решение по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия должностных лиц ОМВД РФ по Ейскому району по непринятию мер по надлежащей организации деятельности ИВС



К делу № 2 – 2280/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 21 сентября 2011 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Хватовой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованные лица – Отдел министерства внутренних дел РФ по Ейскому, Главное Управление министерства внутренних дел РФ по Краснодарскому краю, о признании незаконным бездействия должностных лиц по непринятию мер по надлежащей организации деятельности ИВС ОМВД по Ейскому району и понуждении устранения допущенных нарушений,-

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд и просит признать незаконным бездействие должностных лиц ОМВД РФ по Ейскому району по непринятию мер соблюдения требований ст.ст. 16,23 ФЗ от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Приказа МВД РФ от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в части обеспечения арестованных лиц нормативной санитарной площадью в камере ИВС в размере не менее 4 кв.м., постельными принадлежностями, скамейками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, вешалками для верхней одежды, кнопками для вызова дежурного, библиотекой и настольными играми; признать незаконным бездействие должностных лиц ОМВД РФ по Ейскому району по непринятию мер, направленных на создание условий, связанных с содержанием лиц, арестованных в административном порядке; обязать ОМВД РФ по Ейскому району принять меры к устранению нарушений требований ст.ст. 16,23 ФЗ от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Приказа МВД РФ от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»; обязать ОМВД РФ по Ейскому району принять меры к организации содержания лиц, арестованных в административном порядке в соответствии с Приказом МВД РФ от 06.06.2000 года №605 «Об утверждении правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке» в специальном приемнике.

Выслушав участвующего в деле помощника Ейского межрайонного прокурора, представителя ОМВД РФ по Ейскому району, представителя ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Помощник прокурора в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме, поскольку выявленные нарушения имеют место быть, прокуратурой неоднократно вносились представления на бездействия должностных лиц, однако на сегодняшний день никаких мер по устранения данных недостатков не предпринято.

Представитель ОМВД РФ по Ейскому району в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия отказать, поскольку деятельность ИВС ОМВД по Ейскому району основана в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, МВД России. Руководством отдела и ИВС принимались все возможные меры для улучшения материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по Ейскому району. Выявляемые Ейской межрайонной прокуратурой нарушения устранялись по мере имеющихся возможностей. Соблюдение санитарной нормы площади в камерах ИВС Отдела МВД России возможно только в ближайшем будущем, поскольку требует не только финансовых затрат, но и длительного периода времени необходимого для запуска Специального приемника распределителя.

Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю в судебном заседании в обоснование своих возражений относительно заявленных требований пояснил, что анализ представлений Ейской межрайонной прокуратуры за период с 2009 года по 2011 год указывает, что в 2011 году нарушения материально-технического обеспечения ИВС не выявлялись и не указывались, что является подтверждением проводимой руководством ОМВД России по Ейскому району работы по улучшению материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в ИВС. Перелимит наполняемости ИВС, и как следствие, нарушение норм санитарной площади на одного арестованного, имеет место из-за того, что ИВС расположен в здании старой постройки и не соответствует современным требованиям и численности населения Ейского района. В условиях недостаточного финансирования со стороны края Руководством ОМВД проделана большая работа по привидению ИВС в соответствие с законодательством РФ, также руководство тщательно следит за соблюдением норм санитарной площади и недопущению перелимита в камерах ИВС.

В судебном заседании установлено, что изолятор временного содержания (ИВС) является структурным подразделением УВД по Ейскому району, в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ (л.д.20-23).

В ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки законности содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также законности содержания административно арестованных в ИВС УВД по Ейскому району на предмет соблюдения и исполнения ФЗ РФ №103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 года №726 «О порядке отбывания административного ареста» выявлены грубые нарушения ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п.19 Положения о порядке отбывания административного ареста, относительно соблюдения требований о норме санитарной площади в камерах на одного человека, при этом установлено, что изолятор временного содержания рассчитан на содержание 26 человек, в то де время ежедневно в нем содержится 40-47 человек (л.д.28-29). Специальный приемник для административно – арестованных в УВД по Ейскому району отсутствует, для содержания лиц, арестованных в административном порядке оборудованы и используются две камеры №7,8 в ИВС УВД по Ейскому району, санитарные нормы площади на одного человека (л.д.30-31), что свидетельствует о недопустимых условиях содержания лиц в ИВС УВД по Ейскому району. На основании изложенного в адрес начальника УВД по Ейскому району Ейским межрайонным прокурором вынесено представление от 10.05.2011 года №16-02-2011/3758, с требованием провести служебную проверку по данному факту, по результатам которой привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д.24-26).

По результатам проведения служебной проверки в отношении начальника ИВС УВД по Ейскому району решено ограничиться ранее наложенным взысканием. Заместителю начальника УВД по Ейскому району – начальнику тыла указано активизировать процесс оформления документов по передаче объекта недвижимости по <адрес> в оперативное управление УВД по Ейскому району в целях создания на его базе приемника распределителя для лиц, подвергнутых административному аресту (л.д.27).

