами, нефтепродукты и другие генеральные грузы. Однако, ООО «Ейск-Порт-Виста» осуществляет деятельность на указанных причалах по перевалке лома черных металлов, что не соответствует деятельности указанной в документации, на которую обществом получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Осуществление указанных лицензируемых видов деятельности в нарушение требований экологического законодательства, и в нарушение лицензионных требований которые неукоснительно должны соблюдаться лицензиатом при осуществлении лицензируемых видов деятельности для предотвращения негативных последствий, создает угрозу причинения непоправимого вреда уникальной экосистеме Азовского моря, здоровью, как работников предприятия, так и населения Краснодарского края, а также значительного материального ущерба субъекту федерации и государства в целом.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, в случае, если эксплуатация объекта создает опасность причинения вреда в будущем, по решению суда такая деятельность может быть приостановлена.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Приостановить деятельность ООО «Ейск-Порт-Виста» по осуществлению эксплуатации производственного объекта в морском порту г.Ейск, деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов с использованием перегрузочного комплекса, расположенного по адресу: г. Ейск, <адрес> до момента получения обществом лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы на перевалку лома черных металлов.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, т.е. с 27.06.2011 г.

Председательствующий