Материалами дела подтверждается, что Ейской межрайонной прокуратурой неоднократно в адрес начальника УВД по Ейскому району вносились представления об устранении нарушений, в том числе и по указанным выше вопросам (л.д.32-34, 38-40,43-45,50-53, 64-65, 68-69, 72-75).

Согласно ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1,2 ст.27.6 КоАП РФ, задержанные в административном порядке лица, содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время вопросы содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года №627 и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными Приказом МВД России № 605 от 06.06.2000 года.Согласно п.19 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными Приказом МВД России №605 от 06.06.2000 года, Арестованные размещаются в камерах и обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями (на время сна). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. метров.

Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст.ст.22), также закреплена норма санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 кв.м., при этом все камеры должны быть обеспечены средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Статьей 33 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусмотрено раздельное размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах с учетом их личности и психологической совместимости.

Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС). Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды;

полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В судебном заседании установлен факт несоблюдения Отделом МВД РФ по Ейскому району нормы санитарной площади на одного человека, а также обеспечение арестованных надлежащими бытовыми условиями (отсутствие в камерах скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопок вызова дежурного, настольных игр, изданий периодической печати), тогда как обеспечение подозреваемых и обвиняемых необходимыми бытовыми условиями, коммунально-бытовым обслуживанием, обусловлено требованием создания нормальных условий существования человека в местах содержания под стражей. В период пребывания в местах содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые лишаются или ограничиваются в возможности пользования определенными материальными благами. Однако условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или унижать их человеческое достоинство. Кроме того, бытовые условия мест содержания под стражей не должны отрицательно влиять на здоровье подозреваемых и обвиняемых. Именно по этому действующим законодательством устанавливается обязанность обеспечения лиц, содержащихся под стражей, бытовыми условиями, соответствующими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия должностных лиц ОМВД РФ по Ейскому району по непринятию мер соблюдения требований действующего законодательства, суд исходит из того, что в судебном заседании представителями заинтересованных лиц представлены следующие документы: инвентарные карточки учета основных средств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98), оборотные ведомости по нефинансовым активам от ДД.ММ.ГГГГ – медицинским препаратам (л.д.99-101), предметам личной гигиены и постельных принадлежностей (л.д.102-103,117), доказательства надлежащего этапирования спецконтингента (л.д.104-111,115), доказательства направления административно – арестованных в ближайшие специальные приемники, в связи с перелимитом (л.д.112-114), договор на оказание медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.124), договор купли – продажи медикаментов и изделий медицинского назначения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.125), договор на оказание прачечных услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.126-127), договор№ от ДД.ММ.ГГГГ на монтаж автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (л.д.128), договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций (л.д.129), государственный контракт на оказание услуг по организации питания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.130-131), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132-133), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.134-135), договор от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по дератизации, дезинсекции, дезинфекции (л.д.141), а также переписка о передаче в оперативное управление ОМВД РФ по Ейскому району нежилого здания по <адрес> (государственная собственность), для размещения в нем приемника - распределителя (л.д.142-153), техническое заключение от 18.03.2009 года о возможности реконструкции данного нежилого помещения (л.д.154-157) – данные обстоятельства свидетельствуют о целенаправленной работе должностных лиц ОМВД РФ по Ейскому району по устранению указанных прокурором недостатков, в виду чего суд не усматривает бездействия данных лиц в вопросе устранения перечисленных нарушений.

Кроме того, как выше перечисленными документами, так и представленными фотографиями изолятора временного содержания Отдела МВД РФ по Ейскому району подтверждается, что в настоящее время арестованные лица обеспечены постельными принадлежностями, вешалками для верхней одежды (л.д.158-167), в виду чего суд считает необходимым в части понуждения ОМВД РФ по Ейскому району по принятию мер к устранению данных нарушений, отказать. В то же время шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей расположен за пределами камер, что является нарушением требований действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить частично.

Руководствуясь ст.ст. 45, 254-258 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л:

Обязать ОМВД РФ по Ейскому району принять меры к устранению нарушений требований ст.ст. 16, 23 Федерального Закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», а именно: обеспечить арестованных лиц нормативной санитарной площадью в камере изолятора временного содержания Отдела МВД РФ по Ейскому району в размере не менее 4 кв.м. на одного человека, скамейками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, кнопками для вызова дежурного, библиотекой и настольными играми.

Обязать ОМВД РФ по Ейскому району принять меры к организации содержания лиц, арестованных в административном порядке в соответствии с Приказом МВД РФ от 06.06.2000 года № 605 «Об утверждении правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке», в специальном приемнике.

В остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы (представления) через Ейский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме 26.09.2011 года.

Председательствующий